Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 27. Проверка избирательной комиссией Новосибирской области достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Регистрация кандидатов
1. Регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией Новосибирской области на основании заявления кандидата, составленного в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Закона, о его согласии баллотироваться и сведений, представленных в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей или внесенного избирательного залога, или решения политической партии, избирательного блока, указанных в пункте 16 настоящей статьи.
2. Для регистрации кандидат представляет в избирательную комиссию Новосибирской области не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, или копию платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка Российской Федерации.
3. Количество представляемых для регистрации кандидата собранных в его поддержку подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
4. Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию Новосибирской области, должны быть сброшюрованы в виде папок, в объеме удобном для проверки подписей избирателей.
При приеме подписных листов избирательная комиссия Новосибирской области заверяет каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяет соответствие количества представленных подписей количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, подтверждение в письменной форме приема избирательных документов, в том числе подписных листов (если для регистрации кандидата необходим сбор подписей избирателей), с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема избирательных документов. Избирательная комиссия Новосибирской области не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата, если документы доставлены до истечения срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
5. Избирательная комиссия Новосибирской области проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов.
Проверке подлежит часть представленных подписей в количестве не менее двадцати процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством выборки (жребия).
Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.
6. Избирательная комиссия Новосибирской области вправе обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный избирательной комиссией Новосибирской области, сообщить избирательной комиссии Новосибирской области о результатах проверки.
7. Избирательная комиссия Новосибирской области для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии Новосибирской области, работников ее аппарата, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов правоохранительных органов, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих регистрацию и учет граждан Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей.
8. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана недостоверной или недействительной.
Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи. Недостоверность указанных в подписном листе сведений подтверждается справкой органа внутренних дел.
По результатам проверки достоверности подписей избирателей составляется протокол, который заверяется подписями не менее чем трех членов избирательной комиссии Новосибирской области с правом решающего голоса.
Недействительными считаются:
а) подписи лиц , не обладающих активным избирательным правом;
б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
г) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока и (или) собственноручной подписью кандидата либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом;
з) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии Новосибирской области о выдвижении кандидата;
и) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;
к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи;
л) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 4 и N 5 к настоящему Закону.
Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты. О соответствующей проверке должны извещаться кандидаты, представившие установленное для регистрации кандидата количество подписей.
О результатах проверки, указанной в пункте 5 настоящей статьи, кандидат должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации. Если в результате проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
9. Для регистрации кандидата требуется, чтобы количество обнаруженных в результате проверки недостоверных и недействительных подписей не превышало 25 процентов от общего числа проверенных подписей, а количество оставшихся подписей было не меньше необходимого для регистрации.
10. По решению кандидата сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата не проводится, а регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией Новосибирской области на основании внесенного в избирательную комиссию Новосибирской области этим кандидатом избирательного залога.
11. Факт сбора, представления кандидатом подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
12. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. В случае регистрации кандидата на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд.
13. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в доход областного бюджета. Избирательный залог перечисляется в доход областного бюджета также в случае отказа в регистрации кандидата, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к наступлению обстоятельств, указанных в пункте 24 настоящей статьи, или назначению повторных выборов, и в случае отмены регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 68 настоящего Закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в избирательный фонд кандидата.
14. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от устанавливаемого настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.
15. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога избирательной комиссией Новосибирской области устанавливается статьей 46 настоящего Закона.
Пункт 16 настоящей статьи 27 вступает в силу после проведения первых после вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
16. Регистрация кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.
17. Избирательная комиссия Новосибирской области в течение семи дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов (а в отношении кандидатов, внесших для регистрации избирательный залог, - после поступления избирательного залога на специальный счет для внесения избирательного залога) обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации.
18. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии Новосибирской области отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
19. В случае отказа в регистрации кандидата избирательная комиссия Новосибирской области обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог либо не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с пунктом 16 настоящей статьи);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом пункта 1 статьи 43 настоящего Закона;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.
20. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный пунктом 19 настоящей статьи, является исчерпывающим.
21. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
22. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) или менее чем за три дня до дня голосования в случае вынуждающих его обстоятельств в избирательную комиссию Новосибирской области письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае избирательная комиссия Новосибирской области обязана принять решение об отмене его регистрации.
23. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им. Отзыв может быть произведен не позднее чем за пять дней до дня голосования.
24. Если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо останется один зарегистрированный кандидат, выборы по решению избирательной комиссии Новосибирской области откладываются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
25. В случае наступления указанных в пункте 24 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные избирательной комиссией Новосибирской области при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
26. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.