Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2016 г. N 87-КГ15-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 апреля 2016 г. гражданское дело по иску Бусыгина В.Н. к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет муниципальной службы по кассационной жалобе главы администрации Поназыревского муниципального района Костромской области Борковой Е.М. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 24 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 27 апреля 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителя Поназыревского муниципального района Костромской области Чуванкова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Бусыгин В.Н. обратился 30 октября 2014 г. в суд с иском к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет муниципальной службы за период с 1 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. в сумме 304 377,78 руб.
В обоснование иска указал, что является получателем пенсии за выслугу лет муниципальной службы с 11 мая 2011 г., стаж муниципальной службы составляет полных 23 года.
Расчет пенсии за выслугу лет был произведен в соответствии с решением Собрания депутатов Поназыревского района Костромской области от 29 июня 2001 г. N 47 "О положении Поназыревского района "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского района", в соответствии с которым размер денежного содержания, учитываемый для исчисления надбавки за выслугу лет, не должен превышать 2,3 должностного оклада.
Решением Собрания депутатов Поназыревского муниципального района Костромской области от 16 ноября 2011 г. N 84 внесены изменения в пункт 9 правил установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского района (приложение N 2 к положению Поназыревского района от 29 июня 2001 г. N 47 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского района") (далее - приложение N 2 к положению Поназыревского района от 29 июня 2001 г. N 47) - с 1 января 2012 г. установлена минимальная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальных служащих в размере 500 руб. (ранее - 250 руб.), что, по мнению Бусыгина В.Н., не соответствует требованиям федерального законодательства и законодательства Костромской области.
После многочисленных обращений Бусыгина В.Н. к главе администрации Поназыревского муниципального района с предложением о приведении муниципальных нормативных актов в соответствие с федеральным и областным законодательством по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих решением Собрания депутатов Поназыревского муниципального района Костромской области от 23 января 2013 г. N 171 (далее также - решение Собрания депутатов N 171) внесены изменения в решение от 29 июня 2001 г. N 47. Однако абзацем пятым пункта 2.10 решения Собрания депутатов N 171 в пункте 8 приложения N 2 к положению Поназыревского района от 29 июня 2001 г. N 47 была сохранена та же норма, которая ранее действовала в решении от 29 июня 2001 г. N 47, а именно: размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого муниципальному служащему, лицу, замещавшему муниципальную должность местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.
Абзац пятый пункта 2.10 решения Собрания депутатов N 171 был оспорен истцом в судебном порядке, и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 23 апреля 2014 г. признан недействующим с этой даты.
На основании указанного апелляционного определения от 23 апреля 2014 г. Бусыгиным В.Н. было направлено письмо на имя главы муниципального района (вх. N 1319 от 28 мая 2014 г.) о перерасчете размера пенсии за выслугу лет. Заявление было рассмотрено (исх. N 952 от 9 июня 2014 г.), и Бусыгину В.Н. отказано в перерасчете размера пенсии как за прошедший, так и за настоящий периоды. За основу для исчисления размера среднемесячного денежного содержания муниципального служащего оставлен норматив (2,3 должностного оклада), установленный как в старой редакции положения Поназыревского района от 29 июня 2001 г. N 47, так после внесенных в него 23 января 2013 г. решением Собрания депутатов N 171 изменений.
Бусыгин В.Н., ссылаясь на пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и пункт 3 статьи 6 Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. N 666-4-ЗКО "О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области" (где установлено, что размер среднемесячного заработка, из которого государственному гражданскому служащему Костромской области исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет), считал, что в связи с наличием противоречий между положениями муниципального нормативного правового акта, положениями законодательства субъекта Российской Федерации - Костромской области - и положениями федерального законодательства норма определения среднемесячного денежного содержания муниципальных служащих для исчисления пенсии за выслугу лет существенно отличается от установленной нормы определения среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Костромской области.
По действующему правовому акту (положение Поназыревского района от 29 июня 2001 г. N 47) администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области за выслугу лет пенсия выплачивалась Бусыгину В.Н. в размере 500 руб. в месяц. Данный размер пенсии за выслугу лет, по мнению истца, не соответствует областному и федеральному законодательству. В результате за период с 1 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. истец недополучил 304 377,78 руб. За указанный период ему выплачено 16 500 руб.
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 24 февраля 2015 г. исковые требования Бусыгина В.Н. удовлетворены. С администрации Поназыревского муниципального района Костромской области в пользу Бусыгина В.Н. взыскана недополученная пенсия за выслугу лет муниципальной службы за период с 1 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. в размере 301 438,53 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 27 апреля 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Глава администрации Поназыревского муниципального района Костромской области Боркова Е.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставлен вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 28 сентября 2015 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 20 февраля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бусыгин В.Н. как лицо, ранее замещавшее муниципальную должность местного самоуправления, является получателем трудовой пенсии по старости, а также пенсии за выслугу лет (доплата к трудовой пенсии по старости).
Стаж муниципальной службы Бусыгина В.Н., дающий право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости), составляет 23 года 3 месяца 2 дня. Последняя занимаемая Бусыгиным В.Н. должность "глава администрации района". Процент от среднемесячного заработка для расчета размера пенсии за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы (полных 23 года), составляет 69%.
На основании заявления Бусыгина В.Н. от 11 мая 2011 г. распоряжением главы администрации Поназыревского муниципального района Костромской области от 23 мая 2011 г. N 53-р Бусыгину В.Н. установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости в размере 490,82 руб.
На момент назначения Бусыгину В.Н. как муниципальному служащему ежемесячной доплаты к государственной пенсии действовало положение Поназыревского района Костромской области "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского района" (с приложениями N 1 и N 2), утвержденное решением Собрания депутатов Поназыревского района от 29 июня 2001 г. N 47 (далее - Положение N 47), в редакции решения Собрания депутатов Поназыревского района от 2 ноября 2004 г. N 64. Согласно статье 5 Положения N 47 доплата к пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, выплачивается в соответствии с данным положением за счет средств бюджета Поназыревского района. Абзацем пятым пункта 8 приложения N 2 к Положению N 47 размер месячного денежного содержания (денежного вознаграждения), исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 2,3 должностного оклада (0,8 месячного денежного содержания) по замещавшейся должности муниципальной службы района либо 2,3 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности муниципальной службы района, в порядке, установленном законодательством.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзацем пятым пункта 8 приложения N 2" имеется в виду "абзацем четвертым пункта 8 приложения N 2"
Суд при рассмотрении дела применял Положение N 47 в редакции решения Собрания депутатов Поназыревского муниципального района Костромской области от 23 января 2013 г. N 171, согласно которой за основу для исчисления размера среднемесячного денежного содержания муниципального служащего оставлен норматив 2,3 должностного оклада.
Администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области в суд первой инстанции представлены различные варианты расчета среднемесячного заработка Бусыгина В.Н., расчета пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости) Бусыгину В.Н. Согласно расчетам администрации Поназыревского муниципального района Костромской области максимальный размер пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости) Бусыгину В.Н. в спорном периоде с 1 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. рассчитывался из величины 2,3 должностного оклада. К установленному размеру применялся коэффициент 69%. Разница между рассчитанной пенсией за выслугу лет и получаемой трудовой пенсией по старости не превышала установленного минимального размера 500 руб.
Согласно сведениям о произведенных выплатах ответчиком Бусыгину В.Н. выплачивалась пенсия за выслугу лет в размере 500 руб. в месяц. Бусыгин В.Н. в суде первой инстанции подтвердил получение данных выплат, не указанная в сведениях пенсия за выслугу лет за сентябрь 2014 года в размере 500 руб. получена им в начале октября 2014 года.
Пунктом 3 статьи 6 Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. N 666-4-ЗКО "О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области" установлено, что размер среднемесячного заработка, из которого государственному гражданскому служащему Костромской области исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет, установленных государственному гражданскому служащему Костромской области в соответствующем периоде, взятом для исчисления пенсии за выслугу лет, либо сохраненных в указанном периоде в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Бусыгина В.Н., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. N 666-4-ЗКО "О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области", пришел к выводу о том, что определение конкретного размера пенсии муниципального служащего за выслугу лет осуществляется именно органами местного самоуправления, однако они не могут действовать произвольно и устанавливаемые ими правила не могут уменьшать уровень гарантий, установленных федеральным законодательством и законами субъекта Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что нормами Положения N 47 (в редакции решения Собрания депутатов Поназыревского муниципального района Костромской области от 23 января 2013 г. N 171, действующей на момент рассмотрения спора) гарантия, установленная пунктом 3 статьи 6 Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. N 666-4-ЗКО "О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области", снижена, поскольку нормами Положения N 47 определено, что размер среднемесячного заработка, используемый для исчисления пенсии за выслугу лет, должен сопоставляться только с должностным окладом, то есть с суммой, которая явно меньше суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет, а также установлено применение к должностному окладу меньшего коэффициента "2,3", а не "2,8" согласно закону области, то есть положению, имеющему большую юридическую силу. Вследствие этого размер среднемесячного заработка, используемый для исчисления пенсии за выслугу лет, на который муниципальный служащий мог бы рассчитывать при применении пункта 3 статьи 6 Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. N 666-4-ЗКО "О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области", получается меньше, так как ограничивается муниципальным правовым актом.
Со ссылкой на приведенные обстоятельства суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания для взыскания в пользу Бусыгина В.Н. недополученной пенсии за выслугу лет за спорный период исходя из должностного оклада, надбавки за классный чин и надбавки за выслугу лет с применением коэффициента "2,8" в размере 301 438,53 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно положениям Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципальных и государственных гражданских служащих должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются соответственно законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовал до 1 января 2015 г.) предусматривал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Костромской области и лиц, замещавших государственные должности Костромской области, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера определены Законом Костромской области от 21 октября 2010 г. N 666-4-ЗКО "О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области".
Размер пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Костромской области установлен статьей 6 Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. N 666-4-ЗКО "О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области".
Согласно статье 10 этого закона финансовое обеспечение расходов на выплату пенсии за выслугу лет, включая организацию ее доставки, производится за счет средств областного бюджета.
Особенности организации муниципальной службы в Костромской области и правовое положение муниципальных служащих Костромской области урегулированы Законом Костромской области от 9 ноября 2007 г. N 210-4-ЗКО "О муниципальной службе в Костромской области".
Данным законом установлено, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий, предоставляемых муниципальному служащему, осуществляется за счет соответствующего местного бюджета (часть 2 статьи 10). Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с федеральными законами, законами Костромской области и муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 12).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.
Между тем вывод судебных инстанций о том, что решение Собрания депутатов Поназыревского района Костромской области от 29 июня 2001 г. N 47 "О положении Поназыревского района "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Поназыревского района" в части установления для муниципальных служащих Поназыревского муниципального района максимального размера среднемесячного заработка для исчисления пенсии исходя только из должностного оклада, а не оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет, а также применения меньшего коэффициента - "2,3", а не "2,8", противоречит Закону Костромской области "О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области", сделан без учёта положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и основан на неправильном толковании действующего в Костромской области законодательства в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих Поназыревского муниципального района Костромской области по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определёнными с учётом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Костромской области.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных областным законодательством, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Поназыревского муниципального района Костромской области по сравнению с государственными гражданскими служащими Костромской области.
Следовательно, вывод судебных инстанций о том, что исчисленный Бусыгину В.Н. как муниципальному служащему Поназыревского муниципального района Костромской области размер пенсии по выслуге лет не может быть ниже гарантированного законом субъекта Российской Федерации размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Костромской области, нельзя признать правильным.
Довод судебных инстанций о том, что в случае недостаточности у муниципального образования собственных источников финансирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих финансовая обеспеченность таких расходных обязательств должна быть гарантирована на основе институтов межбюджетных отношений, в том числе за счёт средств бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации, является несостоятельным, поскольку в субъекте Российской Федерации - Костромской области каких-либо законов в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не принималось.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Бусыгина Василия Николаевича о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет муниципальной службы, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судебными инстанциями допущена существенная ошибка в применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Шарьинского районного суда Костромской области от 24 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 27 апреля 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Бусыгина В.Н. к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет муниципальной службы за период с 1 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. в сумме 304 377,78 руб.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2016 г. N 87-КГ15-10
Текст определения официально опубликован не был