Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2016 г. N 303-ЭС15-18506
Резолютивная часть определения объявлена 27 апреля 2016 года
Полный текст определения изготовлен 29 апреля 2016 года
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Прониной М.В.,
судей Антоновой М.К., Павловой Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2015 по делу N А51-775/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.10.2015 по тому же делу
по иску муниципального казенного предприятия "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа (в настоящее время муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа) (далее - предприятие) к Министерству финансов Российской Федерации в лице
Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании расходов на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, в сумме 102 044 рубля 03 копейки.
В заседании принял участие представитель Министерства финансов Российской Федерации (заявителя) - Смирнова А.А.
Представители муниципального унитарного предприятия "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа и Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, что в силу части 2 статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., выслушав объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
как следует из материалов дела, предприятие в соответствии с постановлением главы Уссурийского городского округа от 03.03.2006 N 254 "О специализированной службе по вопросам похоронного дела" осуществляет весь комплекс услуг и мероприятий по организации и проведению похорон, включая погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
В период с января 2014 по декабрь 2014 предприятием произведено погребение 17 умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Расходы по погребению названных лиц с учетом расценок, установленных постановлением администрации Уссурийского городского округа от 31.12.2013 N 4571-НПА, составили 102 044 рубля 03 копейки.
Наличие у истца невозмещенных расходов в связи с погребением умерших, личность которых не установлена, явилось основанием обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.10.2015 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа взыскано 102 044 рубля 03 копейки расходов на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
При этом суды исходили из того, что пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) не установлены источники финансирования расходов на погребение лиц, личность которых не установлена органами внутренних дел. Определение источников таких расходов законодатель поставил в зависимость от наличия или отсутствия статуса пенсионера, а также социального страхования умерших. В случае невозмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела расходов на погребение указанных категорий умерших, специализированная служба должна предъявить требование к соответствующему публичному образованию или государственному фонду, отвечающему за определенный источник финансирования. В пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим
финансированию за счет средств бюджета субъекта, не отнесено финансирование расходов специализированной службы, связанных с погребением умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. Поэтому в силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Поскольку в спорный период денежные средства на эти цели из федерального бюджета бюджету Приморского края не выделялись, затраты, понесенные истцом, должны быть возмещены Российской Федерацией за счет средств казны Российской Федерации.
Между тем судами не учтено следующее.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении).
В соответствии со статьей 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
При погребении умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
при погребении умерших, которые на день смерти являлись получателями досрочной (до достижения необходимого возраста) пенсии, оформленной по предложению службы занятости - за счет средств федерального бюджета;
при погребении умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а также умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих такому страхованию - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Закона о погребении предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Однако в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов на погребение умерших, личность которых не установлена, не указаны.
В то же время пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Предприятие осуществляло захоронение умерших граждан, личность которых не была установлена органами внутренних дел, а также не было известно, являлись ли эти граждане на день смерти работающими или пенсионерами.
Гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами.
Расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Содержащийся в оспариваемых судебных актах довод о том, что бюджету Приморского края из федерального бюджета не выделялись субвенции на осуществление полномочий на погребение умерших граждан, личность которых не установлена, является несостоятельным, поскольку Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предоставление межбюджетных трансфертов на финансирование расходов, связанных с реализацией Закона о погребении, не предусмотрено.
Вместе с тем Законом Приморского края от 23.12.2005 N 332-КЗ "О погребении и похоронном деле в Приморском крае", распоряжениями Администрации Приморского края от 09.03.2006 N 130-ра "О расходовании средств краевого бюджета на выплату социального пособия на погребении" и от 12.02.2013 N 27-ра "О внесении изменений в распоряжение Администрации Приморского края от 09.03.2006 N 130-ра" урегулированы отношения, связанные с погребением умерших, не являющихся работающими и пенсионерами. Выплата социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению за счет средств краевого бюджета предусмотрена Законом Приморского края от 19.12.2013 N 334-КЗ "О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу изложенного Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами по настоящему делу допущены существенные нарушения норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов в сфере бюджетных отношений, в связи с чем судебные акты по делу подлежат отмене. В иске предприятию следует отказать.
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2015 по делу N А51-775/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.10.2015 по тому же делу отменить.
В иске муниципальному унитарному предприятию "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа отказать.
Председательствующий судья |
М.В. Пронина |
Судья |
М.К. Антонова |
Судья |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальное предприятие (специализированная служба по вопросам похоронного дела) предъявило к Минфину России иск о взыскании расходов на погребение умерших, личность которых не установлена.
Суды посчитали, что данные затраты должны быть возмещены за счет федеральной казны.
Но Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ не согласилась с таким выводом. Она отказала в иске, руководствуясь следующим.
В Законе о погребении и похоронном деле не указаны источники финансирования расходов на погребение умерших, личность которых не установлена.
В то же время данный закон устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой соцзащиты, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
К полномочиям региональных органов госвласти по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет регионального бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено в т. ч. предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Гарантии при погребении умерших, чья личность не установлена, не могут быть ниже уровня гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работавших и не являвшихся пенсионерами.
Затраты на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение не работавших и не являвшихся пенсионерами умерших.
Довод о том, что региональному бюджету из федерального бюджета не выделялись субвенции на осуществление соответствующих полномочий, несостоятелен. Ведь Законом о федеральном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. не предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов на финансирование расходов, связанных с реализацией Закона о погребении и похоронном деле.
Выплата социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению за счет бюджета соответствующего региона предусмотрена Законом о его бюджете.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2016 г. N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015
Текст определения официально опубликован не был