Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к методическим рекомендациям по работе
с детьми, самовольно ушедшими
из семей и государственных организаций,
и профилактике таких уходов
Проект
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), а также иных организаций по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы (далее - Порядок) разработан в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций, а также организации индивидуальной профилактической работы с детьми, совершившими самовольные уходы.
1.2. Для целей настоящего Порядка применяются следующие основные понятия:
Самовольный уход - добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление семьи или государственной организации; отсутствие несовершеннолетнего в течение 1 часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного (установленного) для возвращения.
Государственные организации - учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, учреждения здравоохранения, организации, осуществляющие отдых и оздоровление детей.
1.3. Правовую основу деятельности по предупреждению самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, организации их розыска и индивидуальной профилактической работы составляют: Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
1.4. В систему органов, принимающих участие в деятельности по профилактике самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы входят:
1.4.1. комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления и отделы или другие структурные подразделения, на которые возложены полномочия по обеспечению деятельности комиссий;
1.4.2. органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
1.4.3. органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования и образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
1.4.4. органы опеки и попечительства;
1.4.5 органы по делам молодежи и учреждения по делам молодежи;
1.4.6 органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;
1.4.7. органы службы занятости;
1.4.8 органы внутренних дел;
1.4.9 организации, осуществляющие отдых и оздоровление детей.
1.5. Участие в деятельности по профилактике самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и его территориальных подразделений, органов и учреждений культуры, досуга, спорта и туризма, Ассоциации организаций и граждан по оказанию помощи пропавшим и пострадавшим детям "Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям" (далее - Национальный центр) (его филиал (представительство) в субъекте Российской Федерации) по месту нахождения государственной организации, иных органов, учреждений, организаций, осуществляется в пределах их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также настоящим Порядком.
II. Основные задачи и функции
субъектов межведомственного взаимодействия
2.1. Основными задачами органов и учреждений системы профилактики, а также иных организаций по вопросам профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы являются:
2.1.1. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.1.2. предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних;
2.1.3. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых как несовершеннолетними, так и в отношении них;
2.1.4 выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;
2.1.5 проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями с учетом анализа причин и условий, способствующих самовольным уходам несовершеннолетних из семей и государственных организаций.
2.2. Совместная деятельность по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними включает:
2.2.1. проведение совместных мероприятий по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних с целью принятия конкретных мер по устранению причин и условий, им способствующих;
2.2.2. оперативный обмен информацией о несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и государственных организаций;
2.2.3. организация и проведение разыскных мероприятий;
2.2.4. ведение мониторинга самовольных уходов детей из семей и государственных организаций;
2.2.5. организацию профилактических, социально-реабилитационных мероприятий с несовершеннолетними;
2.2.6. индивидуальную профилактическую работу с родителями (иными законными представителями) несовершеннолетних в целях устранения причин и условий, способствующих предупреждению совершения несовершеннолетними самовольных уходов из семей и государственных организаций;
2.2.7. информационно-методическую, инструктивную работу с сотрудниками государственных организаций.
III. Организация деятельности по выявлению фактов самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций
3.1. Факт самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи и государственной организации считается установленным с момента:
1) подачи в орган внутренних дел родителями, одним из них (иными законными представителями) заявления о розыске несовершеннолетнего;
2) составления акта о выявлении беспризорного или безнадзорности несовершеннолетнего.
3.2. Фиксация факта самовольного ухода несовершеннолетнего происходит при подаче письменного заявления в дежурную часть органов внутренних дел по месту нахождения семьи, государственной организации.
3.3. При установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего из государственной организации:
3.3.1. Сотрудник государственной организации незамедлительно:
сообщает руководителю организации либо ответственному дежурному администратору государственной организации о факте ухода несовершеннолетнего из государственной организации;
составляет служебную записку на имя руководителя государственной организации с подробным описанием ситуации, при которой допущен уход несовершеннолетнего из государственной организации.
3.3.2. Руководитель государственной организации:
обеспечивает незамедлительное направление извещения о факте самовольного ухода несовершеннолетнего в дежурную часть территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации;
в течение трех часов после установления факта самовольного ухода несовершеннолетнего обращается с заявлением в дежурную часть органа внутренних дел по месту нахождения государственной организации;
при подаче заявления о розыске несовершеннолетнего, совершившего самовольный уход, к заявлению прилагает фотографию данного ребенка, соответствующую его возрасту (при наличии), данные паспорта гражданина Российской Федерации или свидетельства о рождении несовершеннолетнего, а также предоставляет информацию:
1) о дате, времени и месте самовольного ухода несовершеннолетнего, о последнем известном месте нахождения несовершеннолетнего;
2) о приметах внешности: росте, телосложении, наличии особых примет (шрамы, родимые пятна, татуировки, родинки и др.);
3) об одежде, в которой возможно был одет несовершеннолетний в момент самовольного ухода, о предметах, которые ребенок имел при себе;
4) о взаимоотношениях самовольно ушедшего несовершеннолетнего с другими обучающимися либо воспитанниками государственной организации, о возможных мотивах, вследствие которых несовершеннолетний мог самовольно покинуть государственную организацию;
5) об иных сведениях, способствующих оперативному розыску несовершеннолетнего.
3.4. Сотрудники государственных организаций и сотрудники органов внутренних дел фиксируют факт самовольного ухода несовершеннолетнего из государственной организации в документах установленной формы.
После регистрации в отделении полиции заявления о розыске несовершеннолетнего дежурный, принявший заявление, выдает талон-уведомление с указанием даты принятия заявления и номера его регистрации в книге учета сообщений о происшествиях.
3.5. В течение одних суток о факте самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи, государственной организации орган внутренних дел информируют:
Национальный центр (его филиал (представительство) в субъекте Российской Федерации) по месту нахождения государственной организации;
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего и (или) по месту нахождения государственной организации;
учредителя государственной организации.
4. Организация мероприятий по розыску, возвращению несовершеннолетнего в семью, государственную организацию
4.1. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают неотложные действия по розыску несовершеннолетних в соответствии с ведомственными нормативными документами:
4.1.1. при поступлении заявления (сообщения) о самовольном уходе несовершеннолетнего регистрируют его, заполняют бланк протокола заявления, оформляют талон-уведомление и выдают его заявителю;
4.1.2. составляют ориентировку на разыскиваемого и ориентируют на розыск по имеющимся приметам дежурные наряды органов внутренних дел, а также другие органы внутренних дел и линейные отделы;
4.1.3. обеспечивают выезд к месту последнего пребывания (жительства) разыскиваемого дежурной следственно-оперативной группы или информируют дежурную часть территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства несовершеннолетнего для направления дежурных нарядов;
4.1.4. организуют опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего;
4.1.5. осуществляют проверку по оперативно-справочным учетам, в том числе центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, по учетам происшествий и несчастных случаев, учреждений здравоохранения;
4.1.6. организуют поисково-спасательные работы при наличии предложений о том, что пропавший оказался в условиях, угрожающих жизни, и во всех случаях исчезновения несовершеннолетних детей, принимает решение о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев (волонтеров);
4.1.6. при обнаружении признаков, прямо или косвенно указывающих, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления, организуют мероприятия по его раскрытию, установлению и задержанию виновных лиц.
4.2. При установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего государственная организация проводит мероприятия, направленные на установление места нахождения обучающегося или воспитанника, оказывает содействие органам внутренних дел при проведении розыска несовершеннолетнего.
4.3. В течение одного часа с момента установления факта самовольного ухода несовершеннолетнего приказом руководителя государственной организации распределяются обязанности и ответственность сотрудников по розыску несовершеннолетнего.
4.4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально анализирует состояние и меры по организации розыска несовершеннолетних, самовольно уходящих из семей и государственных организаций, причины и условия, способствующие самовольным уходам.
5. Принятие мер по возвращению несовершеннолетних в семью, государственную организацию
5.1. Органы внутренних дел при выявлении несовершеннолетнего, самовольно ушедшего из семьи, государственной организации незамедлительно информируют родителей (иных законных представителей), руководителя государственной организации.
5.2. В случае, если местонахождение родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего не установлено либо они по объективным причинам не имеют возможности в установленный срок прибыть в орган внутренних дел (в связи с болезнью, удаленностью места жительства и иным причинам), либо при отказе родителей (иных законных представителей) забрать ребенка, несовершеннолетний в зависимости от возраста и состояния здоровья, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации направляется в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждение здравоохранения. Об отказе родителей (иных законных представителей) забрать ребенка информация направляется в орган опеки и попечительства, а также в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.3. Государственная организация, в которую самостоятельно обратился несовершеннолетний с просьбой о помещении в данную организацию в связи с невозможностью возвращения в семью, организацию, где он ранее находился, обязана принять меры (в рамках своей компетенции) по устройству несовершеннолетнего и незамедлительно проинформировать о таком обращении отдел внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего (нахождения государственной организации, откуда самовольно ушел несовершеннолетний).
5.4. В случае возвращения несовершеннолетнего в государственную организацию ее руководитель незамедлительно обращается в дежурную часть территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения государственной организации с заявлением о прекращении розыска и информирует об этом всех заинтересованных лиц.
5.5. Несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа помещаются в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на период, необходимый для проведения профилактической работы, но не более 30 суток.
6. О принимаемых мерах после возвращения несовершеннолетних в семью, государственную организацию
6.1. Государственная организация после возвращения несовершеннолетних обеспечивает следующие меры:
6.1.1. проведение мероприятий, направленных на оказание психолого-педагогической, социальной и иной помощи несовершеннолетнему и его семье, устранение причин и условий, способствующих самовольным уходам и безвестному отсутствию несовершеннолетнего;
6.1.2. проведение служебного расследования факта совершения самовольного ухода несовершеннолетнего, от несовершеннолетнего (в присутствии законного представителя) принимается письменное объяснение о причинах его ухода;
6.1.3. проведение совещания с сотрудниками государственной организации с целью установления фактических причин самовольного ухода несовершеннолетнего и принятия мер для предотвращения их в дальнейшем.
6.2. По возвращении несовершеннолетнего, самовольно ушедшего из семьи, органом внутренних дел принимаются меры по установлению причин (обстоятельств конфликтной ситуации, побудивших ребенка к самовольному уходу из семьи), условий совершения самовольного ухода.
6.3. В случае выявления фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов, органом внутренних дел рассматривается вопрос о проведении проверки в порядке статей 144, 145 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о принятии иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направленных на привлечение указанных лиц к ответственности.
6.4. В целях предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций органы и учреждения системы профилактики в пределах компетенции:
6.4.1. ежедневно ведут учет посещаемости государственных организаций несовершеннолетними;
6.4.2. обеспечивают ежеквартальный мониторинг самовольных уходов воспитанников из подведомственных организаций и сверку данных с органами внутренних дел;
6.4.3. организуют и проводят совместные семинары, совещания, иные мероприятия, направленные на повышение эффективности профилактики самовольных уходов несовершеннолетних;
6.4.4. принимают решение о привлечении к ответственности руководителей подведомственных организаций, не обеспечивших устранение причин и условий, способствующих самовольным уходам воспитанников, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
6.4.5. обеспечивают реализацию дополнительных профессиональных программ для специалистов государственных организаций по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.