Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Русский Дом "Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам молодежи (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на организацию и проведение конкурса молодежных проектов на территории Всероссийских и окружных форумов в 2016 году (номер извещения 0173100003516000013) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 3) по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2).
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 26.02.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 18.03.2016;
7) победителем Конкурса признано ООО "ФЕМИДА-РИДС" с минимальным предложением о цене контракта 7 880 000 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (Значимость критерия: 60%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Значимость критерия: 30%), "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 10%).
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по Критерию N 3 по Показателю N 2:
"Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Содержание показателя: Оценивается опыт работы участника закупки на рынке услуг, аналогичный предмету контракта (указываются данные за период двух лет до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе). Подтверждается копиями Государственных контрактов (договоров) на сумму одного контракта (договора) не менее 1 000 000 (одного миллиона) рублей с актами оказанных услуг".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
Кроме того, в Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по показателю
"Качество услуг":
"Содержание показателя: Оценивается развернутое предложение участника конкурса о качестве услуг, оформляемое в произвольной форме.
Указанное предложение должно включать:
предложения по методологии оказания услуг(порядок и последовательность оказания услуг, используемые методы(схемы способствующие повышению уровня качества оказания услуг), применяемые исполнителем локальные акты, способствующие повышению уровня качества услуг);
предложения по используемым при оказании услуг технологиям;
предложения по контролю качества услуг (информацию о проведении внутреннего контроля качества за оказываемыми услугами и оказания их в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации).
предложения по визуальному оформлению мероприятия, наличие фирменного стиля (примеры графического стиля, макеты продукции)
Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 баллов в зависимости от совокупности признаков, которые позволяют выявить наиболее предпочтительные для заказчика (лучшие) из представленных участниками закупки предложений. К таким признакам относятся следующие параметры:
а) предложенная методология и технология оказания услуг позволяют обеспечить высокое качество организации и проведения Конкурса молодежных проектов на территории Всероссийских и Окружных форумах в части обеспечения техническим оборудованием , оборудованием трассы.
б) соответствие предложения о качестве услуг требованиям законодательства Российской Федерации;
в) предложенная система контроля качества позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии оказания услуг и обеспечить надлежащее качество оказываемых услуг.
г) предложены образцы макетов и графического оформления, отражающие единство стиля и концептуального соответствия тематики мероприятий.
Баллы по показателю начисляются по следующей шкале:
предложение о качестве услуг с приложениями не представлено или представлено, но не отвечает по содержанию требованиям настоящей конкурной документации или предложение содержит положения, не соответствующие действующему на момент окончания подачи заявок законодательству - 0 баллов;
предложение разработано в соответствии с требованиями настоящей конкурсной документации и требованиями законодательства, но предложенные методология и технология оказания услуг не позволяют обеспечить высокое качество организации и проведения Конкурса молодежных проектов на территории Всероссийских и Окружных форумах, предложенная система контроля качества не позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии оказываемых услуг и обеспечить надлежащее качество оказываемых услуг. Предложения макетам и оформлению представлены не в полном объеме и не в соответствии с техническим заданием - 25 баллов;
предложение разработано в соответствии с требованиями настоящей конкурсной документации и требованиями законодательства, но предложенные методология и технология оказания услуг не позволяют обеспечить высокое качество организации и проведения Конкурса молодежных проектов на территории Всероссийских и Окружных форумах, однако предложенная система контроля качества позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии оказываемых услуг. Макеты и оформление представлены в полном объеме, но нет концептуальной и графической связи - 50 баллов;
предложение разработано в соответствии с требованиями настоящей конкурсной документации и требованиями законодательства, предложенные методология и технология оказания услуг позволяют обеспечить высокое качество организации и проведения Конкурса молодежных проектов на территории Всероссийских и Окружных форумах, но предложенная система контроля качества не позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии оказываемых услуг и обеспечить надлежащее качество оказываемых услуг. Макеты и оформление представлены в полном объеме, но нет концептуальной и графической связи - 75 баллов;
предложение разработано в соответствии с требованиями настоящей конкурсной документации и требованиями законодательства, предложенные методология и технология оказания услуг позволяют обеспечить высокое качество организации и проведения Конкурса молодежных проектов на территории Всероссийских и Окружных форумах в части обеспечения техническим оборудованием и каркасно-тентовыми конструкциями, предложенная система контроля качества позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии оказываемых услуг и обеспечить надлежащее качество оказываемых услуг. Макеты и оформление представлены в полном объеме, присутствует графическая и концептуальная связь - 100 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество услуг" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок по показателю "Качество услуг" не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному критерию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к количеству товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг), в том числе: "ужин (не менее двух блюд и напиток); сертификат участника конкурса молодежных проектов Мероприятия (не менее 12 видов не менее чем 500 шт.); изготовление не менее 12 баннеров; обеспечение ноутбуком для презентаций, не менее 1 шт.; микрофоны, не менее 6 шт.".
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено конкретное количество товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг), следовательно, Заказчиком в документации об Аукционе не установлен надлежащим образом объем выполняемых работ (оказываемых услуг).
Указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.03.2016 N ПРО1 (далее - Протокол) не содержит информацию о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки.
Следовательно, действия Заказчика, разместившего Протокол без включения информации о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Русский Дом "Консалтинг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 9 части 1 статьи 50, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 21.03.2016 по делу N К-388/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 марта 2016 г. N К-388/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был