Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2016 г. N 2-АПГ16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Строймаркетсервис" о признании недействующим приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 г. N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов Вологодской области" в части, по апелляционной жалобе заявителя на решение Вологодского областного суда от 22 декабря 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 г. N 206 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов Вологодской области по состоянию на 2 июня 2012 г. (далее - приказ от 27 декабря 2012 г. N 206, Приказ) согласно приложениям 1-3 к названному приказу.
В строке 9252 приложения 2 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населённых пунктов Вологодской области, руб./кв.м" к приказу от 27 декабря 2012 г. N 206 утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка кадастрового квартала 35:24:0303001 населённых пунктов Вологодской области по первому виду разрешённого использования - "земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки" в размере 12 251,74 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Строймаркетсервис" (далее - ООО "Компания Строймаркетсервис) является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303001:32 общей площадью 30 342 кв.м, категория земель "земли населённых пунктов", вид разрешённого использования "многоэтажные жилые дома", расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Чернышевского, 120а, и обратилось в Вологодский областной суд с уточнённым в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующим приложения 2 к Приказу в части строки 9252.
В обоснование заявления общество указало, что нарушена процедура проведения государственной кадастровой оценки, поскольку не производился анализ цен и рыночной стоимости объектов недвижимости, нарушен баланс соотношения рыночной и кадастровой стоимости. В нарушение статьи 15 Конституции Российской Федерации оспариваемый приказ не издан надлежащим образом, поскольку был опубликован частями и вступил в законную силу с 9 июля 2013 г.
Решением Вологодского областного суда от 22 декабря 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Компания Строймаркетсервис" просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права по неправильно установленным фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории Вологодской области, от 7 ноября 2012 г., составленный в рамках проведения государственной кадастровой оценки, является ненадлежащим доказательством, поскольку противоречит нормам действующего законодательства, что подтверждается выполненным по поручению общества экспертным заключением от 7 декабря 2015 г., согласно которому отчёт не соответствует Закону об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки ФСО N 1 и ФСО N 3, а также требованиями Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 г., что привело к необоснованному завышению кадастровой стоимости земельных участков. Полагает, что судом первой инстанции неправильно истолкован закон, поскольку, по мнению суда, нормативные правовые акты Вологодской области вступают в силу с момента их размещения на сайте государственного органа, принявшего такой акт, в данном случае с 18 января 2013 г. Однако датой официального опубликования приказа является 9 июля 2013 г. - окончательная дата опубликования полного текста оспариваемого приказа с приложениями 1, 2, 3 к нему в областной газете "Красный Север".
Относительно доводов апелляционной жалобы Департамент имущественных отношений Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и прокурор, участвующий в деле, представили возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, исходя из норм Устава Вологодской области, Закона Вологодской области от 2 мая 2011 г. N 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области" (в редакции, действовавшей по состоянию на 27 декабря 2012 г.), Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства области от 24 июля 2012 г. N 874, сделал правильный вывод об издании нормативного правового акта правомочным органом в пределах предоставленных полномочий.
Как установлено судом первой инстанции, Приказ опубликован 18 января 2013 г. в областной газете "Красный Север", N 7. Приложения 1-3 к Приказу опубликованы в областной газете с 19 января 2013 г. по 9 июля 2013 г. Одновременно с опубликованием приказа и приложений к нему в газете "Красный Север" информация об утверждённых результатах кадастровой оценки была размещена на официальном сайте органа исполнительной государственной власти области.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь в том числе разъяснениями, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", обоснованно пришёл к выводу о надлежащем опубликовании Приказа, так как указанный способ публикации позволил обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности, Федеральный закон N 135-ФЗ) дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка".
Согласно статье 5 Федерального закона N 167-ФЗ его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования этого закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок (пункт 1).
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования поименованного федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Таким образом, ранее принятые нормативные правовые акты, в частности постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39, которым утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (утверждён приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 г. N 215), применяются в части, не противоречащей данному федеральному закону.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также в период проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Вологодской области, изменения в Закон об оценочной деятельности вступили в силу и подлежали применению.
В соответствии со статьёй 24.11 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), заключение договора страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости и составление отчёта об определении кадастровой стоимости, экспертизу отчёта об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утверждённых результатов определения кадастровой стоимости.
Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 3 статьи 5 ранее действующей редакции Федерального закона N 167-ФЗ, согласно которым до 1 января 2013 г. полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Таким образом, до 1 января 2013 г. заказчиком работ по определению кадастровой стоимости мог выступать орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В данном случае правомерно приказом Росреестра от 25 марта 2011 г. N П/87 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2012 году" организована государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов на территории 10 субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Вологодской области, за счёт средств федерального бюджета.
В порядке исполнения запроса Росреестра от 28 мая 2012 г. N 15-442/12 Управление Росреестра по Вологодской области сформировало перечень земельных участков в составе земель населённых пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Вологодской области по состоянию на 2 июня 2012 г., и направило 9 июня 2012 г. указанный перечень в Росреестр.
Управлением Росреестра по Вологодской области 27 июля 2012 г. издан приказ N 141 "Об организации проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Вологодской области в 2012 году".
На основании государственного контракта от 15 августа 2012 г. N 85Д/2012 (далее - Государственный контракт) по итогам открытого конкурса между Росреестром (Заказчиком) и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (Исполнителем) последним проведены работы по определению государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Государственного контракта исполнитель вправе при выполнении работ по контракту привлекать к их выполнению третьих лиц.
Исполнителем работ 7 ноября 2012 г. составлен отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории Вологодской области N ГКОЗНП-35-2012, на указанный отчёт НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный Совет" дано положительное экспертное заключение от 14 ноября 2012 г. N ЭК-161012/1, которые были предметом рассмотрения комиссии Росреестра по Государственному контракту в период с 27 ноября по 5 декабря 2012 г. В результате их рассмотрения согласно протоколу комиссии Росреестра по Государственному контракту от 5 декабря 2012 г. N 1 комиссией принято решение о том, что работы по определению кадастровой стоимости выполнены ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в соответствии с заданием на оценку (приложение N 1 к Государственному контракту). Замечаний к выполненным работам комиссией не представлено, результаты работ приняты. Росреестром и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" 14 декабря 2012 г. подписан акт сдачи-приёмки выполненных работ по Государственному контракту.
27 декабря 2012 г. приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области N 206 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов Вологодской области.
Таким образом, все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Отношения по государственной кадастровой оценке наряду с Законом об оценочной деятельности регулируются также Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утверждённым приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Как указано в пункте 3 ФСО N 4, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учёта иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
При кадастровой оценке объектов недвижимости учитывается информация о рынке объектов оценки, определяются ценообразующие факторы объектов оценки и собираются сведения о значениях ценообразующих факторов объектов оценки.
Выводы, полученные в результате анализа сведений, характеризующих состояние рынка объектов оценки, в том числе в пределах территории, на которой расположены объекты оценки, с описанием процесса, способов определения состава ценообразующих факторов объектов оценки с обоснованием суждения о существенности влияния ценообразующих факторов на кадастровую стоимость объектов оценки, а также описание процесса расчёта и результаты расчёта средних уровней кадастровых стоимостей объектов оценки - земельных участков по муниципальным районам (городским округам), указываются в отчёте об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29 июля 2011 г. N 382 "Об утверждении требований к отчёту об определении кадастровой стоимости").
В данном случае отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Вологодской области от 7 ноября 2012 г. N ГКОЗНП-35-2012 соответствует указанным требованиям.
Мотивы, по которым суд принял одни доказательства и отверг другие, в решении суда первой инстанции приведены, поэтому ссылки в апелляционной жалобе на ненадлежащее исследование судом представленных административным истцом доказательств необоснованны. Сомневаться в правильности данной судом оценки указанным доказательствам оснований не имеется.
Оспаривая приказ от 27 декабря 2012 г. N 206 общество сослалось на то обстоятельство, что по итогам государственной кадастровой оценки, утверждённой указанным Приказом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303001:32 по состоянию на 2 июня 2012 г. составила 21 113 784,12 руб. исходя из вида разрешённого использования "эксплуатация и обслуживание зданий и строений производственной базы". Сведения о кадастровой стоимости упомянутого земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11 февраля 2013 г. Постановлением администрации г. Вологды от 26 марта 2012 г. изменён вид разрешённого использования земельного участка на "среднеэтажные и многоэтажные жилые дома (ВРИ1)". Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2014 г. по делу N ... кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости в размере 15 171 000 руб. При этом данная стоимость учитывала вид разрешённого использования земельного участка "многоэтажные жилые дома". Так как сведения об изменении вида разрешённого использования не были внесены в государственный кадастр недвижимости, общество в 2014 году обратилось за внесением изменений в сведения о земельном участке. В связи с поступлением документов о смене вида разрешённого использования земельного участка филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области актом от 20 июня 2014 г. определил кадастровую стоимость земельного участка с применением среднего значения удельного показателя стоимости одного квадратного метра земельного участка, предусмотренного строкой 9252 приложения 2 к Приказу, в результате чего кадастровая стоимость составила 371 742 295,08 руб.
Таким образом, по мнению общества, нарушены его права и законные интересы на установление действительной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, определённой по решению арбитражного суда, и уплату экономически обоснованного налога на землю.
Вместе с тем установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки, в том числе среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населённых пунктов Вологодской области, указанного в строке 9252 приложения 2 к Приказу.
То обстоятельство, что сведения об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303001:32 своевременно не были внесены в государственный кадастр недвижимости, что привело к определению кадастровой стоимости земельного участка с учётом вида разрешённого использования "среднеэтажные и многоэтажные жилые дома (ВРИ1)" после установления его рыночной стоимости, не влияет на правильность вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания приказа от 27 декабря 2012 г. N 206 недействующим, так как в рамках рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта законность решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов, наделённых отдельными государственными полномочиями, должностных лиц не является предметом проверки.
Судебная коллегия полагает, что, признавая Приказ в оспариваемой части не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 22 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Строймаркетсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2016 г. N 2-АПГ16-4
Текст определения официально опубликован не был