Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(рекомендуемое)
Классификация аварий и инцидентов
А.1 Классификация аварий
А.1.1 По видам объектов, потерпевших аварию:
- аварии на линейной части газопроводов, в том числе - на переходах подземных, надземных через препятствия (через водные преграды, авто- и железные дороги, овраги и т.д.), линейных крановых узлах, камерах запуска-приема внутритрубных устройств;
- аварии на конденсатопроводах, продуктопроводах;
- аварии на компрессорных станциях, ДКС, КС ПХГ;
- аварии на газораспределительных станциях;
- аварии на газоизмерительных станциях;
- аварии на объектах добычи газа, газового конденсата;
- аварии на объектах ПХГ;
- аварии на газоперерабатывающих заводах;
- аварии на АГНКС;
- аварии на кустовых базах сжиженного газа;
- аварии на УЗРГ,
А.1. 2 По внешним проявлениям:
- взрыв с разрушением элементов конструкций или объекта в целом;
- нарушение герметичности с неконтролируемым выбросом опасного вещества;
- появление обоих вышеуказанных событий.
А.1.3 По видам аварийного разрушения (излома):
- хрупкий;
- квазихрупкий;
- вязкий;
- условно вязкий (волокнистый).
А.1.4 По причинам возникновения аварий:
- организационные причины:
а) выполнение работ в охранной зоне без разрешения эксплуатирующей организации;
б) несоблюдение требований к содержанию охранной зоны ЛЧ МГ (отсутствие опознавательных знаков закрепления трассы, отсутствие расчистки трассы от древесно-кустарниковой растительности, отсутствие контроля глубины заложения трубопровода);
в) нарушения требований действующих нормативных документов;
г) нарушение порядка проведения огневых и газоопасных работ;
д) "человеческий фактор" (ошибки исполнителей при проектировании, строительстве, проведении технического обслуживания, ремонта);
е) отсутствие или неэффективность производственного контроля за соблюдением требований в области ПБ и ОТ;
- технические причины:
а) проявление строительных дефектов;
б) механические повреждения при эксплуатации;
в) дефекты труб;
г) дефекты оборудования заводской поставки;
д) дефекты соединительных деталей;
е) нарушения условий и режимов эксплуатации;
ж) наружная коррозия;
з) коррозионное растрескивание под напряжением;
и) внутренняя коррозия и эрозия;
к) стихийные бедствия;
л) прочие.
А.1.5 По физической природе (происхождению) аварии:
- для аварий по причине проявления при эксплуатации строительных дефектов:
а) отступление от проектного решения;
б) отступление от правил строительства, ремонта;
в) механические повреждения труб, деталей, оборудования в процессе строительства, ремонта;
г) дефекты монтажного сварного соединения;
- для аварий по причине механических повреждений при эксплуатации:
а) строительными машинами, механизмами;
б) транспортными средствами, падающими грузами, деревьями и т.д.;
в) при выполнении ремонтных операций, врезке под давлением;
г) взрывной волной, осколками металла, балластирующего устройства, выброшенным грунтом, пламенем загоревшегося продукта вследствие неконтролируемого взрыва, выброса;
- для аварий по причине дефектов труб, оборудования, соединительных деталей:
а) дефект основного металла;
б) дефект заводского сварного соединения;
в) дефекты прочих деталей оборудования;
- для аварий по причине нарушения условий и режимов эксплуатации:
а) ошибки, допущенные при управлении технологическими процессами и режимами;
б) нарушения правил эксплуатации оборудования и технических устройств;
- для аварий по причине наружной коррозии:
а) грунтовая коррозия (коррозия в зоне переменного смачивания, коррозия под воздействием макрокоррозионных элементов);
б) электрокоррозия;
в) коррозия под защитным покрытием;
- для аварий по причине коррозионного растрескивания под напряжением в результате воздействия на трубопровод в процессе его эксплуатации различных сочетаний негативных факторов - начальных несовершенств изготовления, нарушения изоляционного покрытия, переменного смачивания трубопровода и других на фоне высоких уровней эксплуатационных нагрузок;
- для аварий по причине внутренней коррозии и эрозии:
а) эрозионный износ;
б) внутренняя коррозия из-за воздействия агрессивных транспортируемых сред;
в) сероводородная коррозия;
г) внутреннее коррозионное поражение "застойных зон" трубопроводной системы;
- для аварий по причине стихийных бедствий:
а) селевой поток;
б) оползень;
в) паводок;
г) землетрясение;
д) просадка или пучение (в том числе - морозобойное) грунта;
е) разряд молнии;
ж) растепление вечномерзлых грунтов и т.д.;
- для аварий из-за прочих причин, в частности:
а) применение трубной продукции, не соответствующей проектной;
б) усталостные и иные явления, связанные со структурной деградацией металла;
в) потеря герметичности фланцевых соединений;
г) высокотемпературные деформации и т.д.
А.1.6 По последствиям аварий:
- с возгоранием продукта;
- с поражением людей;
- с поражением соседних объектов;
- сочетание предыдущих (вышеперечисленных) последствий;
- без усугубляющих обстоятельств.
А.2 Классификация инцидентов
А.2.1 Причины инцидентов.
Причинами инцидентов на объектах на ЕСГ и РСГ могут быть:
- отказ в работе или механическое повреждение деталей и узлов технических устройств, применяемых на объектах добычи, трубопроводного транспорта и переработки газа;
- проявление скрытого дефекта конструкции, отдельного элемента сооружений действующего опасного производственного объекта;
- отклонение от режима технологического процесса на объекте трубопроводного транспорта и (или) объекте газопереработки, не вызвавшее создания аварийной ситуации;
- срабатывание предохранительных клапанов, мембранных предохранительных устройств и т.п. на объектах трубопроводного транспорта и газопереработки;
- нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на объектах трубопроводного транспорта и переработки газа;
- отказ обслуживающих его систем (систем телемеханики, связи, энергоснабжения, ЭХЗ или других), не повлиявший на работоспособность объекта, но вызвавший необходимость принятия нештатных действий, не предусмотренных планом технического обслуживания и ремонта, для восстановления его безопасного состояния.
А.2.2 Характерные виды инцидентов:
- прогибы или провисы газопроводов, образование арок (потеря местной устойчивости) газопроводов, значительные поперечные перемещения, значительные несквозные механические повреждения конструкций технических устройств или другие нарушения, не повлекшие за собой нарушений герметичности или немедленного разрушения участка, но создающие непосредственную угрозу возникновения аварии;
- утечки газа или опасной жидкости;
- отказы и повреждения оборудования систем телемеханики, связи, энергоснабжения, ЭХЗ или других систем, не носящие характер сбоя (т.е. самоустраняющегося отказа или отказа, устраняемого незначительным вмешательством оператора), создающие непосредственную угрозу возникновения аварии;
- и другие, подпадающие под определение "инцидент".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.