Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
Методика проведения поведенческого интервью
Поведенческое интервью является одним из наиболее надежных и валидных методов оценки.
Это достигается за счет того, что вопросы направлены на выявление именно фактической информации (что кандидат на замещение должности государственной гражданской службы (далее - кандидат) делал в той или иной рабочей ситуации на прежнем месте работы), а не суждений кандидата (что он думает по поводу той или иной ситуации, как он считает правильным поступать и пр.). В этой связи настоящая Методика проведения поведенческого интервью позволяет выявить, как кандидат решает те или иные рабочие задачи. Для этого необходимо задавать вопросы, направленные на выявление конкретных поведенческих примеров из опыта кандидата.
Правильные примеры обладают следующими характеристиками:
примеры ситуаций произошли в период от шести месяцев до года до даты интервью (не раньше двух лет);
каждый пример должен содержать конкретную ситуацию, в которой участвовал кандидат;
кандидат рассказывает о том, что именно он делал и говорил;
ситуация уже закончилась и имеет конкретный результат.
Неправильные ("некачественные примеры"), которые нельзя оценивать:
предположения, домыслы, неопределенные или общие утверждения;
описания событий, в которых кандидат не был непосредственным участником;
высказывания, которые сопровождаются фразами: "я думаю_", "я считаю_", "я бы сделал это_", "как правило_", "мы сделали это_";
- ситуация не закончилась.
Некоторым кандидатам может быть сложно сразу привести нужный пример, поэтому может потребоваться задать дополнительные вопросы, чтобы получить наиболее полную и точную информацию о конкретном опыте кандидата.
Если полагаться только на свою память во время интервью, можно забыть важную информацию о кандидате, что приведет к ошибкам при оценке. Поэтому важно придерживаться следующих правил:
- вести записи в специально разработанных формах;
- записывать всю важную информацию и факты;
- не стараться запомнить все, что кандидат говорил на интервью, а записывать дословные цитаты везде, где это возможно;
- для повышения скорости разработать и использовать собственную систему сокращений;
- делать резюме, но не суммировать комментарии таким образом, чтобы они по смыслу отличались от сказанного кандидатом;
- когда кандидат молчит, возвращаться и дописывать незаконченные пометки.
Также важно соблюдать конфиденциальность информации. Для этого необходимо следовать следующим правилам:
- запрещено копировать и/или передавать руководство и формы для интервью (в электронном или печатном виде, другим людям, которые не участвуют в отборе (друзья, коллеги, родственники, кандидаты и прочие));
- хранить все записи аккуратно, в определенном месте;
- не рвать и не выкидывать в мусорное ведро испорченные формы для записи, договориться с коллегами, как их утилизировать;
- не оставлять без присмотра листы с информацией о кандидатах;
- помнить о том, что любая информация, которую вы собрали о кандидате, является конфиденциальной и может быть использована только для отбора;
- не передавать информацию о кандидатах людям, не задействованным в процессе отбора;
- не следует давать кандидату в руки форму для интервью и позволять читать вопросы, индикаторы для оценки и прочую информацию в форме.
Вопросы, рекомендованные для оценки профессиональных качеств кандидатов
Профессиональное качество |
Составляющие |
Вопросы |
Системное мышление
|
Широта |
1. Приведите пример ситуации, которая потребовала от Вас серьезного анализа и системного подхода. - Какие факторы ситуации Вы учитывали? - Какие альтернативы решений Вы рассматривали? - Были ли факторы, которые Вы не учли? - Чем разрешилась ситуация? Какое решение Вы приняли? |
2. Расскажите на конкретном примере, как Вы осуществляли поиск необходимой Вам информации. - Какими источниками Вы пользовались? - Почему именно этими? - Как эта информация повлияла на решение задачи? | ||
|
|
3. Приведите пример ситуации, когда Вам удалось всесторонне просчитать последствия принятого решения (как позитивные, так и негативные). Как Вы определяли, интересы каких сторон нужно учитывать при принятии данного решения? Что Вы делали, чтобы сбалансированно учесть интересы всех сторон? Что Вы сделали, чтобы минимизировать негативные последствия? Что Вы сделали, чтоб максимально использовать позитивные факторы? Были ли последствия, которые Вы не учли? К чему это привело? Какие выводы Вы сделали на будущее? |
4. Приведите пример ситуации, когда решение задачи требовало учета действия ряда других факторов (реакции других лиц, действия других органов власти, действие внешних факторов и т.п.) - Как Вы определили, какие факторы нужно учитывать? - Что Вы сделали, чтобы достичь результата с учетом действия всех факторов? | ||
5. Приведите пример ситуации, когда Ваше решение затронуло других лиц или другие подразделения, другие органы власти. - Какова была реакция других лиц или подразделений? - Как Вы скорректировали свои действия? | ||
Дальновидность |
1. Приведите пример ситуации, когда Вам удалось учесть действие факторов в отдаленной перспективе, просчитать развитие событий. - Каким образом Вы это делали? - Что Вы предприняли, чтобы справиться с фактором неопределенности? - Как Вы учитывали различные сценарии развития событий? |
|
2. Расскажите о ситуации, когда Ваши действия помогли реализовать потенциальные возможности или предотвратить угрозы, неочевидные для остальных. - Как Вы определили, какие возможности или угрозы могут возникнуть в будущем? - Как Вы оценивали масштаб этих возможностей или угроз? - Что Вы предприняли, чтобы максимально использовать возможности или избежать потенциальных угроз? | ||
Ответственность за результат |
Результативность |
1. Приведите пример, когда Вы добились результата благодаря своей настойчивости и упорству. - Что мешало Вам сразу добиться результата? - Какие действия Вы предприняли? - Какой был результат? |
2. Опишите ситуацию, когда в ходе достижения цели Вы столкнулись с непредвиденными серьезными препятствиями. - В чем были сложности? - Что Вы предприняли? - Как Вы изменили свой подход к решению, исходя из ситуации? | ||
3. Приведите пример, когда Вам удалось достичь результата, зависящего не только от Вас лично, но и от других людей (коллег, руководителей, подчиненных, сотрудников других подразделений, других организаций). - Что Вы предприняли, чтобы обеспечить достижение результата? - Как Вы обеспечили необходимый вклад со стороны других людей? - Какие возникали сложности, связанные с действиями других людей? - Что Вы делали, чтобы преодолеть эти сложности? - Каков был результат? | ||
4. Была ли у Вас ситуация, когда намеченного результата достичь не удалось? - Что это была за ситуация? - Что Вы предприняли, чтобы достичь результата? - Что послужило причиной неудачи? - Были ли подобные ситуации после этой? Как Вы в них действовали? | ||
Инициативность |
1. Приведите пример, когда Вы проявили инициативу в работе. · Что это была за инициатива? · Почему это произошло? · К какому результату она привела? |
|
2. Приведите пример, когда Вы взяли на себя дополнительные обязательства, чтобы выполнить работу. - Почему это произошло? - Что конкретно Вы делали? - К чему это привело? | ||
3. Приведите пример когда Вы предложили коллегам/руководству изменить имеющиеся методы работы, подход к решению задач и т.п. - Что именно Вы предложили? Почему? - Как отреагировали коллеги/руководство? Каков был результат? | ||
4. Приведите пример, когда Вы взяли на себя ответственность за принятие решения, результат которого был неочевиден. - Что это была за ситуация? - Что конкретно Вы сделали, принимая на себя ответственность? - В чем заключалась Ваша ответственность? - Каков был результат? | ||
5. Приведите пример ситуации, когда Ваша инициатива привела к негативному результату. - Расскажите, что произошло. - Что Вы сделали не так? - Какие выводы Вы сделали на будущее? | ||
Эффективная коммуникация |
Построение отношений
|
1. Расскажите о ситуации, когда Вам пришлось устанавливать контакты с незнакомыми людьми за пределами своей организации (или за пределами обычного круга общения). - В какой ситуации это происходило? - Какова была цель? - Как Вы действовали? - Каков был результат? |
2. Приведите пример, когда Вы продолжали поддерживать отношения с коллегой, с которым уже не работаете. - Для чего Вы это делали? - Как Вы это делали? - К каким результатам это привело? | ||
3. Приведите пример того, как Вы установили хорошие отношения с человеком, с которым это раньше не получалось. - Для чего Вы это делали? - Как Вы это делали? - К каким результатам это привело? | ||
4. Приведите пример, когда Вам пришлось общаться с недовольным, раздраженным посетителем. - Что это была за ситуация? - Как Вы построили беседу? - Каков был результат? | ||
5. Приведите пример, когда Вы были участником конфликтной ситуации. - В чем заключалась ситуация? - Как Вы действовали? - Чем все закончилось? | ||
Продвижение идей |
1. Расскажите о ситуации, когда Вам нужно было убедить в чем-то другого человека. - Что именно Вы сделали, чтобы склонить его к своей точке зрения? - Что Вы отвечали на его возражения? - Какого результата добились? |
|
2. Приведите пример, когда Вам нужно было продвинуть свою идею руководителю, коллегам из других подразделений или других организаций. - Какие аргументы в пользу своей идеи Вы избрали? - Каким образом Вы доносили информацию? - Как Вы определили, кому, что и как нужно говорить? - Какие были сложности? - Как Вы с ними справились? - Какой был результат? | ||
3. Приведите пример, когда Вы привлекли кого-либо в союзники для продвижения своей идеи. - Кого Вы привлекли? - Как Вы это сделали? Какую поддержку оказали Вам эти люди? | ||
4. Приведите пример ситуации, когда Вам нужно было повлиять на человека, который был изначально настроен безразлично или даже против Вашей идеи. - Что Вы делали? - Как Вы действовали, если избранный Вами способ убеждения оказывался неэффективен? - Каков был конечный результат? - Какие выводы Вы для себя сделали? | ||
Профессионализм |
Саморазвитие |
1. Какие шаги по развитию своих профессиональных навыков Вы предприняли за последний год? - Как Вы использовали это в своей работе? |
2. Приведите пример, когда у Вас что-то не получалось из-за отсутствия необходимых знаний, навыков. - Что Вы предприняли? - Были ли у Вас позже похожие ситуации? - Расскажите, как Вы поступили. | ||
3. Есть ли в организации или в профессиональном сообществе кто-то, кто служит для Вас примером? - Расскажите, что Вы сделали, чтобы перенять его/ее опыт, научиться чему-то у этого человека? - Чему Вы научились? - Приведите пример, как Вы это использовали в работе. | ||
Стремление к качеству |
1. Приведите пример, когда перед Вами стояла ответственная задача, в которой основным приоритетом было качество. |
|
|
- Как Вы ее выполняли? - Какие стандарты качества Вы для себя установили? - С какими сложностями Вы столкнулись? - Каков был результат работы? - Как Вы обеспечили необходимый уровень качества результата? |
|
2. Приведите пример, когда Вы разъясняли другим (коллегам, подчиненным) стандарты качества работы. - Как Вы это делали? - Как они восприняли эту информацию? - Что Вы сделали, чтобы обеспечить соблюдение ими установленных стандартов качества? | ||
3. Приведите пример ситуации, когда возникла необходимость пожертвовать качеством выполнения работы из-за сжатых сроков или других обстоятельств. - К каким последствиям это привело? - Что Вы делали, чтобы обеспечить требуемый уровень качества? - Какие выводы Вы сделали из этой ситуации? - Как Вы использовали этот опыт в дальнейшем? | ||
Эффективная организация |
Организация работы |
1. Расскажите, как Вы планировали свое рабочее время на примере вчерашнего дня (прошедшей недели, месяца). - Что Вы делали, чтобы не забыть важные дела? - Как Вы фиксировали свои планы? - Как Вы увязывали свои планы с планами других людей? |
2. Расскажите о последнем проекте, который Вы завершили. Что Вы предприняли на этапе подготовки проекта? - Каковы были основные этапы Вашей работы по подготовке проекта? - Как Вы определяли, что необходимо сделать в первую очередь, а что потом? | ||
3. Приведите пример ситуации, когда изначально составленные планы своей работы (работы своих подчиненных) пришлось корректировать из-за непредвиденных ситуаций. - Что Вы делали, чтобы скорректировать планы с учетом новых обстоятельств? | ||
|
|
- Как Вы расставляли приоритеты - на что реагировать в первую очередь, а на что потом? - Расскажите, каков был конечный результат. |
Лидерство |
1. Приведите пример ситуации, когда Вы мотивировали своих подчиненных на выполнение сложной задачи. - Что Вы сделали? - Как реагировали окружающие? - Какого результата Вы добились? - С каким настроением руководимый Вами коллектив выполнял задачу? |
|
2. Расскажите о том, какие возможности развития и обучения использовали Ваши подчиненные за последний год? - В чем заключался Ваш личный вклад в развитие подчиненных? - Каким образом Вы помогали подчиненным в их развитии и обучении? - Каким образом Вы обучаете своих подчиненных? | ||
3. Расскажите о ситуации, когда Вашему подразделению удалось выполнить задачу, казавшуюся крайне трудной, возможно, невыполнимой. - Как Вы преодолевали возникающие сложности? - Что Вы делали, чтобы мотивировать людей на эффективную работу в столь сложной ситуации? |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.