Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев по требованию гражданки Е.В. Клейменовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции, признал правомерным решение органа местного самоуправления об отказе гражданке Е.В. Клейменовой в согласовании схемы расположения земельного участка в целях предоставления его в аренду для индивидуального жилищного строительства. При этом суд апелляционной инстанции учел, что Е.В. Клейменова не вправе претендовать на получение земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном частями 3 и 4 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку земельный участок необходим ей для индивидуального жилищного строительства, а орган местного самоуправления не опубликовал сообщение о приеме от граждан заявлений о предоставлении этого земельного участка в указанных целях.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.В. Клейменова оспаривает конституционность следующих положений статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ:
части 3, предусматривающей, что в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона);
части 4, устанавливающей, что в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона).
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (часть 2), 53 и 55 (части 2 и 3), поскольку лишают граждан возможности утвердить в органе местного самоуправления схему расположения земельного участка и получить этот участок в аренду согласно законодательству, действовавшему до принятия Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, в случае, если данная схема была направлена гражданами до вступления в силу данного Федерального закона, но не была утверждена в установленные сроки органом местного самоуправления.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), одновременно предусматривает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). При этом федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли в зависимости от ее категории, целевого назначения и вида разрешенного использования.
Части 3 и 4 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, учитывающие особенности предыдущего правового регулирования отношений по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства и для целей, не связанных со строительством, обеспечивают необходимую в таких случаях преемственность этих отношений.
Как следует из представленных материалов, суды не установили в деле заявительницы соблюдения условий, предусмотренных оспариваемыми законоположениями в целях применения прежнего правового регулирования, и, соответственно, эти законоположения сами по себе не могут расцениваться как нарушающие ее конституционные права.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Клейменовой Екатерины Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 581-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Клейменовой Екатерины Владимировны на нарушение ее конституционных прав частями 3 и 4 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был