Определение Верховного Суда РФ от 08 апреля 2016 г. N 307-ЭС16-1895
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2015 по делу N А05-15584/2014, установил:
открытое акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с Архангельской области в лице Агентства по транспорту Архангельской области (далее - Агентство) за счет казны Архангельской области 120 951 руб. убытков, возникших в результате оказания в 2011 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях.
Определением суда от 27.04.2015 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
Решением арбитражного суда Архангельской области от 13.05.2015 взыскано с Архангельской области в лице Агентства по транспорту Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" убытки в размере в размере 6047 руб. 55 коп. и с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в размере 114 903 руб. 45 коп.
Апелляционная жалоба Минфина России на указанное решение возвращена определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2015 решение суда первой инстанции от 13.05.2015 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество просит отменить постановление суда округа, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, суд кассационной инстанции необоснованно восстановил срок на кассационное обжалование, чем нарушил фундаментальный принцип равенства сторон.
Так как оснований восстановления срока на кассационное обжалование не имелось, суд кассационной инстанции, по мнению заявителя, не вправе был проверять законность и обоснованность принятого решения.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятого по делу судебного акта оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из судебных актов, между Министерством промышленности, транспорта и связи Архангельской области (далее - заказчик) и Обществом заключены договоры от 01.02.2011 N 01С/2011/ЖД/СППК-98 о транспортном обслуживании населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Архангельской области в 2011 году и от 01.02.2011 N СППК-14 о предоставлении субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения на территории Архангельской области.
В соответствии с указанными договорами Общество обязалось осуществлять с 01.01.2011 по 15.06.2011 включительно, с 01.09.2011 по 31.12.2011 включительно перевозку обучающихся с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, а заказчик - возместить исполнителю потери в доходах в пределах средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с Законом Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" (пункт 2.1 договора от 01.02.2011 N СППК-14).
Дополнительным соглашением от 09.12.2011 N 1 к договору N СППК-14 предусмотрено, что субсидии на компенсацию потерь в доходах предоставляются в размере 3 499 600 руб., из которых 3 324 600 руб. - бюджетные ассигнования из федерального бюджета и 175 000 руб. - средства областного бюджета.
Согласно составленным Обществом отчетам и счетам-фактурам понесенные им потери по итогам 2011 года в связи с предоставлением обучающимся льгот при перевозке составили 3 620 551 руб. и возмещены на сумму 3 499 600 руб.
Сославшись на возмещение потерь в доходах не в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав за Обществом право на возмещение потерь в доходах, удовлетворил исковые требования за счет казны Архангельской области и казны Российской Федерации в размере 5 процентов и 95 процентов расходного обязательства соответственно.
Кассационная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, исходила из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).
Субъектом Российской Федерации, Архангельской областью на основании Законом Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" и постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" (далее - Правила N 1163) приняла постановление Правительства Архангельской области от 27.09.2011 N 340-пп о предоставлении в 2011 году обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в период с 1 января 2011 года по 15 июня 2011 года включительно и с 1 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года включительно скидку на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в размере 50 процентов от действующего тарифа.
В соответствии с Законом Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предоставление субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате предоставления скидки обучающимся, осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области (подпункт "з" пункта 1 статьи 9; приложение N 12).
Правилами N 1163 предусмотрено, что уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95 процентов расходного обязательства (пункт 7). Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству железнодорожного транспорта на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, на основании заключенного между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии (пункт 6).
Руководствуясь положениями статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", судом кассационной инстанции сделан правильный вывод о том, что сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд.
Предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства от Архангельской области к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ).
Льгота по тарифам на проезд обучающихся была установлена именно на региональном уровне нормативным актом субъекта Российской Федерации. При установлении таких льгот субъекты Российской Федерации руководствуются нормами вышеизложенного законодательства, определяя средства на возмещение потерь в доходах перевозчиков исходя из собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации и федеральных средств, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации в виде субсидий.
Ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет субъект Российской Федерации - Архангельская область.
Согласно пункту 8.4 Порядка предоставления субсидий на компенсацию организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении обучающимся (приложение N 12 к Закону Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год") субсидии предоставляются Министерством промышленности, транспорта и связи Архангельской области на основании договоров, заключенных с организациями железнодорожного транспорта.
Министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области и Общество заключили договор от 01.02.2011 N СППК-14 о предоставлении субсидии на компенсацию потерь в доходах, согласно пункту 2.1 которого потери перевозчику подлежат возмещению в пределах средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с Законом Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год".
Дополнительным соглашением от 09.12.2011 N 1 к указанному договору предусмотрено, что субсидии на компенсацию потерь в доходах предоставляются в размере 3 499 600 руб., из которых 3 324 600 руб. - бюджетные ассигнования из федерального бюджета и 175 000 руб. - средства областного бюджета.
Судами установлено, что потери в доходах Общества в 2011 году составили 3 620 551 руб. и возмещены Архангельской областью на сумму 3 499 600 руб.
Учитывая, что Обществу договором от 01.02.2011 N СППК-14 предусмотрено возмещение Архангельской областью убытков в меньшем размере и заказчиком договорные обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2011 год выполнены в полном объеме, суд кассационной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 08 апреля 2016 г. N 307-ЭС16-1895 по делу N А05-15584/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2637/15
06.11.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2637/15
07.10.2015 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8636/15
13.05.2015 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-15584/14