Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 88-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альберго Томск" о признании недействующим решения Думы города Томска от 5 июля 2011 г. N 171 "О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Город Томск" в части
по апелляционной жалобе Думы города Томска на решение Томского областного суда от 12 ноября 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Альберго Томск" Свобода И.А и Маслова В.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Думы города Томска от 19 августа 2008 г. N 965 установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним за расположенные на территории муниципального образования "Город Томск" и находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1 приложения N 2 к решению Думы города Томска от 19 августа 2008 г. N 965 "Коэффициенты к ставкам арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей осуществления строительства" в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц по истечении 1 года со дня окончания срока действия договора аренды, установленного в момент его подписания, независимо от факта продления, возобновления, заключения договора аренды на новый срок к ставкам арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства промышленно-производственных объектов, отдельно стоящих административных, коммерческих и офисных объектов, применяется коэффициент 2.
Решением Думы города Томска от 5 июля 2011 г. N 172 утверждено положение "О переходе на взимание арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и предоставленными в аренду от имени муниципального образования "Город Томск", от кадастровой стоимости земельных участков" (далее - Положение).
Думой города Томска 5 июля 2011 г. также принято решение N 171 "О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Город Томск" в случаях её расчёта от кадастровой стоимости земельного участка" (далее - решение Думы города Томска от 5 июля 2011 г. N 171).
Пунктом 2.1 решения Думы города Томска от 5 июля 2011 г. N 171 (введён решением Думы города Томска от 26 июня 2012 г. N 414) установлено, что взимание арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей строительства, за исключением случаев, когда строительство осуществляется за счёт средств городского бюджета, производится по ставкам арендной платы с учётом коэффициентов, предусмотренных названным решением, и с применением, коэффициентов, в том числе согласно пункту 1 приложения N 2 к решению Думы города Томска от 19 августа 2008 г. N 965.
Решение Думы города Томска от 5 июля 2011 г. N 171 опубликовано 14 июля 2011 г. в Сборнике официальных материалов муниципального образования "город Томск", N 27.1.
Общество с ограниченной ответственностью "Альберго Томск" (далее - ООО "Альберго Томск") обратилось в Томский областной суд с уточнённым в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 2.1 решения Думы города Томска от 5 июля 2011 г. N 171 в части применения к ставкам арендной платы коэффициента согласно пункту 1 приложения N 2 к решению Думы города Томска от 19 августа 2008 г. N 965 при взимании арендной платы за земельные участки по истечении 1 года со дня окончания срока действия договора аренды, установленного в момент его подписания, независимо от факта продления, возобновления, заключения договора аренды на новый срок.
В обоснование своих доводов общество указывало на то, что применение оспариваемой нормы влечёт осуществлённое повышение размера арендной платы и не согласуется с принципом экономической обоснованности, регламентированным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).
Решением Томского областного суда от 12 ноября 2015 г. административное исковое заявление ООО "Альберго Томск" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Дума города Томска просит решение суда отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обществом и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (подлежащего применению на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При этом общие принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ, действовавший в период принятия оспариваемого нормативного правового акта). Данное положение конкретизировано и закреплено в статье 39.7 ЗК РФ (вступившей в силу с 1 марта 2015 г.), согласно которой размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Основные принципы) установлены постановлением N 582 и являются общеобязательными.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Проверяя доводы административного истца относительно соблюдения утверждённых постановлением N 582 Основных принципов определения арендной платы при принятии решения Думы города Томска от 5 июля 2011 г. N 171 суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что с введением в действие пункта 2.1 решения Думы города Томска от 5 июля 2011 г. N 171 в части применения к ставкам арендной платы коэффициента согласно пункту 1 приложения N 2 к решению Думы города Томска от 19 августа 2008 г. N 965 изменяется порядок расчёта арендной платы для определённой категории арендаторов и введён дополнительный коэффициент, помимо ранее установленных, что не отвечает принципу запрета необоснованных предпочтений, который означает, что порядок расчёта размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться, а также принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений может привести к созданию дискриминационных условий в сфере арендных отношений.
Из пояснительной записки к проекту решения Думы города Томска от 26 июня 2012 г. N 414 "О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Томска от 5 июля 2011 г. N 171 "О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Город Томск" в случаях её расчёта от кадастровой стоимости земельного участка", усматривается, что введение дополнительных коэффициентов является мерой экономического воздействия в целях сокращения сроков строительства (штрафные санкции). Кроме того, переход части арендаторов к расчёту арендной платы от кадастровой стоимости земельных участков может создать неравные условия в объёме платёжной нагрузки для арендаторов земельных участков по одним и тем же видам целевого использования.
Суд первой инстанции проанализировал данный документ и сделал правильный вывод, что введение дополнительных коэффициентов в качестве штрафных санкций не предусмотрено земельным законодательством. Установление органом местного самоуправления различного порядка расчёта размера арендной платы за земельные участки, отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не отвечает Основным принципам определения арендной платы, установленных действующим законодательством. Установление пунктом 1 приложения N 2 к решению Думы города Томска от 19 августа 2008 г. N 965 применительно к пункту 2.1 решения Думы города Томска от 5 июля 2011 года N 171 коэффициента к ставке арендной платы по истечении одного года со дня окончания срока действия договора аренды, установленного в момент его подписания, независимо от факта продления, возобновления, заключения договора аренды на новый срок произведено без учёта дифференциации по видам разрешенного использования земельных участков, видам экономической деятельности арендаторов, площади земельных участков и обусловлено только окончанием срока действия первоначального договора аренды.
При указанных обстоятельствах, суд правомерно признал, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям приведённых выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и нарушает права, свободы и законные интересы ООО "Альберго Томск", поскольку приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельный участок, арендатором которого общество является.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Томского областного суда от 12 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы города Томска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 88-АПГ16-1
Текст определения официально опубликован не был