Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2016 г. N 64-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Сахалинской области на решение Сахалинского областного суда от 25 ноября 2015 года об отказе заместителю прокурора Сахалинской области в удовлетворении административного иска о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункта "в" пункта 6.2.2.14.3 подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014-2020 годы", утверждённой постановлением Правительства Сахалинской области от 5 апреля 2013 года N 166.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Сахалинской области от 5 апреля 2013 года N 166 (с последующими изменениями) "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014-2020 годы утверждена подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014-2020 годы".
Заместитель прокурора Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункта "в" пункта 6.2.2.14.3 данной подпрограммы, изложенной в следующей редакции:
"Уполномоченный орган принимает решение об отказе в признании участником Государственной программы переселения на территории Сахалинской области: при отсутствии в заявлении соотечественника, имеющего разрешение на временное проживание или вид на жительство, подтверждённых сведений о стаже (опыте) работы по профессии (специальности), указанной в документе(ах) о профессиональном образовании, не менее 3 лет в течение пяти лет до даты подачи заявления, за исключением наличия в заявлении сведений об осуществлении предпринимательской деятельности на территории Сахалинской области (в качестве индивидуального предпринимателя, учредителя юридического лица) не менее одного года до даты подачи заявления".
Заявитель считал правовое регулирование в этой части противоречащим пунктам 25, 26, 52 и 53 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289), и подпункту "д" пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 528, и Временным правилам организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 года N 1032, которыми установлен исчерпывающий перечень оснований отказа соотечественникам в выдаче свидетельства участника государственной программы и, которые не предусматривают обязательного требования для соотечественников представлять вместе с заявлением о выдаче свидетельства участника государственной программы копии документов об образовании, профессиональной подготовке, стаже трудовой деятельности, поскольку в указанных нормативных правовых актах сделаны оговорки "если такие имеются" и "при наличии".
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявление заместителя прокурора Сахалинской области поддержал, дополнительно привел довод о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта Правительства Сахалинской области - отсутствие на момент принятия Подпрограммы и внесения в неё изменений согласования Правительства Российской Федерации.
Считая ограничением прав соотечественников в возрасте 18 лет и не имеющих образования, необходимого стажа работы, на участие в Государственной программе, прокурор сослался на противоречие подпункта "в" пункта 6.2.2.14.3 Подпрограммы подпункту "б" пункта 6 Государственной программы, определяющему возможность участия в такой программе соотечественников с 18 лет.
Решением Сахалинского областного суда от 25 ноября 2015 года административное исковое заявление заместителя прокурора Сахалинской области оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокуратуры Сахалинской области поставлен вопрос об отмене решения, как основанного на неправильном применении норм материального закона, и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующему основанию.
Так, отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемое правовое регулирование федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, указав, в частности, в решении на то, что при разработке и принятии подпрограммы реализовано право субъекта Российской Федерации определять конкретные условия (требования, критерии) участия соотечественников в подпрограмме, исходя из социально-экономических характеристик, особенностей региона и потребностей его развития.
С выводами суда согласиться нельзя, поскольку эти выводы сделаны без учёта положений Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", устанавливающего основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом и из положений которых усматривается, что федеральный законодатель, наделяя органы власти субъектов Российской Федерации полномочиями в области отношений с соотечественниками, в том числе по разработке, принятию и реализации программ субъектов Российской Федерации, и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области отношений с соотечественниками, одновременно устанавливает принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.
Так, согласно статье 14 данного федерального закона разработку основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации.
В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637, участником Государственной программы признаётся соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой.
В частности, решение соотечественника об участии в такой программе оформляется путём подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нём, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "д" пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 528, для получения свидетельства заявитель представляет в территориальный орган копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, стаже трудовой деятельности, наличии учёного звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включённых в заявление, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).
Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца (подпункт "б" пункта 6).
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы и аннулирования ранее выданного свидетельства участника Государственной программы является исчерпывающим.
При этом отказ в выдаче свидетельства участника Государственной программы, а также аннулирование свидетельства участника Государственной программы федеральное законодательство связывает с фактами выступления лиц за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями, создающими угрозу безопасности Российской Федерации, с осуждением за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, наличием непогашенной судимости или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за её пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; неоднократным в течение года привлечением к административной ответственности, с выездом из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания, наконец, с представлением поддельных или подложных документов либо сообщением о себе заведомо ложных сведений (пункты 25 и 26 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637).
Как буквально следует из содержания оспариваемого подпункта "в" пункта 6.2.2.14.3 подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом", утверждённой постановлением Правительства Сахалинской области от 5 апреля 2013 года N 166 (с последующими изменениями), уполномоченный орган принимает решение об отказе в признании участником Государственной программы переселения на территорию Сахалинской области: при отсутствии в заявлении соотечественника, имеющего разрешение на временное проживание или вид на жительство, подтверждённых сведений о стаже (опыте) работы по профессии (специальности), указанной в документе(ах) о профессиональном образовании, не менее 3 лет в течение пяти лет до даты подачи заявления, за исключением наличия в заявлении сведений об осуществлении предпринимательской деятельности на территории Сахалинской области (в качестве индивидуального предпринимателя, учредителя юридического лица) не менее одного года до даты подачи заявления.
Поскольку такое регулирование со всей очевидностью расширяет предусмотренный федеральным законодательством перечень оснований для отказа в получении свидетельства участника подпрограммы, и как следствие, неправомерно лишает значительный круг лиц включения в устойчивые позитивные социальные связи принимающего сообщества, в том числе осуществления трудовой деятельности, участия в ярмарке вакансий и учебных рабочих мест, получения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, иных гарантий, вытекающих из предписаний Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", то нельзя согласиться с выводами суда о законности оспариваемых положений.
Иное означало бы самоустранение органов государственной власти от обязанности, предусмотренной статьёй 22 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ, а именно, обязанности содействовать соотечественникам в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закреплённых в законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Сахалинского областного суда от 25 ноября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление заместителя прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "в" пункта 6.2.2.14.3 подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014-2020 годы", утверждённой постановлением Правительства Сахалинской области от 5 апреля 2013 года N 166.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2016 г. N 64-АПГ16-1
Текст определения официально опубликован не был