Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(рекомендуемое)
Методические рекомендации
по техническому расследованию причин разрушения в результате аварии участка газопровода или другого опасного производственного объекта, работающего под внутренним давлением
В.1 Общие положения
В.1.1 Расследование причин разрушения объекта производится комиссией непосредственно на месте разрушения или на специально оборудованной площадке (стенде), если участок с разрушением или его основные составляющие транспортированы с места разрушения.
В.1.2 Чтобы получить наиболее полное представление о расследуемом разрушении, необходимо в первую очередь:
В.1.2.1 Визуально изучить изломы всех доступных фрагментов разрушенного участка, отмечая для каждого из них:
- характер разрушения;
- дефекты металла и сварных соединений, встречающиеся в расследуемых изломах;
- вероятное место рассматриваемого излома по отношению к разрушенному участку в целом.
В.1.2.2 По результатам визуального обследования изломов фрагментов разрушения принять план поиска по установлению очага разрушения или наиболее вероятного очага разрушения (при отсутствии явных признаков очага разрушения или, наоборот, при наличии двух и более вероятных очагов разрушения).
В.1.2.3 Установить очаг разрушения или наиболее вероятный очаг разрушения, обосновать его и восстановить картину всего разрушения.
В.1.2.4 После изучения участка излома с очагом разрушения установить причину (или наиболее вероятную причину) разрушения.
В.1.3 При изучении фрагментов разрушенного участка и установлении очага разрушения полезно представлять ("держать в голове") последовательность процесса любого разрушения.
Как правило, разрушение газопровода протекает в следующей последовательности:
- образование сквозной трещины, способной к самопроизвольному распространению под воздействием растягивающих напряжений в металле газопровода и энергии расширяющегося газа;
- распространение образовавшейся трещины от очага разрушения по металлу газопровода: обычно это самые протяженные участки разрушения;
- остановка распространяющейся трещины по одному из механизмов, описанных ниже;
- образование от "магистральной" трещины вторичных надрывов и трещин, развитие (распространение) их по металлу в различных направлениях, не связанных с направлением главных напряжений, отделение фрагментов (кусков) от газопровода и разлет этих фрагментов под воздействием расширяющегося газа и взрыва при его возгорании;
- деформирование разлетевшихся кусков металла при их ударе о грунт или предметы, встретившиеся на пути разлета кусков металла;
- тепловое воздействие горящего газа на фрагменты разрушения.
В.1.4 Каждому этапу процесса разрушения, связанного с образованием и распространением трещин, соответствует свой тип излома, по виду которого можно определить, к какому этапу разрушения следует отнести изучаемый участок излома и целенаправленно осуществить поиск очага разрушения.
B.2 Определение общего характера разрушения
В.2.1 Общий характер разрушения газопровода определяется по излому наиболее протяженного этапа разрушения - распространения трещины.
В.2.2 Различают два вида распространения разрушения и одного их сочетания:
- вязкое, пластическое, образованное напряжениями сдвига (среза) и характеризуемое изломами, показанными на Рисунке В.1 (типы 1 и 2);
- хрупкое (точнее, квазихрупкое), образованное напряжениями скола, характеризуемое в основном кристаллическими изломами, перпендикулярными поверхности металла, с незначительными "губами среза" (см. Рисунок В.1, тип 4);
- вязко-хрупкое чередующееся разрушение, распространение трещины у которого характеризуется чередованием участков вязкого и хрупкого изломов.
В.2.3 Общий характер разрушения можно дополнительно оценить по траектории распространения трещины.
Вязкое разрушение, не считая стадии остановки и вторичных разрывов, ответвляющихся от "магистральной трещины", распространяется, как правило, вдоль образующей газопровода с незначительными отклонениями от прямолинейного движения, а кромки разрыва образуют беспорядочные гофры вследствие их пластического удлинения в процессе раскрытия контура трубы при разрушении.
Хрупкое разрушение распространяется, как правило, по волновой траектории, при этом контур трубы раскрывается не так значительно, как при вязких разрушениях.
Разрушения с чередующимися изломами имеют элементы прямолинейного и волнового распространения трещины.
В.2.4 Наиболее объективными показателями характера разрушения являются изломы, образованные распространяющимися трещинами.
На Рисунке В.1 показаны типы изломов, представляющие самую протяженную стадию разрушения - стадию распространения трещины.
Из вязких изломов характерными являются типы 1 и 2, по которым следует оценивать общий характер разрушения. Излом типа 3 не определяет характер разрушения, т.к. представляет распространение трещины на стадии остановки разрушения и вторичного дорыва металла.
Из хрупких изломов характерным является излом типа 4 с различными по толщине "губами среза". Изломы типа 5, обычно незначительные по протяженности, встречаются только на весьма хрупких участках, например, при разрушении вдоль сварных швов или при пересечении их распространяющейся трещиной.
Таким образом, оценка общего характера разрушения сводится к определению типа излома, представляющего наиболее протяженные участки разрушения - участки, образованные распространением трещины. Общий характер разрушения следует зафиксировать в акте технического расследования согласно классификации, приведенной в В.2.2.
В.2.5 Чтобы исключить из анализа участки с изломом типа 3 (см. Рисунок В.1), необходимо знать механизмы остановки разрушения.
Прекращение распространения магистральной вязкой трещины по газопроводу происходит по одному из четырех типов, показанных на Рисунке В.2:
I тип - остановка без изменения направления продольного распространения трещины наиболее характерна для трубопроводов, транспортирующих жидкие среды (кроме ШФЛУ), или для газопроводов из труб малого диаметра;
II тип - остановка винтовым торможением трещины;
III тип - остановка раздвоением трещины;
IV тип - остановка в результате опережающего разрыва поперечного сварного стыка на пути движущей трещины.
Наиболее часто встречаются остановки распространяющейся по газопроводу трещины винтовым торможением (тип II) и раздвоением трещины (тип III). Природа их однотипна: при отклонении трещины от своего прямолинейного движения в месте перегиба возникает вторичная трещина (надрыв металла), которая под действием расширяющегося газа распространяется по спирали, огибая трубу со стороны, диаметрально противоположной стороне распространения первичной трещины.
Отклонение вязкой трещины от своего прямолинейного движения вдоль газопровода чаще всего происходит в месте изменения направления максимальных напряжений в трубе, которое связано с пластическим изгибом (переломом) нитки газопровода в процессе разрушения. Поскольку большинство разрушений газопроводов происходит по одной из нижних образующих, реактивная струя газа, выходящая из очага разрушения, изгибает вверх нитку газопровода и переламывает ее в защемлениях грунта. Трещина, достигнув переломанных мест, искривляется и происходит остановка разрушения по механизмам типа II или III (см. Рисунок В.2).
Остановка разрушений типа II и III также характерна для газопроводов из спиральношовных труб, независимо от того, по какой образующей распространяется трещина. В спиральношовных трубах вследствие несимметричности пластической деформации спирально текстурированного металла перед вершиной продольно распространяющейся трещины возникают условия для поворота трещины вдоль или поперек текстуры, а также вдоль спирального шва.
Остановка разрушения по механизму типа IV (см. Рисунок В.2) характерна для газопроводов из прямошовных труб при распространении трещины по верхней образующей. В этом случае кольцевой сварной шов разрушается раньше, чем его достигнет вершина вязкой трещины. Происходит это потому, что впереди вершины вязкой трещины с той же высокой скоростью трещины распространяется изгибная волна, а перед вершиной трещины движется область пластической деформации металла с продольными растягивающими напряжениями. Металл кольцевого сварного шва не всегда выдерживает высокоскоростную деформацию сначала изгиба, а затем растяжения и разрушается раньше, чем его достигнет вершина вязкой трещины. При этом механизме разрушение вдоль газопровода прекращается: трещина не переходит на соседнюю трубу.
При остановках разрушения по механизму типа IV случается, что кольцевой сварной шов разрушается полностью или на значительном протяжении своего периметра и в его изломе обнаруживают различные сварные дефекты, которые ошибочно принимаются за очаги разрушения. Такие дефекты не следует принимать за очаги разрушения, в том числе и потому, что трещина (даже хрупкая или весьма хрупкая) по кольцевому сварному шву не может повернуть на продольное распространение вдоль трубы, тем более под прямым углом. Для распространения вязкой трещины вдоль трубы необходимо, чтобы очаговая трещина была определенной длины (критическая длина трещины), которая, по крайней мере, на порядок больше толщины стенки. Для распространения вязкого разрушения необходима очаговая трещина длиной порядка 250 мм и более, для хрупкого разрушения достаточно трещины длиной 50 мм.
В.3 Определение очага разрушения
В.3.1 Определение очага разрушения является основной задачей комиссии, так как только по очагу можно установить причину разрушения.
В.3.2 Объективнее всего очаг разрушения определяется по одному из характерных изломов, показанных на Рисунке В.3. Для подтверждения местонахождения очага разрушения используются и другие признаки, характерные для начала разрушения.
В.3.3 Чаще всего очаг разрушения включает дефект или группу дефектов металла, уменьшающих толщину стенки. Это могут быть металлургические дефекты типа трещин или плен (в бесшовных трубах), которые развились в процессе эксплуатации, строительные дефекты, дефекты в виде задиров, рисок или царапин, которые, как концентраторы напряжений, способствовали образованию трещин при эксплуатации, и эксплуатационные дефекты главным образом коррозионного происхождения (коррозионное растрескивание под напряжениями, коррозионное растрескивание от воздействия кислых сред, язвенная и общая коррозия).
Такие металлургические дефекты, как расслоения или осевая химическая неоднородность (ликвация, сегрегация), часто приводящие к расщеплению металла при вязком разрушении, не могут являться причинами разрушений потому, что, как правило, не уменьшают несущую толщину стенки. Только множественное расслоение металла может привести к разрушению по типу "в" (см. Рисунок В.3).
Тем не менее, наличие расслоений в изломах разрушенного участка следует указывать в акте как характеристику качества металла. При этом следует отличать расслоения от так называемых расщеплений, которые образуются в текстурированных металлах (горячекатаных и особенно в сталях контролируемой прокатки) на поздних стадиях пластического разрушения. Расслоения, как правило, более раскрытые за счет утяжки по плоскости расслоения. Расщепления - узкие (менее раскрытые), при их образовании практически не происходит утяжка по плоскости расщепления. Расщепления не являются признаком металлургического дефекта.
Расслоения и текстурированность металла могут особенно проявляться при остановках разрушения по механизмам, связанным с отклонением трещины (см. Рисунок В.2,типы II и III), а также при вторичных распространениях трещин от надрывов их от магистральной трещины. При этом излом типа 3 (см. Рисунок В.1) превращается в ступенчатый рваный излом, принимаемый иногда за очаг и, как следствие, за причину разрушения.
"Рисунок В.1 - Типы изломов, образованные распространением трещины"
"Рисунок В.2 - Типы остановок вязких разрушений"
Другие единичные металлургические дефекты, имеющие незначительные размеры, такие как каверны, обычно также не являются причиной разрушения, т.к. не имеют достаточной длины для начала самопроизвольного распространения вязкой трещины по газопроводу. Это относится и к таким сварочным дефектам, как единичные поры или шлаковые включения.
В.3.4 Наиболее характерные дефекты, приводящие к разрушению.
В.3.4.1 Продольная трещина или группа продольных трещин типа "а" (см. Рисунок В.3, схема а) коррозионного растрескивания под напряжением (КРН). Трещины КРН образуются с наружной поверхности труб в местах с отслоившейся или поврежденной изоляцией. Трещины КРН перпендикулярны поверхности металла, гладкие на вид и окрашены в черный цвет. Трещины КРН несквозные, но часто глубоко проникают в металл, поражая до 80% толщины стенки. Излом с трещиной КРН обычно дополнен плоскостью среза под углом приблизительно 45° (или 135°) к поверхности металла, образованной при дорыве, и утяжкой с внутренней поверхности трубы, к которой примыкает эта плоскость среза. Если разрушение происходит от группы трещин КРН, то между трещинами находятся участки обычного вязкого разрушения, из-за чего очаг разрушения в плане выглядит ступенчатым. Трещины, которые образовали очаг разрушения, часто сопровождаются другими продольными трещинами КРН, разбросанными по наружной поверхности труб и не связанными с очагом разрушения (т.н. "сопутствующими трещинами").
Бывает, что трещина при своем распространении пересекает другие группы трещин КРН в этой или соседних трубах, образуя такие же по характеру изломы. В этом случае наиболее вероятным очагом разрушения считается тот, в изломе которого трещины КРН самые глубокие и протяженные.
Трещины КРН продольны к оси трубы, в том числе в спиральношовных трубах.
Трещины КРН встречаются в основном металле труб и в околошовных зонах продольного сварного соединения прямошовных труб. Опыт расследований разрушений газопроводов показывает, что часто разрушение по причине КРН происходит приблизительно в 250 мм от продольного заводского сварного шва, хотя считать это характерным признаком КРН не рекомендуется. Признаки интенсивной общей или язвенной коррозии в очаговых зонах разрушений от КРН, как правило, отсутствуют.
Участками трубопроводов, наиболее предрасположенными к КРН, являются начальные (после КС) участки выкидных линий, подземные переходы через водные преграды, низины, овраги, участки с периодическим увлажнением грунтов, места поворотов, спусков и подъемов.
Разрушение от КРН в подавляющем большинстве случаев происходит по образующим нижней половины трубы, где наблюдаются наибольшая обводненность грунта и отслоения изоляции, хотя зафиксированы случаи КРН по боковым и верхним образующим трубы.
Зафиксированы также случаи, когда растрескивание металла и разрушения от этого растрескивания происходят в кольцевом направлении. Это случается на участках газопровода с большими изгибающими напряжениями (на переходах через овраги, на оползневых участках).
Трещины КРН развиваются в процессе эксплуатации, поэтому разрушение от КРН наступает обычно не менее, чем после 6 лет эксплуатации газопровода.
В.3.4.2 Коррозионные трещины от воздействия кислых сред перекачиваемого продукта тип "б" (см. Рисунок В.3, схема б) представляют собой в изломе очага разрушения ступенчатый разрыв металла, примыкающий к внутренней поверхности трубы. Дорыв обычно происходит наружу, образуя плоскость среза и утяжку наружной поверхности трубы.
"Рисунок В.3 - Типы изломов в очагах разрушения"
В.3.4.3 Трещины типа "в" (см. Рисунок В.3, схема в), наиболее трудно распознаваемые в качестве очага разрушения, реже встречаются в основном металле труб и чаще в околошовных зонах продольного сварного соединения, при этом внутренний и наружный сварные швы обычно смещены таким образом, что точки перехода сварного шва к основному металлу находятся на перпендикуляре к поверхностям трубы. Несмотря на то, что такие изломы полностью волокнистые, у них отсутствует утяжка металла с наружной и внутренней сторон трубы. Такие изломы характеризуют разрушение металла в так называемых условиях "плоской деформации", что практически приравнивает их к хрупким разрушениям. Природа этих разрушений под воздействием напряжений ниже предела текучести металла недостаточно изучена, однако подобные разрушения, как правило, связаны с дефектами металла или другими концентраторами напряжений. Например, разрушение основного металла труб по этому типу может быть связано с множественным расслоением. Более частым разрушениям с изломом по типу "в" (см. Рисунок В.3) в околошовной зоне заводского сварного соединения способствуют подрезы, несплавления по кромке и резкие переходы от усиления шва к основному металлу трубы. По указанным признакам и следует определять очаг разрушения. Причину таких разрушений целесообразно устанавливать после лабораторных исследований металла в очаге разрушения.
В.3.4.4 При хрупком разрушении с изломом по типу "г" (см. Рисунок В.3, схема г) очаг разрушения определяется по схождению шевронного узора. Необходимо при этом помнить, что острие шевронного узора направлено в сторону, противоположную направлению распространения хрупкой трещины. По шевронному узору излома хрупкого разрушения или хрупких участков чередующегося разрушения можно проследить направление распространения трещины от любого рассматриваемого участка до очага разрушения. Следует оговориться, что термин "хрупкое разрушение" стальных труб не отражает полностью физическое понятие хрупкого разрушения твердых материалов, таких как стекло или чугун. Об этом свидетельствуют "губы среза", примыкающие к поверхностям разрушаемого металла, и шевронный узор. На самом деле это принятый технический термин разрушения стали с преимущественно кристаллическим изломом и с незначительной пластической деформацией, предшествующей разделению металла. Пластическая деформация стали при таком хрупком разрушении настолько мала, что для распространения хрупкой трещины по газопроводу достаточно упругой энергии металла трубы и не требуется энергии расширяющегося газа, как для вязкого разрушения. Скорость хрупкой трещины настолько велика, что не успевает произойти снижение давления газа (скорость декомпрессии газа в несколько раз ниже скорости хрупкой трещины), и распространяющаяся вершина хрупкой трещины находится под полным (или почти полным) давлением газа. Хрупкая трещина не имеет возможности остановиться в газопроводе до тех пор, пока ей не попадется участок (труба), на котором она перейдет в вязкое распространение с возможностью остановиться по одному из механизмов, приведенных на Рисунке В.2. Чем хрупче разрушение, тем хуже улавливается шевронный узор в изломе. На весьма хрупких участках разрушения, например в очаге хрупкого разрушения в сварных швах, шевронный узор вообще не улавливается. Таким образом, при хрупком разрушении газопровода вывод о недостаточной хладостойкости металла труб является вполне приемлемым для данных температурных условий эксплуатации и независимо от причины разрушения. Если очаг разрушения хрупкий, а распространение трещины вязкое, то данный участок металла трубы в этом очаге имел недостаточную хладостойкость.
В.3.4.5 Очаг разрушения с очагом типа "д" (см. Рисунок В.3, схема д), излом которого характеризуется очень сильной утяжкой, снижающей толщину стенки вдвое и более, свидетельствует о местном нагреве металла до температуры порядка 550°С и выше. Обычно это происходит при нагреве металла открытым пламенем, например, при разрушении обвязки компрессорной, когда разрушение одной трубы с возгоранием газа приводит к нагреву других элементов обвязки, продолжающих оставаться под давлением.
В.3.5 Поиск очага разрушения практически осуществляется по следующему плану: обследуя каждый конкретный фрагмент (кусок) разрушенного участка по излому, исключая при этом на время из рассмотрения изломы по типу 3 (см. Рисунок В.1), относящиеся к стадии остановки магистральной трещины и распространению вторичных трещин, устанавливается тип распространения магистральной трещины на этом фрагменте (вязкий по типам 1 и 2 или хрупкий по типу 4 - Рисунок В.1) и выявляются участки излома (если таковые имеются), соответствующие изломам очагов разрушения, представленных на Рисунке В.3. Если таковые обнаружены, они отмечаются (пока "в памяти") как возможные очаги разрушения.
Примечание - При определении возможных очагов разрушения следует руководствоваться следующими соображениями:
- если распространение разрушения хрупкое с шевронным узором излома по типу 4, (см. Рисунок В.1, схема 4), то возможный очаг разрушения следует проверить по схождению шевронного узора тип "г", (см. Рисунок В.3, схема г); если схождения нет, то данный участок следует исключить из рассмотрения его как возможного очага разрушения, даже несмотря на дефекты, обнаруженные на этом участке;
- если распространение разрушения вязкое, то определение возможного очага разрушения не должно быть связано с шевронным узором, т.к. шевронный узор не характерен для вязкого излома, и если что-то похожее на шевронный узор проглядывает в вязком изломе, то руководствоваться им для определения возможного очага разрушения нельзя, поскольку направление этого шевронного узора вязкого излома не указывает направления распространения трещины.
Очаг разрушения на участках с распространением вязкой трещины следует определять по характерным изломам, показанным на Рисунке В.3. При вязких разрушениях очаг разрушения часто связан с дефектами металла, уменьшающими толщину стенки (трещины КРН, коррозионные повреждения металла, задиры, царапины и т.д.). Кроме того, очаги вязкого разрушения часто находятся в околошовных зонах сварных соединений, в том числе без видимых дефектов в изломе тип "в", (см. Рисунок В.3, схема в).
Встречаются хрупкие очаги разрушения тип "г" (см. Рисунок В.3, схема а) с вязким распространением трещины.
Установив на каждом фрагменте разрушенного участка возможные очаги разрушения, следует определить наиболее вероятный очаг разрушения. Обычно (но не всегда) он в наибольшей степени поражен дефектами или повреждениями металла. При хрупком разрушении очаг разрушения, безусловно, определяется в месте схождения шевронного узора, независимо от дефектов, обнаруженных в хрупких изломах на протяжении всего разрушения. Если при вязком разрушении визуально не выявлены дефекты в изломах, которые могли стать причиной разрушения, то наиболее вероятный очаг разрушения следует определять по участкам с прямым изломом, перпендикулярным поверхности металла - типы "в" и "г", (см. Рисунок В.3, схемы в и г).
Наиболее вероятный очаг разрушения следует проверить по "логике" разрушения, изложенной в В.1.3 применительно к расследуемому разрушению, отслеживая схему: "образование сквозной трещины" "распространение трещины" "остановка разрушения" "вторичные разрывы" "деформирование отлетевших фрагментов разрушенного участка". После этого следует дать объяснения другим возможным очагам разрушения, отмеченным на начальном периоде расследования, в том, что они не являются истинными очагами разрушения, а представляют собой разновидности изломов, образованных распространением трещины. Если все отмеченные ранее другие возможные очаги разрушений объясняются особенностями образования излома при распространении трещины, наиболее вероятный очаг разрушения принимается за "истинный", и по его излому устанавливается или предполагается причина разрушения.
Для подтверждения местонахождения очага разрушения, кроме изломов и дефектов металла, можно воспользоваться другими признаками, такими как:
- в очаге разрушения обычно не происходит ответвлений или вторичных надрывов, а следовательно, не образуются отдельные куски, поэтому периметр трубы с очагом разрушения сохраняется целым даже при хрупком и весьма хрупком разрушениях;
- если контур трубы не полностью раскрытый, то можно использовать для поиска или подтверждения очага разрушения место наибольшего раскрытия разрушенного участка, хотя это весьма относительно;
- для поиска или подтверждения очага разрушения можно также использовать место наибольшего котлована, образованного разрушением, при этом также имея в виду, что это только косвенный признак.
B.3.6 Очаг разрушения должен быть обмерен, заэскизирован и подробно описан. В акте должны быть указаны его размеры и местонахождение по периметру трубы (по часовой стрелке с учетом, что циферблат приложен к сечению трубы по направлению транспортируемого продукта).
Находящиеся в очаге разрушения дефекты и повреждения металла также должны быть измерены и зафиксированы в акте, независимо оттого, являются ли они допустимыми или нет.
B.3.7 Дефекты и повреждения металла трубопроводов по их происхождению можно разделить на три группы:
- металлургические дефекты, связанные с процессом производства листовой стали труб;
- механические повреждения, полученные при изготовлении труб, при транспортировании, в процессе строительных работ и при эксплуатации;
- дефекты сварных соединений как заводских, так и монтажных стыков.
Ниже приведен пример обследования типичного разрушения участка газопровода по причине коррозионного растрескивания под напряжением ( "стресс-коррозии").
Ход обследования фрагментов разрушения, поиска очага разрушения и установления причины разрушения приведен на Рисунке В.4.
"Рисунок В.4 - Пример обхода фрагментов разрушенного участка газопровода с целью изучения изломов и определения причины разрушения (последовательность обхода фрагментов может быть любая)"
В Таблице В.1 приведен пример поиска очага разрушения и установления причины разрушения по изучению изломов на фрагментах разрушения, схема последствий которого показана на Рисунке В.4.
Таблица В.1
Объект обследования |
Соображения и выводы по обследованию |
Фрагмент N 1 |
Кромки разрыва В и Г с изломами типа 3 (см. Рисунок В.1) исключаются из рассмотрения, т.к. они образованы на стадии остановки разрушения раздвоением трещины по механизму типа III (см. Рисунок В.2).
Кромка разрыва А с изломом типа 3 (см. Рисунок В.1) также исключается из рассмотрения, т.к. она образована вторичной трещиной.
Смежные кромки разрыва Б и Д с изломами типа 1 (см. Рисунок В.1), образованные распространением магистральной трещины, по характеру вязкие.
На всем протяжении распространения магистральной трещины (кромки разрыва Б и Д) не обнаружены участки, которые можно отнести к очагам разрушения с изломами, классифицированными на Рисунке В.3. |
Фрагмент N 2 |
Кромки разрыва Е и 3 с изломами типа 3 (см. Рисунок В.1), образованные распространением вторичных трещин, исключаются из рассмотрения.
Смежные кромки разрыва Ж и И с изломами типа 1 (см. Рисунок В.1), образованные распространением магистральной трещины, по характеру вязкие.
На кромках разрыва Ж и И имеется участок, примыкающий к продольному заводскому шву, с изломом, похожим на тип "в" (см. Рисунок В.3), который можно принять за возможный очаг разрушения. |
Фрагмент N 3 |
Кромки разрыва К и М с изломами типа 3 (см. Рисунок В.1), образованные распространением вторичных трещин, исключаются из рассмотрения.
Смежные кромки разрыва Л и Н с изломами типа 1 (см. Рисунок В.1), образованные распространением магистральной трещины, по характеру вязкие.
На кромках разрыва Л и И имеется участок с изломом, соответствующим типу "а" (см. Рисунок В.3), который можно принять за возможный очаг разрушений от трещин КРН, тем более что они обнаружены в изломе, а их скопления обнаружены на наружной поверхности, прилегающей к этому участку. |
Фрагмент N 4 |
Кромки разрыва 0 и П с изломами типа 3 (см. Рисунок В.1) исключаются из рассмотрения, т.к. они образованы на стадии остановки разрушения раздвоением трещины по механизму типа III (см. Рисунок В.2).
Кромка разрыва С с изломом типа 3 (Рисунок В.1) также исключается из рассмотрения, т.к. она образована распространением вторичной трещины.
Смежные кромки разрыва Р и Т с изломами типа 1 (см. Рисунок В.1), образованные распространением магистральной трещины, по характеру вязкие. На всем протяжении распространения магистральной трещины (кромки разрыва Р и Т) не обнаружены участки, которые можно отнести к очагам разрушения с изломами, классифицированными на Рисунке В.3. |
Фрагмент N 5 |
Кромки разрыва У и X с изломами типа 3 (см. Рисунок В.1) исключаются из рассмотрения, т.к. они образованы распространением вторичных трещин.
Смежные кромки разрыва Ф и Ц с изломами типа 1 (см. Рисунок В.1), образованные распространением магистральной трещины, по характеру вязкие.
На кромках разрыва Ф и Ц имеется участок с изломом, соответствующим типу "а" (см. Рисунок В.3), с глубокими и протяженными трещинами КРН в самом изломе и на наружной поверхности трубы. Этот участок излома по наибольшей поврежденности металла растрескиванием можно уже до анализа отнести к наиболее вероятному очагу разрушения. |
Анализ результатов обследований всех доступных фрагментов разрушения |
Общий характер разрушения вязкий, т.к. изломы, образованные распространением магистральной трещины, на всех рассмотренных фрагментах разрушения вязкие.
Имеются три участка излома, которые можно отнести к возможным очагам разрушения, причем один из них на кромке разрыва фрагмента N 5 относится к наиболее вероятному очагу.
Рассуждаем: если очаг разрушения фрагмента N 5 принять за наиболее вероятный, то следует еще раз обследовать другие возможные очаги разрушения, отмеченные при первичном обследовании (в данном примере очаги на фрагментах N 2 и N 3), и убедиться в том, что они только похожи на очаги разрушения, а на самом деле представляют собой разновидности изломов, образованные распространением магистральной трещины. В противном случае, если не находится достаточно убедительных доводов, что повторно обследованные другие очаги разрушения образованы распространением трещины, а являются самостоятельными очагами разрушения (или хотя бы один из них), необходимо пересмотреть первоначальное представление о данном разрушении с новым очагом разрушения или рассмотреть процесс разрушения с двумя (или более при хрупком разрушении) очагами разрушения. Многоочаговый процесс разрушения имеет место, когда упругий импульс при образовании одного очага разрушения вызывает разрушения в других ослабленных местах данного участка трубопровода. |
Установление причины разрушения |
На основании данных обследования фрагментов разрушения и последующего их анализа устанавливается и фиксируется в акте очаг или наиболее вероятный очаг разрушения.
После обмера габаритов очага разрушения и дефектов (или повреждений) металла в этом очаге (если таковые визуально могут быть обнаружены) определяется характер этих дефектов и устанавливается или предполагается причина разрушения, что фиксируется в акте. |
Установление причины разрушения |
Если причину разрушения не удается определить по виду излома в очаге разрушения, например, при отсутствии явных дефектов или повреждений в изломе (чаще всего это бывает в очагах разрушения типа "в" и "г" (см. Рисунок В.3), или у комиссии возникают сомнения по установлению причины разрушения, то в акте указывают предположительную причину разрушения, а металл из очага разрушения или его части направляют для лабораторных исследований.
В рассматриваемом примере, убедившись по разным признакам, что возможные очаги разрушения в изломах фрагментов N 2 и N 3 на самом деле являются разновидностями изломов, образованных распространением магистральной трещины, начинавшейся от наиболее вероятного очага разрушения, расположенного на фрагменте N 5, приходим к выводу, что очаг данного разрушения находится на фрагменте N 5, и устанавливаем причину разрушения: коррозионное растрескивание под напряжением основного металла трубы. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.