Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Специальное конструкторско-техническое бюро "Сатурн" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем в административном здании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (номер извещения 0195100000515000092) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе не установлен объем выполняемых работ
2. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок.
3. В документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, которые не соответствуют ГОСТ.
4. В документации об Аукционе установлены избыточные требования к характеристикам товара, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.12.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 998 820,08 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 17.03.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводу Заявителя, в разделе 8.7 Технического задания документации об Аукционе не установлен объем оказываемых услуг, например, "Сопутствующие работы" указано: "Комплексное обслуживание фасада здания, а именно - устранения небольших локальных повреждений (таких как механические повреждения, потеки, замокания, локальные отслаивания), а также предупреждающие ремонты, которые направлены на предотвращение перечисленных повреждений фасада. Объем перечисленных работ не должен превышать 5 процентов от общей площади фасада", "Комплексное обслуживание оконных проемов (проемы прямоугольной формы с площадью остекления от 2 до 4 м2) в соответствии с климатическими нормами, устранения небольших локальных повреждений (локальные повреждения герметичности, устранение неплотностей от вибраций, связанных с ветром, влагой, температурными воздействиями, механическими повреждениями ото льда и снега, возможными изменениями оконных рам, связанными с температурным воздействием на рамы и ветровой нагрузкой на проем в целом, а также предупреждающие ремонты, которые направлены на предотвращение перечисленных повреждений проемов), а также ремонт, связанный с техническим обслуживанием и эксплуатацией. Объем перечисленных работ не должен превышать 5 процентов от общей площади оконных проемов", однако, по мнению Заявителя, Заказчиком указана только площадь оконного остекления - 1200 кв.м., а площадь оконных проемов не указана.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что предметом Аукциона является выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем. Техническое задание документации об Аукционе содержит объем выполняемых работ в разделах 8.1 - 8.6 Технического задания Документации об Аукционе (в редакции от 17.02.2016).
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 28 Технического задания документации об Аукционе установлено требование: "Паронит. Максимальное допустимое давление от 24 кгс/см2".
Согласно инструкции по заполнению заявки, если заказчиком в поле "Требуемое значение" установлено значение в связке с предлогом "от" или "до" или их сочетанием, то участник закупки предоставляет сведения о характеристике товара (материала) в виде конкретного значения, входящего в указанный диапазон.
Вместе с тем, согласно доводу Заявителя: "если под словом "от" имеется в виду понятие "от к нулю" (диапазон "от 24 до 0"), тогда применимы значения 23, 22, 20 и так далее, а если под словом "от" имеется в виду понятие "от к бесконечности" (диапазон "от 24 до бесконечности"), тогда применимы значения 25, 26, 27 и так далее".
Как пояснили представители Заказчика, согласно инструкции по заполнению заявки, при применении слова "от" необходимо указать конкретное значение в диапазоне "от показателя до бесконечности", а также пояснили, что установление данного требования не ограничивает количество участников закупки и позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, представителем Заявителя, не представлены доказательства невозможности надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, которые не соответствуют ГОСТ, а именно, в пунктах 10, 11, 12, 13 Технического задания документации об Аукционе размещены следующие требования к заглушкам: "Размер между плоскостью торца и наиболее удаленной от нее точкой наружной поверхности заглушки, заглушка имеет форму эллипса (эллиптическая)".
Согласно доводу Заявителя, при описании заглушек Заказчик применяет термины и описания, такие как "Размер между плоскостью торца и наиболее удаленной от нее точкой наружной поверхности заглушки", "Толщина стенки на торцах диаметра", "Наружный диаметр торцевой".
Вместе с тем, данные термины отсутствуют в ГОСТ 17379--2001.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что довод Заявителя относится к недействующей редакции документации об Аукционе, поскольку, 26.02.2016 Заказчиком размещена документация об Аукционе в новой редакции, где Заказчиком не установлены требования о соответствии материалов требованиям ГОСТ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В документации об Аукционе установлены избыточные требования к характеристикам товара, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Техническим заданием документации об Аукционе, Заказчиком установлены требования, такие как: "Заглушки. Тип 1.Размер между плоскостью торца и наиболее удаленной от нее точкой наружной поверхности заглушки более 50 мм, Условный проход более 100 мм, Толщина стенки на торцах диаметра менее 8 мм, Масса более 0,7 кг, Марка стали 10 - 20ЮЧ, Временное сопротивление разрыву не менее 343 Мпа, Предел текучести не менее 205 Мпа, Относительное удлинение не менее 21%, Ударная вязкость при температуре от -60 до 20°С не менее 29 Дж/см2".
Кроме того, инструкция по заполнению первых частей заявки устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, технологических процессов изготовления, испытания указанных товаров.
Например, "Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NаOH не более 0,1%, Предел прочности при 20°С не более 1100(11,0) Па (гс/см2), Предел прочности после разрушения, восстановления в течении 3 суток от 200 до 2000 (от 2 до 20) Па (гс/см2), Трубы выдерживают гидравлическое давление не менее 25 кгс/см2", Температура хрупкости менее -20°С, Температура размягчения в диапазоне 160-190°С.
Комиссия приходит к выводу, что указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Установление Заказчиком в документации об Аукционе излишних требований к компонентам товара, а также требований к химическому составу материала в составе первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Специальное конструкторско-техническое бюро "Сатурн" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком в документации об Аукционе излишних требований к компонентам товара в составе заявок участников Аукциона.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 03.03.2016 по делу N К-271/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 марта 2016 г. N К-271/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был