Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2016 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, юр.адрес: 107078,
г. Москва, Новая Басманная, д. 13/12, стр. 1)
к ФАС России (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, юр.адрес: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11)
третье лицо: ООО "ГК Вагонсервис"
о признании незаконным и отмене решения от 25.08.2015 N 223ФЗ-225/15
при участии:
от заявителя - Тимофеева Н.М. (дов. от 25.02.2015 N 147-ДП)
от ответчика - Шарова К.К. (дов. от 25.02.2015 N ИА/25499/15
от третьего лица - не явился, извещен
Установил:
ОАО "РЖД" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 25.08.2015 N 223ФЗ-225/15.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик не признал заявленные требования по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменных пояснений не представил. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенного лица.
Выслушав представителей явившихся в заседание представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы ООО "ГК Вагонсервис" от 13.08.2015 N ГКВС 261 на действия ОАО "РЖД" (далее - Заявитель, Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 1174/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/15 на право заключения договора на грузоперевозки, доставку запасных частей грузовых вагонов в ремонт из ремонта Эксплуатационного вагонного депо Абакан (извещение N 31502599486) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок вынесла решение от 25.08.2015 N 223ФЗ-225/15 (далее решение), которым признала жалобу обоснованной, а действия ОАО "РЖД" нарушающими ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Считая данное решение незаконным, Заявитель обратился в суд, ссылаясь на следующее.
24.07.2015 г. ОАО "РЖД" разместило на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на сайте www.rzd.ru (раздел - "Тендеры") и на сайте www.etzp.ru извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 1174/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/15 на право заключения договора на грузоперевозки, доставку запасных частей грузовых вагонов в ремонт из ремонта Эксплуатационного вагонного депо Абакан (далее - Конкурс) и конкурсную документацию по нему.
Поводом для обращения в антимонопольный орган ООО "ГК Вагонсервис" с жалобой послужило квалификационное требование о наличии филиала, представительства, иного обособленного подразделения в городе Абакан (Республика Хакасия), установленное в п. 2.4 конкурсной документации, которое, по мнению Заявителя жалобы, приводит к необоснованному ограничению конкуренции.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев данную жалобу, установила наличие в действиях ОАО "РЖД" при проведении Конкурса нарушения ч. 1 ст. 2 Закона о закупках без обоснования вывода, в чем именно заключалось необоснованное ограничение конкуренции в результате действий Заказчика. При этом, при принятии оспариваемого решения Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок не учтены те обстоятельства, согласно нормам Положения о закупках, одним из условий признания юридического лица участником торгов является наличие поданной им заявки на участие в соответствующем конкурсе. Однако до дня окончания подачи заявок, заявка на участие в конкурсе от ООО "ГК Вагонсервис" не поступала, запросы на разъяснения документации подавались.
Кроме того, заявитель полагает, что Комиссией ФАС России не соблюдены требования к содержанию решения антимонопольного органа, в котором не даны анализ и оценка доводов ОАО "РЖД", решение вынесено в отсутствии состава административного правонарушения,
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 08.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, рассматривающим жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "26.07.2006"
Этой же нормой определен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
ОАО "РЖД" проводился открытый конкурс N 1174/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/15 на право заключения договора на грузоперевозки, доставку запасных частей грузовых вагонов в ремонт из ремонта Эксплуатационного вагонного депо Абакан (извещение N 31502599486), извещение о проведении которого размещено Заказчиком на Официальном сайте 24.07.2015 г.
25.08.2015 Комиссией ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках была рассмотрена жалоба ООО "ГК Вагонсервис" на действия Заказчика при проведении Конкурса, которая признана обоснованной.
По итогам рассмотрения Жалобы Решением N 223ФЗ-225/15 Заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В связи с тем, что 24.08.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещен протокол отказа от проведения Конкурса, Предписание по итогам рассмотрения указанной Жалобы не выдавалось.
Довод заявителя об отсутствии в его действиях нарушения ч.1 ст.2 Закона о закупках основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров от 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает, что в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствии установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пп. 2 пункта 32 Положения о закупке.
Кроме того, согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Вместе с тем, согласно пункту 2.4 Документации "Квалификационные требования": "Участник должен иметь филиалы, представительства, иные обособленные подразделения в городе Абакан, Республика Хакасии. Наличие филиалов и представительств подтверждается на основании учредительных документов, выписки из единого государственного реестра юридических, представленных в составе заявок участников в соответствии с требованиями пунктов 8.1.8.3 и 8.1.8.4 конкурсной документации".
При этом, согласно пункту 6.1.4 Конкурсной документации, к участию в конкурсе допускаются участники, соответствующие требованиям пунктов 6.1.1-6.1.3 конкурсной документации, предъявляемым обязательным квалификационным требованиям.
Таким образом, в случае не представления в составе заявки на участие в Закупке учредительных документов, выписки из единого государственного реестра юридических лиц, данных подтверждающих наличие в участника закупки филиала, представительства, обособленного подразделения в городе Абакан, заявке такого участника будет отказано в допуске к участию в Конкурсе, что ограничивает количество участников закупки, противоречит п.2 ч.1 с.3 Закона о закупках и нарушает ч.1 ст.2 Закона о закупках.
Согласно части 2 статьи 11 НК РФ, а также пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского обслуживания Российской Федерации", обособленное подразделение - это любое подразделение организации, которое одновременно отвечает двум условиям: адрес обособленного подразделения отличается от адреса организации, указанного в ЕГРЮЛ; по месту нахождения обособленного подразделения на срок более месяца оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место.
При этом в законодательстве Российской Федерации не установлено требований к тому, как называется обособленное подразделение, отражено ли его создание в ЕГРЮЛ и в уставе или в других документах организации.
Таким образом, указание в документации о Закупке исчерпывающего списка документов, а именно учредительного документа, выписки из ЕГРЮЛ, которые необходимо представить в составе заявки на участие в закупке в качестве подтверждения соответствия квалификационным требованиям не соответствует требованиям Закона о закупках.
Согласно пункту 3.1.1., 3.2.1 Документации о закупке Исполнитель (участник закупки) обязан предоставлять автотранспорт в технически исправном состоянии под погрузку для доставки запасных частей грузовых вагонов в ремонт и из ремонта на основании заявок уполномоченных лиц Эксплуатационного вагонного депо Абакан. При этом местами доставки запасных частей грузовых вагонов являются расположенные в Республике Хакасия здания, находящиеся в пользовании ОАО "РЖД": пункт технического обслуживания вагонов станции Абакан, адрес: 655009, г.Абакан, ул. Игарская, д. 10Б; пункт подготовки вагонов к перевозкам станции Черногорские Копи, адрес: 655153, г. Черногорск, ул. Сортировочная, д. 36; вагонное ремонтное депо станции Аскиз, обособленное структурное подразделение ОАО "Вагонорментная компания 2" - дочерняя компания ОАО "РЖД", адрес: 655735, пгт Аскиз, ул. Промышленная, д. 1.
Таким образом, требование о наличии в г. Абакан филиала, представительства, иного обособленного подразделения участника закупки, установленное в документации, не может выступать квалификационным требованиям к участнику торгов, при невозможности подтвердить наличие которого участник закупки не будет допущен к Конкурсу, и не соответствует положениям Закона о закупках.
Довод заявителя о том, что оспариваемое решение принято по результатам рассмотрения жалобы лица, не являющегося участником торгов и осведомленного о них, в связи с чем факт нарушения прав и законных интересов данного лица отсутствует, также признается судом несостоятельным.
Частью 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из указанной нормы закона, лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться с жалобой на торги в антимонопольный орган, если их права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали им подать заявку.
Как следует из материалов дела ООО "ГК Вагонсервис" обратилось с жалобой в ФАС до даты окончания подачи заявок, что подтверждает его намерение участвовать в конкурсе. При этом в жалобе указало на нарушение своих прав действиями заказчика, установившего в конкурсной документации ограничение нахождения филиала, представительства, иного обособленного подразделения у участников закупки городом Абакан, ограничивая возможность участия в закупке и тем лицам, которые имеют филиалы, представительства, иные обособленные подразделения в иных установленных конкурсной документацией, местах доставки запасных частей грузовых вагонов: г.Черногорск, пгт Аскиз.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для вывода о неправомерности оспариваемого решения антимонопольного органа и нарушении прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Для признания недействительным обжалуемого Заявителем Решения ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий: наличие нарушения прав заявителя и несоответствие оспариваемого акта закону.
Заявителем не указано, какое именно его право было нарушено оспариваемым Решением ФАС России, и какое право подлежит восстановлению.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение ФАС России является законным, обоснованными и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, в данном случае отсутствуют оба основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа государственной власти недействительным.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, в том числе изложенные в возражениях на отзыв от 03.03.2016 года, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, так как судом установлено, что оспариваемое заявителем решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд решил:
Заявление ОАО "РЖД" о признании незаконным решения ФАС от 25.08.2015 г. N 223ФЗ-225/15 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья |
Н.Е. Девицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 марта 2015 г. N А40-230088/15-122-324
Текст решения официально опубликован не был