Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Группа компаний Континент" (далее - Заявитель на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке и санитарному содержанию здания и прилегающей территории здания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (номер извещения 0195100000515000093) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе установлены избыточные требования к характеристикам товара, что ограничивает количество участников закупки.
2. В документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, которые не соответствуют ГОСТ.
3. Разъяснение положений документации об Аукционе от 12.02.2016 N РД5 противоречат инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
4. В документации об Аукционе установлены неверные единицы измерения, что не позволяет сформировать участнику закупки заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.12.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 092 754, 34 рубля;
4) дата проведения Аукциона - 18.03.2016.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены избыточные требования к характеристикам товара, что приводит к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Техническим заданием документации об Аукционе, Заказчиком установлены требования такие как: "Моющее средство для глубокой чистки сантехники. Плотность воды для приготовления раствора при 20°С от 0,9584 до 1,00010 г/см3", "Моющее средство для регулярной уборки санузлов. Плотность при 20°С не более г/мл", "Средство для обработки санузлов. Удельная плотность при 20°С 1,0-1,1 кг/л" и т.д.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки, Комиссией также установлено следующее.
В ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к химическому составу материала, например: "Средство для обработки любых поверхностей с жировыми отложениями. Свойства и назначение: применяться для очистки любых поверхностей с жировыми отложениями, обладает бактерицидным эффектом, используется бензилалкилдиметиламмония хлорид вместо гипохлорита натрия, содержит стабилизатор, связывающие и комплексные присадки, пенообразовательные присадки, ингибиторы коррозии, экстракт эвкалипта, гидроксид натрия или натриевую соль хлорноватистой кислоты. Содержание едкого натра не более 40%, рН 1%-ного раствора не менее 2ед., удельная плотность при 20°С более 1,0кг/л, содержание этилового спирта не более 7%, температура замерзания > -30°С, содержание гипохлорита натрия, не , содержание бензилалкилдиметиламмония хлорид не
, соотношение средства к воде в растворе до 3%" и тд.
Комиссия приходит к выводу, что указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении, испытании такого товара.
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе излишних требований к компонентам товара, а также требований к химическому составу материала в составе первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, которые не соответствуют ГОСТ, а именно: в пункте 3 Технического задания документации об Аукционе установлено требование: "Средство для удаления засоров и различных отложений с труб канализации. Массовая концентрация щелочных компонентов < 300 г/дм3".
Вместе с тем, в доводе жалобы Заявителя указано, что в соответствии с ГОСТ 32478-2013, требование к массовой концентрации щелочных компонентов в чистящих средствах и средствах по уходу за канализационными трубами не более 200 г/дм3.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что довод Заявителя относится к недействующей редакции документации об Аукционе, поскольку, 26.02.2016 Заказчиком размещена документация об Аукционе в новой редакции, где Заказчиком не установлены требования о соответствии материалов требованиям ГОСТ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, разъяснение положений документации об Аукционе от 12.02.2016 N РД5 противоречат инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Участниками закупки направлен в адрес Заказчика запрос о разъяснении положений документации об Аукционе следующего содержания: "Пункт 13 "Противогрибковый состав" Препарат (марка)ХМФ-БФ, ХМФС, ХМ, ХМББ-1128, ФБС-2515, БС-13 или эквивалент. Вопрос: В данном случае необходимо выбрать один из предложенных препаратов или же указать все, с возможностью вместо последнего (БС-13) указать эквивалент?".
Как пояснили представители Заказчика на заседании Комиссии, а также, в разъяснении на запрос от 12.02.2016, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе: "Перечисление показателей характеристики в поле "Наименование товара", "Требуемый параметр", "Требуемое значение" через "," (запятую) или при сопровождении символа "\", означает, что при оказании услуг используются товары со всеми перечисленными показателями, за исключением случаев когда после "," (запятой) стоит союз "или", таким образом, участнику закупки в данном случае, необходимо указать все марки препарата и описать характеристики для каждого марок товара или указать эквивалент".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В документации об Аукционе установлены неверные единицы измерения, что не позволяет сформировать участнику закупки заявку на участие в Аукционе.
По мнению Заявителя, в пункте 9 Технического задания документации об Аукционе установлена неверная единица измерения: "Дезинфицирующее средство вид 3. Норма расхода средства при орошении и норма расхода средства при обеззараживании воздуха путем аэрозольного распыления" в "мл".
Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства того, что установление Заказчиком единицы измерения в "мл" в документации об Аукционе неправомерно и не позволяет сформировать предложение участника закупки на участие Аукционе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Группа компаний Континент" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком в документации об Аукционе излишних требований к компонентам товара в составе заявок участников Аукциона.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 03.03.2016 по делу N К-270/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 марта 2016 г. N К-270/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был