Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Лидер" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Санкт - Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на строительство объектов для размещения бизнес-школы - Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (номер извещения 0372100003416000036) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 11.02.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 147 484 750 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок - 10.03.2016.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
- "Цена контракта" (Значимость критерия: 60%);
- "Квалификация участников закупки" (Значимость критерия: 40%).
Нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки" Конкурсной документации содержит показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Как следует из доводов жалобы Заявителя, порядок оценки по вышеуказанному показателю устанавливает завышенные значения (суммы, подтверждающие опыт участников закупки), не учитывает характер выполненных работ, а также неправомерно допускает, с целью подтверждения квалификации участников закупки, предоставления иного акта о приемке выполненных работ, помимо КС-2.
Заказчиком в Конкурсной документации в отношении показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" установлен следующий порядок оценки:
"Оценивается наибольший совокупный объем успешно выполненных строительных работ сопоставимого характера по контрактам (договорам), принятых в период с 01.01.2011 до даты подачи заявки на участие в конкурсе, при этом одновременно:
- стоимость выполненных работ по каждому контракту (договору) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка (229 496 950,00 рублей или более);
- общая стоимость (сумма стоимости) успешно выполненного в пределах соответствующего рассматриваемого периода совокупного объема работ составляет 1 147 484 750,00 рублей или более.
Строительные работы сопоставимого характера - это работы, относящиеся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства).
Для оценки по данному показателю необходимо предоставить:
- копию (копии) контракта (контрактов), договора (договоров);
- копию акта (актов), отражающих объемы и стоимость выполненных работ (акт о приемке выполненных работ КС-2 или соответствующий акт);
При этом акты, отражающие объемы и стоимость выполненных работ, должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком в период с 01.01.2011
до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
В случае непредоставления указанных выше документов оценка по данному показателю не производится".
Рассмотрев порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к вывод о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки" не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку раскрывает содержание сопоставимости выполняемых работ в отношении характера и объемов таких работ.
Также на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, в том числе акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, что подтверждается Информацией Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что требование о предоставления иного акта о приемке выполненных работ, помимо КС-2 ограничивает возможность участия в Конкурсе.
2. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Заказчиком в части 7 раздела III "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по оформлению заявки" установлено требование о представлении участниками закупки в составе заявок на участие в Конкурсе документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
На заседании Комиссии установлено, что требование о представлении платежного поручения с отметкой банка утратило силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование к составу заявки на участие в Конкурсе, не предусмотренное Законом о контрактной системе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Лидер" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 09.03.2016 N К-285/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 марта 2016 г. N К-285/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был