Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
Рекомендуемые профессиональные качества для оценки при отборе кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы и правила оценки
Перечень профессиональных качеств, требуемых для исполнения государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) должностных обязанностей вне зависимости от должности государственной гражданской службы (далее - гражданская служба), представлен в Таблице 1.
Кроме того, в Таблице 2 содержатся дополнительные профессиональные качества, которые могут требоваться для исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, исходя из функциональных особенностей профессиональной служебной деятельности.
Основой для определения данного перечня и описания профессиональных качеств послужили данные анализа должностных обязанностей гражданских служащих, замещающих различные должности гражданской службы в ряде федеральных государственных органов. При этом следует отметить, что составляющая "Лидерство" в рамках профессионального качества "Эффективная организация" необходима только гражданским служащим, замещающим должности категории "руководители" высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иные должности, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование собственной деятельности и деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы), а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы).
О наличии у кандидата на замещение должности гражданской службы (далее - кандидат) требуемых профессиональных качеств будет свидетельствовать проявление при выполнении заданий в рамках отборочных процедур поведения, описанного в Таблицах 1 и 2 в графе "Поведенческие индикаторы".
Для определения степени выраженности наличия профессионального качества рекомендуется использовать Таблицу 3. При анализе поведенческих индикаторов, проявляемых кандидатом, рекомендуется использовать шкалу, представленную в Таблице 4, и руководствоваться примером, содержащимся в Таблице 5.
Использование единых критериев для оценки кандидатов при отборе в государственные органы позволит со временем создать единую систему развития и карьерного роста для гражданских служащих.
Таблица 1
Профессиональное качество |
Составляющие |
Поведенческие индикаторы |
Системное мышление |
Широта |
- При решении задач определяет пробелы в информации, находит возможные источники и формулирует точные вопросы для ее получения. - Определяет взаимосвязь отдельных частей проблемы, находит причины ее возникновения. - Рассматривает ситуацию в широком контексте, учитывает влияние максимального количества факторов. |
Дальновидность |
- Точно прогнозирует развитие событий и оценивает, как его решения отражаются на других (людях, организациях, регионах), в том числе в долгосрочной перспективе. - Предлагает варианты решений, направленные на предотвращение возможных проблем и использование будущих возможностей. |
|
Ответственность за результат |
Результативность |
- Обеспечивает выполнение работы в установленные сроки. - Сталкиваясь с препятствиями, проявляет настойчивость и продолжает работать, пока не достигнет результата. - Обеспечивает контроль над процессами и людьми. |
Инициативность |
- Берет на себя ответственность за свои действия и действия своих подчиненных. - Прикладывает дополнительные усилия, чтобы решить задачу, и берет на себя дополнительные обязательства, чтобы выполнить работу. - Самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий. |
|
Эффективная коммуникация |
Построение отношений |
- Общается с другими в уважительной и доброжелательной манере. - Устанавливает и поддерживает долгосрочные партнерские отношения с другими людьми внутри и вне организации, расширяет круг контактов. - В своих действиях учитывает потребности других людей, вырабатывает взаимовыгодные решения, проявляет готовность идти на компромисс. |
|
Продвижение идей |
- Чётко и ясно выражает свою точку зрения. Последовательно и логично излагает свою позицию в необходимых для собеседника форме и объеме. - Проявляет уверенность в общении с разными людьми. - Аргументированно объясняет другим свою точку зрения. - Оказывает влияние и заручается поддержкой других для продвижения идей, решений, проектов. |
Профессионализм |
Саморазвитие |
- Демонстрирует высокий уровень знаний в своей профессиональной области. - Регулярно осуществляет поиск информации о происходящих изменениях в своей области. - Приобретает новые знания и навыки в смежных областях. |
|
Стремление к качеству |
- Демонстрирует знание норм и правил работы в государственном органе, поддерживает их исполнение на должном уровне. - Пресекает нарушения. - Устанавливает высокие стандарты качества для себя и других, проявляет неудовлетворенность средним уровнем выполнения работы. - Внимателен к деталям, перепроверяет работу. |
Эффективная организация |
Организация работы |
- Заблаговременно планирует свою деятельность и деятельность своих подчиненных (если есть). Составляет планы, учитывая возможные изменения обстоятельств. - Правильно расставляет приоритеты для себя и других. - Быстро реагирует на изменение обстоятельств, быстро переключается с одной задачи на другую без потери качества. - Сохраняет эмоциональный контроль и эффективность работы в условиях стресса |
Лидерство |
- Формирует команду профессионалов, способных выполнять поставленные задачи. - Распределяет задачи между подчиненными, учитывая их индивидуальные особенности и текущую нагрузку. - Поощряет подчиненных к обучению и профессиональному развитию. - Демонстрирует уверенность в успешном разрешении проблемы, вдохновляет других своими действиями и энтузиазмом на наилучшее выполнение работ и достижение общей цели. |
Таблица 2
Профессиональное качество |
Поведенческие индикаторы |
Творческий подход |
- Предлагает большое количество идей и способов решения проблем и совершенствования исполнения должностных обязанностей. - Предлагает оригинальные и творческие идеи для решения проблем. - Проявляет интерес к новаторским методам исполнения должностных обязанностей, проверяет эффективность их применения. |
Управление изменениями |
- Предлагает новые способы действия, повышающие эффективность исполнения должностных обязанностей. - Рассматривает идеи и предложения других по повышению эффективности исполнения должностных обязанностей и реализует их. - Разъясняет другим необходимость изменений. |
Сбор информации |
- Находит всю необходимую для принятия решений информацию. - Четко фиксирует полученную информацию. - Систематизирует разнородную информацию из разных источников, опираясь на четкие критерии. |
Анализ информации |
- Разбивает сложную проблему на составные части, выделяет основную информацию. - Выделяет ключевые факторы, влияющие на ситуацию. - Делает выводы, основываясь на четкой системе критериев. |
Управление людьми |
- Формулирует ясные и конкретные задачи для других. - Составляет для себя и других четкие алгоритмы, схемы для более структурированного выполнения работы в установленные сроки. - Чётко согласовывает или определяет критерии оценки успешности работы. - Оценивает промежуточные этапы работы (своей или совместной) на предмет выполнения плана. |
Гибкость |
- В короткие сроки переключается с выполнения одной задачи на другую. - Не снижает качества работы при необходимости выполнять несколько задач. - Быстро изменяет подход к решению проблем, переходя от выполнения одной задачи к другой, и наоборот. |
Наставничество (развитие других) |
- Правильно определяет потребности других в развитии необходимых навыков. - Делится с коллегами своими знаниями и опытом для совершенствования исполнения ими должностных обязанностей. - Дает обратную связь другим относительно качества выполненных служебных задач. - Разъясняет другим и показывает на примерах, как необходимо развивать те или иные профессиональные навыки. |
Творческий подход |
- Предлагает большое количество идей и способов решения проблем и совершенствования исполнения должностных обязанностей. - Предлагает оригинальные и творческие идеи для решения проблем. - Проявляет интерес к новаторским методам исполнения должностных обязанностей, проверяет эффективность их применения. |
Управление изменениями |
- Предлагает новые способы действия, повышающие эффективность исполнения должностных обязанностей. - Рассматривает идеи и предложения других по повышению эффективности исполнения должностных обязанностей и реализует их. - Разъясняет другим необходимость изменений. |
Сбор информации |
- Находит всю необходимую для принятия решений информацию. - Четко фиксирует полученную информацию. - Систематизирует разнородную информацию из разных источников, опираясь на четкие критерии. |
Анализ информации |
- Разбивает сложную проблему на составные части, выделяет основную информацию. - Выделяет ключевые факторы, влияющие на ситуацию. - Делает выводы, основываясь на четкой системе критериев. |
Управление людьми |
- Формулирует ясные и конкретные задачи для других. - Составляет для себя и других четкие алгоритмы, схемы для более структурированного выполнения работы в установленные сроки. - Чётко согласовывает или определяет критерии оценки успешности работы. - Оценивает промежуточные этапы работы (своей или совместной) на предмет выполнения плана. |
Гибкость |
- В короткие сроки переключается с выполнения одной задачи на другую. - Не снижает качества работы при необходимости выполнять несколько задач. - Быстро изменяет подход к решению проблем, переходя от выполнения одной задачи к другой, и наоборот. |
Наставничество (развитие других) |
- Правильно определяет потребности других в развитии необходимых навыков. - Делится с коллегами своими знаниями и опытом для совершенствования исполнения ими должностных обязанностей. - Дает обратную связь другим относительно качества выполненных служебных задач. - Разъясняет другим и показывает на примерах, как необходимо развивать те или иные профессиональные навыки. |
Шкала оценки профессиональных качеств
Таблица 3
Оценка |
Значение |
Описание |
Когда ставится |
3 |
Ярко выражено |
Кандидат демонстрирует качество в полном объеме во всех ситуациях. Может служить ролевой моделью для других. |
Все поведенческие индикаторы проявляются всегда, когда это необходимо, и в полном объеме. |
2 |
Выражено |
Качество проявляется в большинстве ситуаций. Уровень развития качества достаточен для эффективной работы. |
Проявляется больше половины поведенческих индикаторов. Возможны отдельные негативные проявления. |
1 |
Слабо выражено |
Данное качество недостаточно развито, что оказывает влияние на эффективность работы. Качество необходимо развивать. |
Проявляется меньше половины поведенческих индикаторов. Негативных проявлений больше половины. |
0 |
Совсем не выражено |
Кандидат практически не демонстрирует данное качество в работе, что оказывает существенное негативное влияние на его эффективность. |
Поведенческие индикаторы не проявляются вовсе, или проявляются редко. Негативные проявления преобладают. |
Правила оценки
Шаг 1. Оценивается каждый поведенческий индикатор, относящийся к качеству по следующей шкале:
Таблица 4
Балл |
Значение |
Описание |
3 |
Ярко выражено |
Поведение проявляется во всех ситуациях в полном объеме. |
2 |
Выражено |
Поведение проявляет часто, более, чем в половине ситуаций. |
1 |
Слабо выражено |
Поведение проявляется редко. |
0 |
Совсем не выражено |
Поведение совсем или почти совсем не проявляется. |
Н/Д |
Нет данных |
Нет возможности оценить поведение. |
Шаг 2. По итогам оценки всех индикаторов выводится оценка качества в целом. Индикаторы, которые невозможно было оценить (оценка "Н/Д" - нет данных), не учитываются.
Пример оценки качества "Эффективная коммуникация"
Таблица 5
Оценка
Индикаторы |
(Н/Д) Нет данных |
(0) Совсем не выражено |
(1) Слабо выражено |
(2) Выражено |
(3) Ярко выражено |
Общается с другими в уважительной и доброжелательной манере. |
|
|
|
Х |
|
Устанавливает и поддерживает долгосрочные партнерские отношения с другими людьми внутри и вне организации, расширяет круг контактов. |
|
|
Х |
|
|
В своих действиях учитывает потребности других людей, вырабатывает взаимовыгодные решения, проявляет готовность идти на компромисс. |
|
|
Х |
|
|
Чётко и ясно выражает свою точку зрения. Последовательно и логично излагает свою позицию в необходимых для собеседника форме и объеме. |
Х |
|
|
|
|
Проявляет уверенность в общении с разными людьми. |
|
|
|
|
Х |
Аргументированно объясняет другим свою точку зрения. |
|
|
Х |
|
|
Оказывает влияние и заручается поддержкой других для продвижения идей, решений, проектов. |
|
|
|
Х |
|
ИТОГ |
|
|
Х |
|
|
Оценка по качеству "Эффективная коммуникация" - 1 ("Слабо выражено").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.