Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к методическим рекомендациям по работе
с детьми, самовольно ушедшими
из семей и государственных организаций,
и профилактике таких уходов
В приложении представлен методический материал для проведения практических занятий в рамках дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций, разработанный А.Г. Болеловой, к.п.н., доцентом, старшим научным сотрудником федерального государственного бюджетного научного учреждения "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи".
Примерный сценарий
организации практических занятий с группой слушателей по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов с использованием case-study-технологии
Работа начинается со знакомства с ситуационной задачей.
Слушатели самостоятельно в течение 10-15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом конкретную информацию. Знакомство с кейсом завершается обсуждением.
Далее идёт формирование подгрупп.
Каждая подгруппа располагается в отведённом месте.
Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся в кейсе, и с использованием при этом методов исследования:
- экспертных, основывающихся на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы;
- аналитических, представляющих собой применение методов, чаще всего, математических формул, для анализа проблемы;
- экспериментальных, предлагающих научно поставленный эксперимент.
Деятельность модератора предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора.
Модерация осуществляется через:
- обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;
- выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;
- обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
- работу над проблемой (дискуссия);
- выработку решений проблемы;
- дискуссию для принятия окончательного решения;
- подготовку доклада;
- аргументированный краткий доклад.
Техническая работа модератора:
1. Предложение идеи:
- фиксирует все идеи, высказанные в режиме мозгового штурма;
- регулирует поток идей.
2. Организация дискуссии по выдвинутым идеям:
- фиксирует высказывания, мнения об идеях;
- регулирует поток высказываний;
- группирует высказывания.
Активность слушателя в обсуждении кейса предусматривает:
- конструктивные оригинальные предложения по эффективному решению проблемной ситуации;
- использование интересного дополнительного фактического материала, статистических данных для аргументации своих предложений;
- умение выделять и идентифицировать проблемы, задавать вопросы, учитывая конкретную ситуацию;
- умение четко, логично, структурированно излагать собственную позицию в процессе обсуждения;
- участие в подготовке группового проекта (может определяться самими членами этой группы как коэффициент трудового участия каждого слушателя в разработке проекта);
- презентация проекта решения группы в процессе обсуждения (устно или письменно).
Усилению индивидуального участия каждого слушателя может способствовать ряд факторов:
1. Демонстрация потребности преподавателя понять индивидуальную мотивацию каждого из слушателей и характер взаимоотношений в группе.
2. Постепенное привлечение слушателей к дискуссии через работу в парах или малых дискуссионных группах.
3. Привлечение к дискуссии, которая уже развернулась и набрала остроту тех слушателей, которые еще не высказывались, индивидуально обращаясь к ним с вопросами.
4. Подчеркнуто положительное отношение к выступлениям слушателей, которые долго не решались высказать свое мнение.
5. Предложения дать письменный ответ на некоторые вопросы кейса.
6. Периодическое изменение состава подгрупп. Изменение состава подгруппы может дать слушателю возможность испытать себя в непривычной для себя роли.
7. Признание права каждого слушателя не только высказываться, но и быть выслушанным.
Далее представлен тематический кейс по профилактике самовольных уходов детей и подростков из семей и государственных организаций.
Структурные компоненты технологического процесса case-study:
- групповой анализ различных типичных ситуаций (case) самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций;
- обсуждение сложных неструктурированных нетипичных ситуаций/проблем, связанных с самовольными уходами несовершеннолетних из семей и государственных организаций, которые невозможно решить аналитическим способом;
- выработка алгоритмов принятия решений по тем или иным ситуациям (типичным; нетипичным);
- оценка и дальнейший выбор наиболее оптимального алгоритма принятия решения в контексте поставленной проблемы самовольных уходов детей из семьи и государственных учреждений;
- выработка программы практического решения по профилактике повторных самовольных уходов несовершеннолетних в рассмотренных ситуациях.
В процессе реализации технологии все слушатели делятся на несколько подгрупп. Каждая подгруппа выбирает модератора, координирующего работу подгруппы и секретаря, фиксирующего результаты работы.
Значение при работе с кейсом имеет правильное размещение участников.
Подгруппы не должны мешать друг другу, участники усаживаются напротив друг друга (желательно за круглым столом).
Все подгруппы работают одновременно над одной и той же темой кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения.
В этом случае требуется достаточно большой объём аудиторных практических занятий.
На проработку одного кейса требуется, как правило, 4 часа практических занятий. Подгруппы соревнуются между собой, представляя разные команды.
Роль преподавателя носит инновационный характер - это роль наблюдателя, но с активной позицией, т.е. опосредованное управление.
Тематический кейс
по проблеме профилактики самовольных уходов детей и подростков из семей и государственных организаций
Описание ситуаций
Ситуация N 1 "Подросток не ходит в школу"
Подростку 16 лет, он учится в 9 классе. Дважды оставался на второй год (первый раз - после переезда в Россию из Узбекистана: ребенка посадили на класс ниже, второй - по успеваемости). На уроки не ходит, постоянно уходит на несколько дней из дома. Директор передала данные ученика в КДН и ЗП. Родителей вызывали для беседы, потом назначали все возрастающие штрафы. Впереди - лишение родительских прав. Семья - благополучная, многодетная (5 детей). Все дети, кроме старшего, учатся хорошо.
Ситуация N 2 "Массовый уход учеников с последнего урока"
Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ - молчание.
Ситуация N 3 "Ложное похищение ребенка"
Мать 9-летней девочки, придя с работы, увидела, что ребенок из школы не возвращался: портфеля нет, а папка для занятий в музыкальной школе лежит нетронутой. Решив, что девочка могла задержаться в школе, женщина поднимается к однокласснице дочери, жившей в этом же доме двумя этажами выше.
Выходя из квартиры, она заметила листок бумаги, лежащий около двери, на котором было написано: "Мы у вас своровали девочку. Не ищите ее, а то будит плоха" (записка приведена дословно вместе с орфографическими ошибками).
В том, что записку писал ребенок, не было сомнения, она была написана печатными буквами, и если даже предположить, что писал взрослый, специально делая ошибки, то стиль изложения выдавал руку ребенка.
После разыскных мероприятий было выяснено, что ребенка никто не похищал, и что ребенок так решил избавиться от нежелательных занятий. Из разговора с мамой стало понятно, что у девочки буквально не было свободной минуты, она ходила в кружки и секции, а на вопрос, чем руководствовались родители при выборе занятий ребенка, женщина ответила: "Пусть лучше занимается музыкой, рисованием, плаваньем и иностранным, чем целыми днями шатается по улице. И потом, что она понимает?, вот подрастает, пусть тогда и решает, чем ей заниматься...".
Ситуация N 4 "Уход из семьи из-за конфликта с отчимом"*
13-летний Вадим сбежал из дома, не поладив со своим отчимом. Он хотел просто погулять и прийти домой ближе к вечеру, когда гнев приемного отца поутихнет. "Гуляя" по родному Санкт-Петербургу, мальчик зашел на вокзал, где познакомился с моряком из Мурманска, мужчина предложил уехать с ним, но чтобы было все как надо и законно, уговорил ребенка взять дома как можно больше наличных денег.
И Вадим забирает все деньги, приготовленные на покупку мебели. Мальчик едет с "добрым" дядей, а когда деньги заканчиваются, морячок оставляет мальчика одного в незнакомом городе на вокзале. Но теперь Вадим боится возвращаться домой из-за возможного наказания за долгое отсутствие и кражу денег.
Ситуация N 5 "Уход из семьи из-за наказания"**
13-летняя Таня была наказана родителями за неудовлетворительную оценку в школе, лишена прогулок и (что было немаловажно) долгожданной поездки с классом в Кострому. Девочка решает, во что бы то ни стало все же поехать с классом и, выбравшись из дома в отсутствие родителей, уезжает в Кострому.
Но поездка окончена, а возвращаться домой нельзя, там уже ждут разгневанные родители. И тогда Таня решает уехать к друзьям, живущим в другом городе, но вместо этого девочка оказывается жертвой изнасилования и попадает в больницу.
Ситуация N 6 "Уход из семьи из-за ссоры с мамой"***
Пятнадцатилетняя Аня ушла из дома, поссорившись с мамой из-за оценок. Хлопнула дверью и пять суток не давала о себе знать. Пока родители обзванивали больницы и морги, милая барышня спокойно гостила у своей подружки, родители которой были в командировке, и которая, невинно глядя в глаза Аниным родителям, говорила о том, что не видела Анечку уже давно, потому что в школу она ходить отчего-то перестала. В это время девочки с одноклассниками выпивали дома у той самой подружки. Аня сидела на подоконнике открытого окна и, потеряв равновесие, упала вниз. Сломала позвоночник.
Ситуация N 7 "Постоянные побеги из-за психического расстройства"**
Сергей был единственным ребенком в семье. Мама и папа, научные работники, относились к сыну с обожанием, он хорошо учился и был послушным. Но, начиная с шестого класса, Сергей стал постоянно убегать из дома. Находили его в самых разных точках страны, и несколько раз даже за ее пределами. Родители не могли с этим справиться, искали причины в себе и в школе, в отношениях с друзьями и первой любви.
Когда Сергею исполнилось 18 лет, он отправился служить в армию. Несколько раз сбегал и оттуда, что создавало проблемы уже с законом.
Ситуация N 8 "Уход из семьи из-за запрета встречаться с любимым"**
Оля ушла от мамы и папы с твердым желанием никогда их больше не видеть. Они запретили ей встречаться с любимым мальчиком Сашей, без которого, Оленька, разумеется, не могла прожить и дня.
Мальчик о ней "позаботился", поселил в подвале многоэтажки, кормил котлетами, принесенными из дома, и всячески радовался ее крутому поступку. Правда, почему-то не захотел присоединиться к любимой и спокойно жил себе дома. После двух недель такого вольного проживания ночью на Олечку наткнулся пьяный бомж. Он ее изнасиловал и исчез. Оля вернулась домой.
Ситуация N 9 "Уход из семьи из-за непонимания"**
Игорь сбежал от родителей просто потому, что они его не понимали. Подружился с вокзальными бродяжками и даже успел завоевать у них авторитет. Путешествовал по стране и чувствовал себя абсолютно свободным и счастливым. Когда его все-таки вернули домой, сказал, что при первом же удобном случае убежит снова. Но решил вопрос по-другому. После девятого класса поступил в училище в другом городе и домой старается приезжать как можно реже.
Обсуждение ситуаций
Примерные вопросы для обсуждения
1. Является ли сложившаяся ситуация типичной?
2. Что является предпосылкой сложившейся ситуации?
3. Что можно считать основной проблемой?
4. Кто участвует в решении проблемы?
5. Каковы их цели?
6. В чем заключается "проблема" подростка?
7. От какой из сторон в большей степени зависит бесконфликтное решение ситуации?
8. Почему подросток и его семья попали в такую ситуацию?
9. Что необходимо предпринять каждой из сторон?
10. Какие вопросы должны быть решены для того, чтобы уладить проблему?
11. Кто может принять решение?
12. Какое решение должно быть принято?
13. Каковы цели человека, который принимает решение?
14. Какие действия должны быть предприняты?
15. Каковы последствия?
Обсуждение проблемы и способов ее решения
Проблема, провоцирующая самовольный уход |
Способ решения |
Формы и методы |
Конфликт с учителем |
|
|
Сложности в освоении конкретной учебной дисциплины/предмета |
|
|
Сложности во взаимоотношениях со сверстниками |
|
|
Есть подозрение, что ребенок курит или принимает наркотические вещества |
|
|
Ребенок связался с "плохой" компанией |
|
|
Варианты |
|
|
______________________________
* О. Богачева, Ю. Дубягин "Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления"
** Там же
*** Читать полностью: http://www.interfax.by/article/32742
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.