Определение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2016 г. N 301-КГ16-3495
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В.,
изучив кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (г. Сыктывкар) на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.08.2015 по делу N А29-10477/2014, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2016 по тому же делу по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (г. Сыктывкар, далее - институт) к Отделу надзорной деятельности г. Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (г. Сыктывкар, далее - отдел надзорной деятельности) о признании недействительным предписания от 21.11.2014 N 1550/1/1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми; Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми, установил:
решением от 26.08.2015, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2016, заявление института удовлетворено.
Отдел надзорной деятельности обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на неправильное применение и толкование судами норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба по изложенным в ней доводам может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для признания предписания недействительным является одновременно несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что лицом, непосредственно эксплуатирующим объект защиты - здание, расположенное по адресу: город Сыктывкар, улица Радиобиология, дом 2/10, и фактически в отношении которого проводилась проверка является институт, который в установленном порядке не был извещен о предстоящей проверке. О проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности на указанном объекте защиты был извещен только владелец имущества - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук.
Удовлетворяя заявление института, суды, исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пришли к выводу о недействительности оспариваемого предписания, поскольку проверка по вопросу соблюдения обязательных требований пожарной безопасности проводилась отделом надзорной деятельности с нарушением установленного законом порядка; отделом надзорной деятельности допущено грубое нарушение требований части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ; выдача предписания институту не соответствовала пункту 1 части 1 статьи 17 названного Закона N 294-ФЗ.
Проверив оспариваемое предписание на соответствие нормам действующего законодательства и установив совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской, суды на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворили заявление института.
Доводы жалобы, в том числе о неподведомственности спора арбитражному суду, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.
Иное толкование заявителем положений закона не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
в передаче кассационной жалобы Отдела надзорной деятельности г. Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Попов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2016 г. N 301-КГ16-3495 по делу N А29-10477/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6065/15
10.11.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8753/15
05.11.2015 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-10477/14
26.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-10477/14