Письмо Минфина России от 14 марта 2016 г. N 02-02-04/13774
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение филиала в части определения размера ответственности по контракту и сообщает следующее.
Согласно части 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Порядок N 1063).
По информации, содержащейся в тексте обращения, государственным контрактом предусмотрены календарные сроки, равные одному месяцу, а графиком производства работ установлен объем обязательств, необходимых к исполнению за каждый календарный срок.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 1063 установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) х С.
Вместе с тем, необходимо отметить, что неустойка рассматривается как одна из мер гражданско-правовой ответственности, что обуславливает ее компенсационный характер.
По мнению Департамента, в отличие от иных видов ответственности, особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что размер таких мер должен соответствовать понесенным потерпевшим (кредитором) убыткам и не допускать неосновательное обогащение лица, понесшего убытки. В этой связи наступившие убытки (вред) не только являются условием применения ответственности, но и определяют размер ответственности (в отличие от публичных отраслей права, где размер ответственности определяется степенью вины правонарушителя).
Для применения ответственности в виде неустойки достаточно факта нарушения обязательств (в соответствии с частью 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), отсутствие вины, влекущее освобождение нарушителя от ответственности, доказывается лицом, нарушившим обязательство).
Таким образом, по мнению Департамента, размер установленной в соответствии с Правилами N 1063 неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки.
Кроме того, рассматривая вопрос о размере неисполненного обязательства, Департамент исходит из того, что договор не является единым обязательством и в рамках договора может возникать несколько обязательств из единого юридического факта (пункт 2 статьи 307 Гражданского кодекса). Содержание каждого составляющего договор обязательства определяют право требования кредитора и противостоящая ему обязанность должника (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса), а также характер обязательства: является ли оно делимым (предмет которого может быть разделен на однородные части так, чтобы каждая часть сохраняла все существенные свойства целого) или неделимым (предмет которого не допускает разделения на части).
Таким образом, условия контракта об ответственности контрагента за ненадлежащее исполнение (неисполнение) установленных обязательств могут быть разграничены по видам составляющих договор обязательственных правоотношений. В этой связи, Департамент полагает, что в случае, если в государственном контракте установлены календарные сроки и предусмотрены обязательства, необходимые к исполнению в указанный срок, то в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
При этом, если государственным контрактом предусмотрена оплата выполненных обязательств за каждый календарный срок, равный одному месяцу, то при использовании формулы расчета пени, указанной в пункте 6 Порядка N 1063 в качестве величины "Ц" используется сумма, необходимая к оплате за предусмотренные графиком производства работ обязательства за месяц, в котором допущена просрочка исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, из которой вычитается сумма фактически выполненных поставщиком (исполнителем, подрядчиком) работ по государственному контракту в указанном месяце (величина "В").
Однако, если государственным контрактом не предусмотрена оплата обязательств за каждый календарный срок, при использовании формулы расчета пени, указанной в пункте 6 Порядка N 1063 в качестве величины "Ц" используется общая цена государственного контракта, из которой вычитается сумма фактически выполненных работ на текущий месяц, то есть общий объем работ, выполненных поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по государственному контракту, в том числе и за предыдущие месяцы (величина "В").
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрена следующая ситуация. Госконтрактом предусмотрены календарные сроки, равные одному месяцу, а графиком производства работ установлен объем обязательств, необходимых к исполнению за каждый календарный срок.
Правительством РФ определено, как начисляется пеня за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства по контракту.
По мнению Минфина России, размер установленной в соответствии с правительственными правилами неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки.
Также разъяснено следующее. Если в госконтракте установлены календарные сроки и предусмотрены обязательства, необходимые к исполнению в указанный срок, то в случае просрочки, а также при неисполнении или ненадлежащем исполнении заказчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Сообщается, как рассчитывается пеня, если госконтрактом установлена оплата выполненных обязательств за каждый календарный срок (один месяц), и что делать, если госконтрактом это не предусмотрено.
Письмо Минфина России от 14 марта 2016 г. N 02-02-04/13774
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", апрель 2016 г., N 4