На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве N 6 от 25.01.2016 проведена внеплановая проверка соблюдения ГКУ "ЦОДД" (далее - Заказчиком) законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Адрес проверяемого учреждения: 111033, г. Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 4, стр. 2.
Предмет проверки: открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке элементов пешеходной транспортной навигации и их интеграции в Единую систему транспортной навигации города Москвы (реестровый N 0373200001615000335).
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления):
Председатель Комиссии Управления:
В.О. Мурашов - начальник отдела проверок государственных закупок,
Члены Комиссии Управления:
Т.В. Попенко - ведущий специалист-эксперт отдела проверок государственных закупок;
Д.А. Преображенская - специалист-эксперт отдела проверок государственных закупок,
при участии представителей Заказчика: Юрьева В.Ю. (дов. N 01-24-1305/6 от 14.03.2016), Луговского Э.В. (дов. N 01-24-1616/6 от 28.03.2016), Внеплановой проверкой установлено:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московским УФАС России) проведена внеплановая проверка соблюдения Заказчиком законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке элементов пешеходной транспортной навигации и их интеграции в Единую систему транспортной навигации города Москвы (реестровый N 0373200001615000335) (далее - Конкурс).
Комиссия Управления рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N МГ/12112 от 29.03.2016, установила следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
1. цена контракта;
2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
3. стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
4. предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании п. 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
При этом, для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам оценки.
В силу п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
1. В ходе проведения проверки, Комиссией Управления установлено, что конкурсная документация закупки N 0373200001615000335 содержит следующий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе: "Стоимостные критерии оценки" со значимостью 60% и "Нестоимостные критерии оценки" со значимостью 40%. При этом, порядок оценки по "Нестоимостным критериям оценки" следующий: по показателю "Предложение Участника по реализации проекта" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия 30%):
"Значимость показателя: 100%. Максимальное значение показателя критерия (баллы): 100. Содержание: Комиссия оценивает предложения участников путем изучения данных, представленных в заявке на участие в открытом конкурсе. Участник закупки раскрывает и описывает практические аспекты организации работ по предмету закупки.
Оценивается документально подтвержденное предложение (организационная схема оказания услуг) в составе заявки на участие в конкурсе по порядку, методам, технологии и организации оказания услуг, организационных требований технического задания, а также требования, указанные в спецификации услуг.
Участником в составе заявки предоставляются документы, регламентирующие порядок оказания услуг в соответствии с организационной схемой (приказы, положения, схемы взаимодействия с заказчиком, должностные инструкции, перечень расходных материалов, используемых при оказании услуг (с указанием товарных знаков (при наличии)), технических характеристик и ГОСТов соответствия).
- от 51 до 100 баллов - Наиболее детально проработанное, развернутое описание организационно-технологической схемы оказания услуг, отвечающее требованиям технической части конкурсной документации, отражающее рациональные, системные предложения по порядку взаимодействия с Заказчиком, включающее детальное описание способов и методов выполнения работ, содержащее рациональные предложения по улучшению качества выполнения работ, контролю качества, в том числе со ссылкой на нормативные документы или принятые стандарты качества организации (с приложением надлежаще заверенных копий), объективно (по совокупности признаков и мероприятий) обеспечивающее достижение наилучшего результата для Заказчика.
- от 21 до 50 баллов - проработанное организационно-технологическое предложение, отвечающее требованиям технической части конкурсной документации, и содержащее описание мероприятий, направленных на осуществление контроля качества выполнения работ, включающее предложения по порядку взаимодействия с Заказчиком, содержащее предложения по улучшению качества выполнения работ и контролю качества, с менее подробной детализацией по отношению к лучшему из предложений участников и по совокупности признаков и мероприятий не позволяющее определить однозначность достижения наилучшего результата.
- от 1 до 20 баллов - Организационно-технологическое предложение, отвечающее требованиям технической части конкурсной документации, и содержащее описание мероприятий, предусмотренных технической частью конкурсной документации;
- 0 баллов - отсутствие в составе заявки участника закупки предложения по технологии, методам и качеству выполнения работ либо наличие в заявке организационно-технического предложения, не соответствующего требованиям технической части конкурсной документации.".
В целях выявления лучшего условия исполнения государственного контракта, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, устанавливаемый Заказчиком в документации о закупке должен содержать инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок; зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами оценки, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия). При наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать: значимость в отношении каждого показателя, которая является выраженным в процентах весом показателя; сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов; формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя). Указанная позиция также отражена в письме Федеральной антимонопольной службы N АЦ/57532/15 от 19.10.2015.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что установленный в конкурсной документации порядок рассмотрения и оценки заявок по показателю "Предложение Участника по реализации проекта" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" нарушает положения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, поскольку в конкурсной документации Заказчиком установлены диапазонные значения присваиваемых баллов по представляемым участниками закупки сведениям по критерию оценки, при этом, зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю "Предложение Участника по реализации проекта" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) Заказчиком не установлена.
2. Кроме того, конкурсная документация содержит аналогичный порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия 10%) в части установления диапазонных значений присваиваемых баллов по представляемым участниками закупки сведениям и отсутствии зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями.
В целях выявления лучшего условия исполнения государственного контракта, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, устанавливаемый Заказчиком в документации о закупке должен содержать инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок; зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами оценки, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка. При наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать: значимость в отношении каждого показателя, которая является выраженным в процентах весом показателя; сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов; формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя). Указанная позиция также отражена в письме Федеральной антимонопольной службы N АЦ/57532/15 от 19.10.2015.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что установленный в конкурсной документации порядок рассмотрения и оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (показателям критерия) нарушает положения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, поскольку в конкурсной документации Заказчиком установлены диапазонные значения присваиваемых баллов по представляемым участниками закупки сведениям по критерию оценки. При этом, зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (показателям критерия) Заказчиком не установлена.
На основании изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что установленный в конкурсной документации порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, установленный Заказчиком по показателям "Нестоимостных критериев оценки" нарушает положения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, поскольку в конкурсной документации Заказчиком установлены диапазонные значения присваиваемых баллов по представляемым участниками закупки сведениям по критериям оценки, при этом, зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателям критерий оценки Заказчиком не установлена, что не позволяет объективно определить лучшее предложение участника закупки, поскольку из установленного порядка рассмотрения и оценки заявок не предоставляться возможным определить, каким образом будет производиться рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе.
3. В соответствии с положениями ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
В ходе проведения проверки, Комиссией Управления установлено, что 01.12.2015 в единой информационной системе Заказчиком размещен Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе N 0373200001615000335 от 30.11.2015, согласно которому сведения предусмотренные положениями ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе, в частности информация и документы, предусмотренные конкурсной документацией - отсутствуют, а именно предложения участников закупки в части "Нестоимостных критериев оценки", а также указание на представленные участниками закупки документы по "Нестоимостным критериям оценки" содержащиеся в составе заявок.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
В ходе проведения проверки, Комиссией Управления установлено, что 03.12.2015 в единой информационной системе Заказчиком размещен Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0373200001615000335 от 02.12.2015, согласно которому, сведения предусмотренные положениями ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе, в частности порядок оценки заявок на участие в конкурсе - отсутствуют, а именно Заказчиком, конкурсной комиссией Заказчика указан только результат оценки - выставленные баллы, а не порядок оценки - не указано какая конкретно информация, сведения, документы и показатели, содержащиеся в составе заявок участников закупки, послужили основой для принятия решения и выставления тех или иных баллов по "Нестоимостным критериям оценки".
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о нарушении Заказчиком положений ч. 6 ст. 52, ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе в связи с неполным указанием в Протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе N 0373200001615000335 от 30.11.2015 и Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0373200001615000335 от 02.12.2015 информации, сведений, документов и показателей, содержащиеся в составе заявок участников закупки.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, конкурсной комиссии Заказчика нарушения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 6 ст. 52, ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика обязательное для исполнения Предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок (реестровый номер N 0373200001615000335).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Управления: |
В.О. Мурашов |
Члены Комиссии Управления: |
Т.В. Попенко |
|
Д.А. Преображенская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 30 марта 2016 г. N 7-00-61/77-16 "По делу по результатам проведенной внеплановой проверки"
Текст решения официально опубликован не был