Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2016 г. N 34-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, "Школа доброты" о ликвидации общественного объединения по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области на решение Мурманского областного суда от 23 ноября 2015 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области 27 ноября 2009 года принято решение о государственной регистрации Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, "Школа доброты", 3 декабря 2009 года сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) ...
7 октября 2015 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации общественного объединения на основании статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в связи с грубыми нарушениями положений законодательства Российской Федерации и Устава общественной организации, неисполнением законных требований Управления.
В обоснование заявленных требований Управление ссылалось на нарушения, допущенные указанной организацией, которая проводила общие собрания в нарушение положений Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" без извещения членов общественной организации, что нарушало их права; вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания, как высшего руководящего органа общественной организации, 28 июня 2013 года рассматривались органом - "собранием учредителей" общественной организации, состоящим из 4-х человек, функционирование которого не предусмотрено действующим законодательством. По данному факту Управлением 5 июля 2013 года вносилось предупреждение, содержащее требование к организации провести общее собрание в соответствии с нормами законодательства и Устава, которое общественной организацией было оставлено без внимания, что послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского судебного района города Мурманска от 13 декабря 2013 года производство по делу прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ).
По результатам проведенной в сентябре-октябре 2014 года проверки деятельности общественной организации за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года Управлением были выявлены факты несоблюдения общественной организацией положений Федерального закона "Об общественных объединениях" и Устава организации, выразившиеся в том, что объединением не созывались общие годовые собрания, заседания правления, ревизионной комиссии, председатель правления не отчитывался о своей деятельности и расходовании денежных средств, приобретая имущество, не относящееся к нуждам организации, в нарушение положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" организацией самовольно осуществлялась обработка персональных данных лиц, не являющихся членами общественной организации. Также в ходе проверки были выявлены нарушения финансово-хозяйственной деятельности. Ряд положений Устава организации, определяющих цели создания организации, предусматривающих возможность открытия филиалов и представительств, а также наличие в наименовании организации указания на то, что общественное объединение относится к организации инвалидов, не соответствовали требованиям Федеральных законов "Об общественных объединениях", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По этим и другим фактам нарушений Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, "Школа доброты" вынесено письменное предупреждение с требованием в срок до 2 декабря 2014 года провести с участием представителя Управления общее собрание и заседание правления общества с целью ознакомления с результатами проверки, внесения изменений в Устав организации, провести ревизию хозяйственной деятельности, представить документы, подтверждающие обоснованность несения указанных в акте проверки расходов.
Срок выполнения требований по просьбе общественной организации Управлением Министерства юстиции РФ по Мурманской области неоднократно переносился на более поздние сроки (до 20 января 2015 года, до 2 марта 2015 года), постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского судебного района города Мурманска от 20 апреля 2015 года Мурманская региональная общественная организация инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, "Школа доброты" привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
В связи с неисполнением ранее предъявленных требований Управлением 2 июля 2015 года общественной организации вновь вынесено письменное предписание с указанием допущенных нарушений и установлен срок для их устранения - до 5 октября 2015 года. Поскольку в установленный предписанием срок требования в полном объеме выполнены не были, Управление обратилось с настоящим иском в суд.
Решением Мурманского областного суда от 23 ноября 2015 года в удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области отказано.
В апелляционной жалобе Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец обращает внимание Судебной коллегии на то, что факты неоднократных и грубых нарушений, допущенных Мурманской региональной общественной организацией инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, "Школа доброты", были установлены в ходе рассмотрения административного дела и по существу не оспаривались представителями ответчика, что, по мнению заявителя, являлось достаточным основанием для ликвидации общественной организации. Как указывает заявитель в жалобе, суд не принял во внимание то обстоятельство, что некоторые из выявленных нарушений носят неустранимый характер, а требования уполномоченного органа не были исполнены организацией даже после привлечения последней к административной ответственности. Представленные ответчиком грамоты, дипломы и благодарственные письма за организацию и проведение различных мероприятий, которые суд принял во внимание, не свидетельствуют об осуществлении организацией уставной деятельности. Апеллянт полагает, что мнение суда о невозможности применения в отношении общественной организации исключительной меры - ее ликвидации не отвечает требованиям объективности и беспристрастности, применяемым при осуществлении правосудия судом.
В поступивших в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации возражениях на апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области представитель Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, "Школа доброты" просит решение Мурманского областного суда от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, выражая согласие с выводами суда первой инстанции о том, что характер допущенных общественной организацией нарушений, а также вызванные этими нарушениями последствия не являются неустранимыми и настолько существенными, чтобы восстановление законности было возможно только путем ликвидации организации. Полагает, что все изложенные Управлением в апелляционной жалобе доводы являлись предметом проверки суда, который с ними обоснованно не согласился.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области и Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, "Школа доброты", извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
При этом, исходя из положений части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 28 вышеуказанного Федерального закона официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.
Статьей 29 того же Федерального закона Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Как следует из материалов дела, Мурманская региональная общественная организация инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, "Школа доброты", созданная объединением граждан для реализации прав и законных интересов отдельных категорий лиц путем осуществления социальных программ, оказания содействия в их проведении, а также с целью повышения культурного, духовного, этического и эстетического уровня жителей города Мурманска и Мурманской области, является действующим юридическим лицом.
В результате проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в период с 15 сентября по 10 октября 2014 года плановой проверки, в деятельности Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, "Школа доброты" были выявлены нарушения положений статей 14, 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьи 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статей 6, 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также пунктов 4.3, 4.9 Устава организации.
В частности, установлено, что общественной организацией в проверяемый период 2011 - 2014 г.г. не созывались общие собрания ее членов, не созывались заседания правления, ревизионной комиссии, председатель правления не отчитывался о своей деятельности и деятельности правления. Кроме того, в указанный период имели место нарушения финансовой дисциплины и требований бухгалтерского учета, допускаемые руководящими органами общественного объединения, а выносимые неоднократно в адрес организации полномочным органом предупреждения с требованием устранения недостатков своевременно и в полном объеме не исполнялись.
Полученные организацией предупреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке не обжаловались, за их неисполнение в отношении Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, "Школа доброты" дважды (в 2013 и в 2015 годах) возбуждались дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства).
Разрешая данное административное дело, суд, проанализировав установленные по делу обстоятельства, подтвержденные собранными доказательствами, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Свой вывод суд мотивировал тем, что, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина ... Б., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация", юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации, чего не было в данном случае.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Судом установлено, что в деятельности общественной организации действительно имели место нарушения действующего законодательства, которые были выявлены Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в июле 2013 года, а также в ходе проведенной Управлением в период с 15 сентября по 10 октября 2014 года проверки.
Между тем характер допущенных нарушений и их последствия, по мнению суда, не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой общественной организации, поскольку, как установлено областным судом, данные нарушения носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными, достаточными для ликвидации юридического лица, принимая во внимание юридический статус и уставные цели создания и деятельности общественной организации.
В ходе рассмотрения дела факт ведения общественной организацией уставной деятельности, а также позитивные результаты этой деятельности, которые административным истцом опровергнуты не были, не оспаривался, подтвержден многочисленными положительными отзывами об общественной организации и возглавляемом ее руководителе, в которых должностными лицами органов власти, управления, общественных объединений и гражданами отмечается социальная значимость уставной деятельности и проводимых организацией мероприятий, целевой аудиторией которых являются лица, нуждающиеся в социальной защите.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что создание Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, "Школа доброты" обусловлено общественно полезными целями и задачами, суд оставил без удовлетворения требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным согласиться.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, предпринимаемые общественной организацией меры направлены к реальному, а не фиктивному устранению выявленных в ходе проверки нарушений. До вынесения судом решения по делу общественной организацией 19 ноября 2015 года проведено внеочередное общее собрание, в повестку дня которого включены вопросы, указанные в предписаниях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, в том числе приняты изменения в Устав с целью приведения его положений в соответствие с требованиями федерального законодательства и контролирующего органа.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводившимся административным истцом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
По существу доводы заявителя направлены на иную оценку фактических обстоятельств по делу, приведенную Мурманским областным судом в решении суда, однако оснований не соглашаться с ней Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Мурманского областного суда от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2016 г. N 34-АПГ16-2
Текст определения официально опубликован не был