1. Протоколы составленные в ходе проведения закупки должны быть размещены Заказчиком на официальном сайте.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика, оператора электронной площадки при проведении электронного аукциона на право заключения договора по выбору организации на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (далее - Аукцион).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика и Оператора, Комиссия ФАС России в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установила следующее.
Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются Заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Согласно информации, представленной представителем Оператора, на сайте ЭТП размещены протокол рассмотрения заявок, протокол проведения закупочной процедуры.
При этом, согласно пояснениям представителя Заказчика на официальном сайте протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона не размещены.
Учитывая изложенное, Заказчиком в нарушение части 12 статьи 4 Закона о закупках не размещены протоколы, составленные в ходе закупки.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.2 Положения о закупке.
К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Пунктом 2.1. раздела 2 "Требования к Участникам аукциона" Документации установлены следующие требования к участникам Аукциона:
быть правомочным заключать договор;
наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и указание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;
наличие необходимых сертификатов на Продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
В соответствии с пунктом 5.4 Документации основанием для отклонения Заявки являются, в том числе:
1. несоответствие Участника требованиям Аукционной документации;
2. наличие негативной информации в отношении деловой репутации Участника;
3. неудовлетворительное финансовое состояние Участника, влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору.
Кроме того, согласно пункту 2.2.3 раздела 2.1 "Требования к Квалификации Участника аукциона" Документации участнику Аукциона необходимо предоставить копии договоров, подтверждающих успешную реализацию аналогичных проектов.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным сделать однозначный вывод, какая информация о деловой репутации признается негативной, какие именно лицензии и сертификаты необходимо представить участнику закупки для подтверждения соответствия участника установленным требованиям, чем подтверждается правомочность заключать договор, какие именно договоры признаются аналогичными успешным проектам.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Документации неизмеряемые требования к участникам закупки противоречат пункту 1.2 Положения о закупках, пункту 4 части 1 статьи 3, и нарушают часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к выводу о законности вынесенного решения.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2016 г. по делу N А40-242754/2015 (145-2006))
2. Все требования о квалификации участника закупки должны быть установлены в документации о закупке.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении аукциона на поставку мазута для Заказчика в июле-октябре 2015 года (далее - Аукцион).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке "...при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки".
Заказчиком в пункте 2.2. Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам Аукциона:
"_Участник, не являющийся производителем продукции, предлагаемой к поставке, должен иметь письменную гарантию производителя о возможности исполнения заказа Росжелдорснаба - филиала ОАО "РЖД" в сроки, объемах и по номенклатуре продукции, указанной в приложении N 11 к аукционной документации. В подтверждение, участник, не являющийся производителем продукции, предлагаемой к поставке должен представить:
- письменную гарантию производителя о возможности исполнения заказа Росжелдорснаба - филиала ОАО "РЖД" в сроки, объемах и по номенклатуре продукции, указанной в техническом задании (раздел 3 настоящей аукционной документации) и Приложении N 11 к аукционной документации_".
При этом согласно пункту 5.4.1 участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 6.7.3 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе, в том числе, в случаях:
3. непредставления определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;
4. несоответствия участника Аукциона предусмотренным Документацией требованиям.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования к участникам Аукциона о наличии письменной гарантии производителя о возможности исполнения заказа противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Приложением N 4 к Документации установлен следующий перечень банков, приемлемых для обеспечения аукционной заявки:
1. ОАО "Сбербанк России"
2. ОАО "Банк ВТБ"
3. АО "Банк ГПБ"
4. ПАО "Банк ВТБ 24"
5. ОАО АКБ "РОСБАНК"
6. ЗАО "ЮниКредитБанк"
7. ОАО АКБ "Банк Москвы"
8. АО "Альфа-Банк"
9. ОАО "Россельхозбанк"
10. ОАО АКБ "Абсолют Банк"
11. ОАО Банк "ФК Открытие"
12. ЗАО "ИНГ Банк (Евразия)"
13. ООО "Дойче Банк"
14. ЗАО "Королевский банк Шотландии"
15. ЗАО КБ "Ситибанк"
16. ЗАО "БНП Париба"
17. ОАО "Московский Кредитный Банк"
18. АО "Нордеа Банк"
19. ЗАО "Райффайзенбанк"
20. ОАО "МДМ Банк"
21. ОАО "УРАЛСИБ"
22. ЗАО "Миллениум Банк"
23. ПАО "Ханты-Мансийский Банк Открытие"
24. ЗАО "Креди Агриколь КИБ"
25. ОАО "АК БАРС" Банк
26. ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)"
27. ПАО АКБ "Связь-Банк"
28. ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
29. ПАО "Банк Зенит"
30. ОАО Банк "Петрокоммерц"
31. АО АКБ "НОВИКОМБАНК"
32. ПАО Банк "Возрождение"
33. ОАО "СКБ-БАНК"
34. ОАО АБ "РОССИЯ"
35. ОАО "МБСП"
36. ЗАО "КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)"
37. ОАО "ВБРР"
38. ООО "Унифондбанк"
39. ОАО АКБ "РосЕвроБанк"
40. ОАО "НОТА-Банк"
41. ОАО "РГС Банк"
42. ЗАО "Банк Кредит Свисс (Москва)"
43. ЗАО "ГЛОБЭКСБАНК"
44. ЗАО КБ "ЛОКО-Банк"
45. ОАО АКБ "АВАНГАРД"
46. ОАО "БИНБАНК"
47. ОАО АКБ "Банк Китая (ЭЛОС)"*
48. ЗАО АКБ "ТПБК" (Москва)
49. ЗАО "СНГБ"
50. ООО "Чайна Констракшн Банк"
51. ОАО "ТКБ".
Приложением N 6 к Документации установлен перечень банков, приемлемых для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору поставки, который включает:
1. ОАО " Сбербанк России"
2. ОАО "Банк ВТБ"
3. ОАО "Газпромбанк"
4. ПАО "Банк ВТБ 24"
5. ПАО АКБ "РОСБАНК"
6. ЗАО "ЮниКредитБанк"
7. ОАО АКБ "Банк Москвы"
8. ОАО "Альфа-Банк"
9. ОАО "Россельхозбанк"
10. АКБ "Абсолют Банк".
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Аукциона, либо на качество исполнения таких обязательств.
Комиссия ФАС России пришла к выводу, что вышеуказанные требования Документации к обеспечению аукционной заявки, обеспечению надлежащего исполнения обязательств по договору поставки противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Заказчиком в пункте 2.2. Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам Аукциона:
"...Участник, не являющийся производителем продукции, предлагаемой к поставке, должен иметь письменную гарантию производителя о возможности исполнения заказа Росжелдорснаба - филиала ОАО "РЖД" в сроки, объемах и по номенклатуре продукции, указанной в приложении N 11 к аукционной документации. В подтверждение, участник, не являющийся производителем продукции, предлагаемой к поставке должен представить:
- письменную гарантию производителя о возможности исполнения заказа Росжелдорснаба - филиала ОАО "РЖД" в сроки, объемах и по номенклатуре продукции, указанной в техническом задании (раздел 3 настоящей аукционной документации) и Приложении N 11 к аукционной документации...".
При этом согласно пункту 5.4.1 участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 6.7.3 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе, в том числе, в случаях:
непредставления определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;
несоответствия участника Аукциона предусмотренным Документацией требованиям.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к обоснованному выводу, что установление требования к участникам Аукциона о наличии письменной гарантии производителя о возможности исполнения заказа противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, Приложением N 4 к Документации установлен перечень банков, приемлемых для обеспечения аукционной заявки (список из 51 банков).
Приложением N 6 к Документации установлен перечень банков, приемлемых для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору поставки (список из 10 банков).
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Аукциона, либо на качество исполнения таких обязательств. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2016 г. по делу N А40-182651/2015-33-1270)
3. Требование к участникам закупки о необходимости наличия филиала в конкретных субъектах Российской Федерации, установленное Заказчиком в документации о закупке, противоречит положениям Закона о закупках.
В ФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения договора на грузоперевозки, доставку запасных частей грузовых вагонов в ремонт из ремонта Эксплуатационного вагонного депо Абакан (далее - Конкурс).
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, установила следующие обстоятельства.
Пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает, что в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 2.4 Документации: "Участник должен иметь филиалы, представительства, иные обособленные подразделения в городе Абакан, Республика Хакасии. Наличие филиалов и представительств подтверждается на основании учредительных документов, выписки из единого государственного реестра юридических, представленных в составе заявок участников в соответствии с требованиями пунктов 8.1.8.3 и 8.1.8.4 конкурсной документации".
Таким образом, требование к участникам Конкурса, предусмотренное пунктом 2.4 Документации, ограничивает количество участников закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Вместе с тем, согласно пункту 2.4 Документации "Квалификационные требования": "Участник должен иметь филиалы, представительства, иные обособленные подразделения в городе Абакан, Республика Хакасии. Наличие филиалов и представительств подтверждается на основании учредительных документов, выписки из единого государственного реестра юридических, представленных в составе заявок участников в соответствии с требованиями пунктов 8.1.8.3 и 8.1.8.4 конкурсной документации".
При этом, согласно пункту 6.1.4 Конкурсной документации, к участию в конкурсе допускаются участники, соответствующие требованиям пунктов 6.1.1-6.1.3 конкурсной документации, предъявляемым обязательным квалификационным требованиям.
Таким образом, в случае не представления в составе заявки на участие в Закупке учредительных документов, выписки из единого государственного реестра юридических лиц, данных подтверждающих наличие в участника закупки филиала, представительства, обособленного подразделения в городе Абакан, заявке такого участника будет отказано в допуске к участию в Конкурсе, что ограничивает количество участников закупки, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и нарушает ч. 1 ст. 2 Закона о закупках
Согласно части 2 статьи 11 НК РФ, а также пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского обслуживания Российской Федерации", обособленное подразделение - это любое подразделение организации, которое одновременно отвечает двум условиям: адрес обособленного подразделения отличается от адреса организации, указанного в ЕГРЮЛ; по месту нахождения обособленного подразделения на срок более месяца оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место.
При этом в законодательстве Российской Федерации не установлено требований к тому, как называется обособленное подразделение, отражено ли его создание в ЕГРЮЛ и в уставе или в других документах организации.
Таким образом, указание в документации о Закупке исчерпывающего списка документов, а именно учредительного документа, выписки из ЕГРЮЛ, которые необходимо представить в составе заявки на участие в закупке в качестве подтверждения соответствия квалификационным требованиям не соответствует требованиям Закона о закупках. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2015 г. по делу N А40-230088/15-122-324)
4. Ограничение перечня банков, из которых участник закупки вправе представить обеспечение договора, является нарушением Закона о закупках.
В ФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении открытого аукциона на право заключения договора на выполнение пусконаладочных работ канализационных очистных сооружений (далее - Аукцион).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения "_при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки".
При этом согласно пункту 5.4.1 Документации участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 6.7.3 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе, в том числе, в случаях:
- непредставления определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;
- несоответствия участника Аукциона предусмотренным Документацией требованиям.
В соответствии с Приложением N 4 Документации для участников закупки установлен следующий перечень банков, приемлемых для обеспечения аукционной заявки:
1. ОАО "Сбербанк России"
2. АО "Банк ГПБ"
3. ОАО "Банк ВТБ"
4. ПАО "Банк ВТБ 24"
5. ОАО АКБ "Банк Москвы"
6. ОАО АКБ "РОСБАНК"
7. ОАО "Россельхозбанк"
8. АО "Альфа-Банк"
9. ЗАО "ЮниКредитБанк"
10. ОАО АКБ "Абсолют Банк"
11. ЗАО КБ "Ситибанк"ОАО
12. ООО "Дойче Банк"ЗАО
13. ЗАО "Райффайзенбанк"
14. АО "Нордеа Банк"
15. "ИНГ Банк (Евразия)"
16. Банк "ФК Открытие"
17. ОАО "Московский Кредитный Банк"
18. ЗАО "Миллениум Банк"
19. ЗАО "Королевский банк Шотландии"
20. ПАО "Ханты-Мансийский Банк Открытие"
21. ОАО "АК БАРС" Банк
22. ОАО "УРАЛСИБ"
23. ОАО "БИНБАНК"
24. ОАО "МДМ Банк"
25. ЗАО "БНП Париба"
26. ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)"
27. ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
28. ЗАО АКБ "ТПБК" (Москва)
29. ПАО АКБ "Связь-Банк"
30. АО АКБ "НОВИКОМБАНК"
31. ПАО "Банк Зенит"
32. ПАО Банк "Возрождение"
33. ЗАО "Креди Агриколь КИБ"
34. ОАО "СКБ-БАНК"
35. ОАО "НОТА-Банк"
36. ЗАО "СНГБ"
37. ОАО АКБ "РосЕвроБанк"
38. ОАО АКБ "АВАНГАРД"
39. ОАО Банк "Петрокоммерц"
40. ООО "Чайна Констракшн Банк"
41. ЗАО "КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)"
42. ОАО "ТКБ".
43. ОАО "РГС Банк"
44. ОАО "МБСП"
45. ЗАО "Банк Кредит Свисс (Москва)"
46. ЗАО "ГЛОБЭКСБАНК"
47. ОАО АБ "РОССИЯ"
48. ЗАО КБ "ЛОКО-Банк"
49. ООО "Унифондбанк"
50. ОАО "ВБРР"
51. ОАО АКБ "Банк Китая (ЭЛОС)"*
Приложением N 6 к Документации для участников закупки установлен перечень банков, приемлемых, для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору поставки, который включает:
1. ОАО "Сбербанк России"
2. ОАО "Банк ВТБ"
3. ОАО "Газпромбанк"
4. ПАО "Банк ВТБ 24"
5. ПАО АКБ "РОСБАНК"
6. ЗАО "ЮниКредитБанк"
7. ОАО АКБ "Банк Москвы"
8. ОАО "Альфа-Банк"
9. ОАО "Россельхозбанк"
10. АКБ "Абсолют Банк".
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Аукциона, либо на качество исполнения таких обязательств.
Также, в соответствии с пунктом 3.2.2.2 Документации установлено, что работы должны выполнятся собственными силами подрядчика, привлечение субподрядных организаций возможно только с письменного разрешения заказчика.
Аналогичные требования к участникам Аукциона установлены пунктом 4.1.4 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации, в соответствии с которым, "при выполнении работ привлечение субподрядных организаций возможно только с письменного разрешения заказчика".
Таким образом, вышеуказанные требования Документации к обеспечению аукционной заявки, обеспечению надлежащего исполнения обязательств по договору, а также требование о предоставлении письменного разрешения Заказчика о привлечении субподрядных организаций противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, пришел к следующим выводам "В соответствии с пунктом 3.2.2.2 Документации установлено, что работы должны выполнятся собственными силами подрядчика, привлечение субподрядных организаций возможно только с письменного разрешения заказчика. Аналогичные требования к участникам Аукциона установлены пунктом 4.1.4 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации, в соответствии с которым, "при выполнении работ привлечение субподрядных организаций возможно только с письменного разрешения заказчика".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации требования к обеспечению аукционной заявки, обеспечению надлежащего исполнения обязательств по договору, требование об обязательном предоставлении сведений о планируемых к привлечению субподрядных организаций и получении письменного разрешения Заказчика в случае изменения списка субподрядных организаций противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2016 г. по делу N А40-221089/2015-2-1525)
5. Ограничение права участника закупки на привлечение субподрядчика при исполнении договора противоречит Закону о закупках.
Заказчик проводил открытый двухэтапного запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования мультисервисной сети.
В ФАС России поступила жалоба на проведение соответствующей закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен в пункте 1.3.2 Положения о закупке "при закупке товаров, работ, услуг Общество руководствуется следующими принципами:равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к Участникам".
Заказчиком в Документации установлены требования о наличии у участника Запроса предложений:
"...действующих сертификатов соответствия или деклараций соответствия на на предлагаемое в Заявке Оборудование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для применения на сети связи ОАО "Ростелеком".
Оборудование, предлагаемое Участником в Заявке, должно быть протестировано на соответствие Техническим требованиям Заказчика в Технологической Лаборатории ОАО "Ростелеком" по адресу: г. Реутов, Юбилейный проспект д. 29 (АТС-791) в соответствии с условиями Раздела IV "Техническое задание" и подтверждено копиями положительных протоколов тестирования Оборудования в ОАО "Ростелеком".
В случае отсутствия положительного протокола тестирования Оборудования, предлагаемого Участником в Заявке, в ОАО "Ростелеком" на момент подачи Заявки, Претендент вправе предоставить положительный протокол тестирования в ОАО "Ростелеком" до момента подведения итогов первого этапа Закупки. При этом, в случае непредставления протокола тестирования Оборудования до момента подведения итогов первого этапа Закупки, Заказчик вправе отстранить такого Участника в соответствии с п. 6.3. Положения о закупках..." (пункт 11 Информационной карты Документации).
Поставляемое Оборудование с предустановленным ПО должно иметь положительный протокол тестирования в Технической Лаборатории ОАО "Ростелеком" по адресу Московская область г. Реутов Юбилейный проспект, 29 на соответствие утвержденным Техническим требованиям к Оборудованию (Приложение N 1 к настоящему Техническому заданию). Тестирование проводится в рамках объявленных Заказчиком на публичном семинаре предложений о возможности прохождения тестирования. Семинар проведен 18 февраля 2014 года (http://www.rostelecom.ru/press/seminar/past/18feb.php). Продолжительность проведения тестов оборудования одного производителя составляет 5 дней. (пункт 2.2. Раздела IV "Техническое задание");
Также Заказчиком в Документации установлено требование о наличии у участника Запроса предложений авторизации Производителя Оборудования (которое предлагается Претендентом к поставке) или официального дистрибьютора или дилерского соглашения, гарантирующего ОАО "Ростелеком" на период действия договора, заключаемого по итогам проведения настоящего Открытого двухэтапного запроса предложений (Приложение N 1 Раздела V настоящей Документации) способность Претендента поставлять Оборудование, экземпляры ПО с предоставлением гарантийной технической поддержки на него в течение 3-х лет в соответствии с условиями договора, заключаемого по итогам проведения Закупки, и с учетом установленных Производителем Оборудования стандартов (пункт 14 Информационной карты Документации).
Таким образом, учитывая требования пункта 14 Информационной карты Документации, до момента подведения итогов первого этапа Запроса предложений участник закупки должен иметь товар, требуемый к поставке.
Согласно пункту 17 Информационной карты Документации установлено требование о предоставлении банковской гарантии, выданной любым из нижеперечисленных банков:
ОАО "Сбербанк России", Генеральная лицензия Банка России N 1481;
ОАО Банк ВТБ, Генеральная лицензия Банка России N 1000;
ГПБ (ОАО), Генеральная лицензия Банка России N 354;
ОАО "Россельхозбанк", Генеральная лицензия Банка России N 3349;
ОАО АКБ "РОСБАН", Генеральная лицензия Банка России N 2272;
ОАО "Нордеа Банк", Генеральная Лицензия Банка России N 3016;
ПАО АКБ "Связь-Банк", Генеральная Лицензия Банка России N 1470;
ЗАО "ГЛОБЭКСБАНК", Генеральная лицензия Банка России N 1942;
ЗАО ЮниКредит Банк, Генеральная лицензия Банка России N 1;
ОАО "Промсвязьбанк", Генеральная лицензия Банка России N 3251;
ОАО "АБ "РОССИЯ", Генеральная лицензия Банка России N328
ЗАО КБ "Ситибанк", Генеральная лицензия Банка России N 2557;
ОАО "Банк Москвы", Генеральная лицензия Банка России N 2748;
ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК", генеральная лицензия Банка России N 1978;
ОАО "ВБРР", Генеральная лицензия Банка России N 3287;
ВТБ 24 (ПАО), Генеральная лицензия Банка России N1623;
АКБ "Абсолют Банк" (ОАО), генеральная лицензия N 2306.
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Запроса предложений, либо на качество исполнения таких обязательств.
Кроме того, пунктом 9.6 Проекта Договора установлено, что в случае привлечения субподрядчиков, субисполнителей и т.п. согласия Заказчика (пункт 19 Информационной карты Документации). Поставщик вправе привлекать третьих лиц для выполнения обязательств по Договору по предварительному письменному согласию Покупателя (пункт 9.6 Проекта Договора).
Таким образом, возможность подрядчика привлечь субподрядчиков, субисполнителей зависит от волеизъявления Заказчика.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные требования Документации противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
При этом согласно пункту 31 Информационной карты Документации по результатам рассмотрения Заявок Закупочная комиссия имеет право не допустить Претендента к участию в Запросе предложений в том числе, в случае:
а) несоответствия Претендента требованиям, установленным пунктом 14 раздела II "Информационная карта" Документации;
б) непредставления требуемых согласно настоящей Документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений о Претенденте или о предлагаемых товарах, работах, услугах;
в) несоответствия Заявки (в том числе представленного технико-коммерческого предложения) требованиям Документации;
г) цена Технического решения, предложенного Участником по результатам второго этапа Закупки превышает начальную (максимальную) цену Технического решения, установленную для второго этапа Закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услуга, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам.
Таким образом, предъявление требований к участникам, указанных в пунктах 11, 14, 17, 19 Информационной карты Документации, нарушает часть 6 статьи 3 Закона о Закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
На заседании Комиссии ФАС России Заказчик пояснил, что два файла с одинаковыми наименованиями ("Приложение N 1 к Форме Заявки на участие в ОЗК GG - NAT N 3" являются идентичными по содержанию (размещены в разных форматах: PDF и Excel). Файл с наименованием "Приложение N 1 к Форме Заявки на участие в ОЗК GG - NAT N 3 от 26.06.2015" также идентичен вышеуказанным файлам, размещен в связи с внесением изменений в Извещение и Документацию от 26.06.2015 года.
Таким образом, участники Запроса предложений могут руководствоваться любым из указанных приложений.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о том, что размещенные файлы Приложения N 1 Документации с одинаковыми наименованиями не позволяют оформить заявку на участие в Запросе предложений, не нашел своего подтверждения.
В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках).
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Согласно Извещению и пункту 10 Информационной карты Документации предмет договора включает:
"...1. Поставку Оборудования и экземпляров Программного обеспечения (далее - ПО);
2. Предоставление прав использования ПО.
3. Оказание услуг по разработке документации, шеф-монтажу, настройке и тестированию Оборудования и ПО.
Количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, определяется в соответствии с разделом IV "Техническое задание" Документации о закупке и проектом договора раздел V "Проект договора" Документации о закупке...".
В соответствии с разделом 2 Проекта Договора "...в порядке и на условиях, установленных Договором, Поставщик обязуется на основании согласованных Сторонами Заказов передавать Покупателю Оборудование и экземпляры ПО в соответствии с Приложением N1, N3 к настоящему Договору в собственность; оказывать Покупателю Услуги в соответствии с Приложением N1, N3 к настоящему Договору; предоставить Покупателю в соответствие с условиями раздела 14 настоящего Договора права использования (Лицензии) Программного обеспечения, указанного в Приложении N 2 к Договору...".
Учитывая вышеизложенное, из Извещения, Документации не представляется возможным определить количество поставляемого товара, объеме выполняемых работ, оказываемых услуг, что нарушает требования пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 4, пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Извещении и Документации должны быть указаны, в том числе, сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно Извещению место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг определяются в соответствии с проектом договора (в разделе V "Проект договора") и Техническим заданием (в разделе IV "Техническое задание") Документации. Место поставки Оборудования и ПО, оказания Услуг: Макрорегиональные филиалы ОАО "Ростелеком" (далее - МРФ), расположенные на территории Российской Федерации. Адреса доставки Оборудования, ПО и места оказания Услуг будут определены в Заказах.
Учитывая вышеизложенное, из Документации не представляется возможным определить место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, что нарушает требования пункта 4 части 9, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Таким образом, возможность подрядчика привлечь субподрядчиков, субисполнителей зависит от волеизъявления Заказчика.
При этом согласно пункту 31 Информационной карты Документации по результатам рассмотрения Заявок Закупочная комиссия имеет право не допустить Претендента к участию в Запросе предложений в том числе, в случае:
а) несоответствия Претендента требованиям, установленным пунктом 14 раздела II "Информационная карта" Документации;
б) непредставления требуемых согласно настоящей Документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений о Претенденте или о предлагаемых товарах, работах, услугах;
в) несоответствия Заявки (в том числе представленного технико- коммерческого предложения) требованиям Документации;
г) цена Технического решения, предложенного Участником по результатам второго этапа Закупки превышает начальную (максимальную) цену Технического решения, установленную для второго этапа Закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услуга, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам.
Таким образом, предъявление требований к участникам, указанных в пунктах 11, 14, 17, 19 Информационной карты Документации, нарушает часть 6 статьи 3 Закона о Закупках."
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2016 г. по делу N А40-200731/2015-33-1416)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор судебной практики по вопросам применения Закона о закупках отдельными видами юрлиц (N 223-ФЗ). Сделаны следующие выводы.
Протоколы, составленные в ходе проведения закупки, должны быть размещены Заказчиком на официальном сайте (ЕИС) не позднее чем через 3 дня со дня их подписания.
Все требования о квалификации участника закупки должны быть установлены в документации о закупке. Установление требования о наличии письменной гарантии производителя о возможности исполнения заказа противоречит положению о закупке.
Нельзя предъявлять требование к участникам о необходимости наличия филиала в конкретных субъектах Федерации.
Ограничение перечня банков, из которых участник закупки вправе представить обеспечение договора, является нарушением Закона о закупках. Представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору.
Ряд вопросов связан с ограничением права участника закупки на привлечение субподрядчика при исполнении договора. Так, в документации нельзя устанавливать требование об обязательном предоставлении сведений о планируемых к привлечению субподрядных организаций и получении письменного разрешения заказчика в случае изменения их списка.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.