Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(рекомендуемое)
Рекомендации
по установлению рисков потребителя при приемочном контроле у поставщика
В.1 Полный риск потребителя
Введенное в настоящем стандарте понятие "риск потребителя при контроле поставщика" имеет условный характер. Соответствующая величина характеризует максимальную вероятность принятия положительного решения по результатам контроля при условии, что качество совокупности, например партии продукции, не соответствует установленным требованиям. Однако сама вероятность поставки партии несоответствующего качества может быть весьма различной. Для поставщика с надежной репутацией, имеющего сертификаты авторитетных организаций на системы качества, эта вероятность невелика. Наоборот, для поставщика, не имеющего таких сертификатов, не владеющего методами управления качеством, неспособного обеспечить стабильность производственных процессов, велика вероятность поставки партии несоответствующего качества.
Потребителя интересует полный риск, который учитывает и вероятность поступления на контроль совокупности продукции несоответствующего качества, и вероятность пропуска процедурой контроля такой продукции. В литературе по математической статистике такой риск называется байесовским. Его рассчитывают с учетом априорной информации, т.е. информации, имеющейся в наличии до контроля качества.
Формула, с помощью которой устанавливается связь полного (байесовского) и условного рисков потребителя, приведена в В.4.
В.2 Связь объемов контроля со значением риска потребителя
Защита потребителя через уменьшение нормативного значения условного риска является дорогостоящим средством. На рисунке В.1 и в таблице В.1 представлены зависимости объемов контроля n от риска . Из них видно, как быстро растут объемы контроля, а следовательно, затраты на контроль с уменьшением .
В тех случаях, когда априорная вероятность получения партий продукции несоответствующего качества мала, например меньше . . . , нет необходимости устанавливать малое значение . Это приводит только к удорожанию контроля.
Система, установленная настоящим стандартом, защищает потребителя не установлением малых значений , а предоставлением потребителю права устанавливать самостоятельно в индивидуальном порядке (без согласования с кем-либо).
Если потребитель не имеет уверенности в достоверности информации о качестве поставляемой продукции, то он может защищать себя уменьшением , что приводит к повышению себестоимости продукции.
В.3 Оценки систем качества поставщика и приемочный контроль
Система взаимоотношений, устанавливаемая настоящим стандартом, поощряет обе стороны сосредоточить усилия на системах обеспечения качества и их оценках, а не на контроле качества. Чем лучше работает система обеспечения качества поставщика и чем больше информации об этом у потребителя, тем дешевле приемочный контроль.
"Рисунок В.1 - Зависимость объемов выборок для одноступенчатого (верхняя кривая ) и двухступенчатого (нижняя кривая ) контроля от риска потребителя при контроле поставщика для объема партии N"
Настоящий стандарт предоставляет потребителю возможность отказаться от приемочного контроля или перейти к приемке части партий без контроля, используя более дешевые способы защиты себя от поставки продукции низкого качества, такие как инспекции систем качества поставщика и анализ данных контроля и испытаний, полученных в процессе производства.
В.4 Рекомендации по установлению нормативного значения риска потребителя при контроле поставщика
В.4.1 Потребитель, изучив характер поставок партий продукции данным поставщиком, в том числе стабильность качества, учитывая результаты сертификации системы обеспечения качества продукции поставщика, аттестации производств и другие факторы, может оценить априорную вероятность поступления на СПК поставщика партии продукции, не соответствующей требованию к ее качеству:
,
(В.1)
где - вероятность невыполнения требования к групповому показателю качества (q - например, уровень несоответствий);
- нормативное значение группового показателя качества;
q - ожидаемое фактическое значение группового показателя качества.
В.4.2 Полный (байесовский) риск потребителя удовлетворяет неравенству:
,
(В.2)
где - риск потребителя при контроле поставщика.
Если значение существенно меньше 1, например не превосходит 0,1, потребитель может повысить значение риска , сохранив при этом достаточно малое значение полного риска потребителя .
В.4.3 В случае ориентации потребителя на некоторую допустимую вероятность принятия решения о соответствии для совокупности, не соответствующей требованию к ее качеству (например, = 0,01 или = 0,05), он может определять значение по формуле
(В.3)
Аналогичное соотношение имеет место для непрерывного статистического контроля. Все приведенные соотношения с точностью до знака неравенства справедливы для любого группового показателя качества.
В.4.4 Назначенное на основе формулы (В.3) значение выражает доверие потребителя к качеству поставляемой продукции. При возрастании , что означает увеличение доверия потребителя, существенно сокращаются объемы контроля и соответствующие затраты на его проведение.
В.4.5 При использовании схем СПК с переключением на планы контроля различной жесткости потребитель (третья сторона) может устанавливать ограничение на средний но схеме риск потребителя, пользуясь следующей формулой:
(В.4)
где - ограничение на средний по схеме риск потребителя при контроле поставщика - вероятность принять партию с q = ,
- средний по схеме полный (байесовский) риск потребителя, допустимый с точки зрения потребителя (третьей стороны).
В.5 Оценка априорной вероятности поступления партии продукции низкого качества
В.5.1 Методика оценки априорной вероятности поступления партии продукции низкого качества является внутренним делом потребителя (третьей стороны). Она может быть, в частности, основана только на экспертной оценке лица, осуществляющего назначение , или на любой другой оценке.
В.5.2 Допускается по договоренности изготовителя и потребителя назначать как функцию от информации изготовителя о фактическом уровне качества продукции. В частности, может быть функцией приемочного уровня качества , назначаемого в одностороннем порядке изготовителем: . Вид зависимости от при этом должен быть согласован между изготовителем и потребителем.
В.5.3 Допускается также устанавливать зависимость от результатов аттестации производств и сертификации систем качества. При положительных результатах аттестации производств и (или) сертификации систем качества не рекомендуется назначать ниже 0,5 (см. таблицы В.1, В.2 степеней доверия).
В.6 Степени доверия потребителя
Таблица В.1 позволяет назначить , в зависимости от степеней доверия потребителя, которые определяются видом и количеством априорной информации о поставщике.
Данная таблица может быть основой для выбора , потребителем, хотя потребитель и поставщик или только потребитель, а также третья сторона вправе устанавливать собственные методики и соответствующие правила назначения .
Настоящий стандарт рекомендует использовать ряды значений , приведенные в таблице В.1 или В.2.
Таблица В.1 имеет семь степеней доверия, а таблица В.2 - десять степеней, при этом нижнее крайнее значение степеней доверия этих таблиц соответствует сплошному контролю, а верхнее - переходу к приемке без контроля, по доверию.
Таблица В.1
Степень доверия |
Нормативное значение риска потребителя |
|||
|
Т1 |
- |
требование сплошного контроля продукции перед поставкой потребителю |
0 |
|
Т2 |
- |
отсутствие надежной информации о возможностях поставщика обеспечить требуемое качество или информация о низком качестве его поставок, отрицательные отзывы других потребителей |
0,1 |
|
Т3 |
- |
отсутствие сертификата на продукцию и систему обеспечения качества, отсутствие собственного опыта заказов у данного поставщика, отсутствие процедур статистического управления технологическими процессами, но при учете косвенной положительной информации от других потребителей или обществ потребителей |
0,25 |
|
Т4 |
- |
отсутствие у поставщика сертификата на систему обеспечения качества, но при наличии сертификата на продукцию и продолжительного периода поставок продукции удовлетворительного качества, положительная оценка системы качества самим потребителем, внедрение статистического управления технологическими процессами на отдельных этапах производства |
0,5 |
|
Т5 |
- |
наличие сертификата на систему обеспечения качества по ГОСТ 40.9003, применение поставщиком процедур статистического управления технологическими процессами, долговременные поставки высококачественной продукции и т.д. |
0,75 |
|
Т6 |
- |
наличие у поставщика сертификата на систему обеспечения качества по ГОСТ 40.9001 или ГОСТ 40.9002, применение поставщиком процедур статистического управления технологическими процессами, положительный опыт собственных заказов у данного поставщика и т.п. |
0,9 |
|
Т7 |
- |
наличие у поставщика сертификата на систему обеспечения качества по ГОСТ 40.9001, сертификата на производство, безупречная репутация поставщика, применение поставщиком процедур статистического регулирования технологических процессов, длительный период поставки продукции без претензий и т.п. |
1,0 (поставка готовой продукции без контроля поставщика) |
Таблица В.2 - Расширенная таблица степеней доверия
Степень доверия |
Нормативное значение риска потребителя при контроле поставщика |
Степень доверия |
Нормативное значение риска потребителя при контроле поставщика |
Т1 |
0 |
Т6 |
0,7 |
Т2 |
0,1 |
Т7 |
0,8 |
Т3 |
0,25 |
Т8 |
0,9 |
Т4 |
0,5 |
Т9 |
0,95 |
Т5 |
0,6 |
Т10 |
1,0 |
Примечание - Характеристики, определяющие ту или иную степень доверия в таблице В.2, устанавливаются потребителем в собственной нормативной документации. Они могут носить более индивидуальный характер из-за большей детальности, чем в таблице В.1, и здесь не приведены.
Расширенная таблица В.2 позволяет более точно оценивать доверие к поставщику.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.