Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2016 г. N 5-АПГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.,
при секретаре Барулевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фацер" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 18 декабря 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Москвы по доверенности Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Фацер" по доверенности Силюк И.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Фацер" (далее - ООО "Фацер") обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление N 700-ПП) в части включения в пункт 2152 Перечня здания с кадастровым номером 77:02:0022014:1106 общей площадью 3738,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Звездный бул., д. 23, стр. 1, принадлежащего обществу на праве собственности.
Заявленные требования обоснованы тем, что указанное здание не обладает признаками объекта, указанного в пунктах 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64) и в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 18 декабря 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как здание, принадлежащее административному истцу, фактически используется в целях размещения офисов, соответствует определённым действующим законодательством признакам административного центра и правомерно включено в пункт 2152 Перечня.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура города Москвы и общество представили возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 НК РФ, суд первой инстанции правильно установил, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, утвердившее Перечень, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, согласно пункту 2 статьи 1.1 названного закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Принадлежащее заявителю здание с кадастровым номером 77:02:0022014:1106, расположенное по адресу: г. Москва, Звездный бул., д. 23, стр. 1, включено в пункт 2152 Перечня, поскольку фактически используется в указанных выше целях для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утверждён порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Госинспекцией проведены мероприятия по определению вида фактического использования, о чём составлен акт от 27 августа 2014 г. N 9023479, из которого следует, что 49,06% общей площади здания используется для размещения офисных помещений, 9,11% общей площади используется для размещения помещений общественного питания и 41,83% общей площади используется для размещения помещений общего пользования.
Вместе с тем судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и справке о видах экономической деятельности основным видом экономической деятельности общества является производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения. Комплекс зданий хлебозавода, равно как и здание, включённое в Перечень, расположен на земельном участке, предоставленном для использования территории и эксплуатации зданий и сооружений под производство хлебобулочных и кондитерских изделий.
В здании располагается административный персонал ООО "ФАЦЕР". Согласно представленному административным истцом поэтажному плану в здании располагаются только службы, непосредственной деятельностью которых является обслуживание производства хлеба и хлебобулочных изделий. Из здания ведёт галерея (проход) в производственный корпус, где осуществляется непосредственно выпечка хлеба и хлебобулочных изделий, что свидетельствует о фактическом использовании здания для непосредственного и непрерывного обслуживания производственного процесса. Здание составляет инфраструктуру промышленного предприятия (хлебозавода), функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта вспомогательного назначения. В здании располагаются только службы, непосредственной деятельностью которых является обслуживание производства хлеба и хлебобулочных изделий, административный персонал общества. В аренду третьим лицам помещения не сдаются. Административным ответчиком не представлено доказательств того, что спорные нежилые помещения имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для обслуживания производства продукции.
Судебная коллегия считает, что с учётом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что здание, включённое в пункт 2152 Перечня, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64, и правомерно удовлетворил заявление общества.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 18 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2016 г. N 5-АПГ16-13
Текст определения официально опубликован не был