Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ИТ СтройГруп" (далее - Заявитель) на действия Министерства финансов Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Министерства финансов Российской Федерации открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) по сопровождению информационных систем Министерства финансов Российской Федерации в 2016 году (номер извещения 0173100000116000010) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащим образом порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 25.02.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 364 397 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано Федеральное государственное унитарное предприятие "Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы" с предложением о цене контракта 363 600 000 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе следующие критерии: цена контракта; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом, согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. При этом для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (Значимость критерия: 30%), "Качественные характеристики услуг" (Значимость критерия: 30%), "Квалификация участника конкурса" (Значимость критерия: 40%).
По критерию "Качественные характеристики услуг" установлен следующий порядок оценки заявок:
"100 баллов получает заявка участника конкурса, в которой представлено описание перечня, содержания, объема и сроков оказания услуг по сопровождению информационных систем, полностью соответствующее требованиям, установленным Техническим заданием, при этом участником конкурса представлены сведения: - о порядке использования при оказании услуг имеющейся IT-инфраструктуры (стенда Исполнителя) для автономного и комплексного тестирования прикладного программного обеспечения; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления требованиями; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления обращениями пользователей в службу сопровождения прикладного программного обеспечения; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления задачами для распределенных групп разработчиков; - о порядке использования при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств разработки программного обеспечения; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления обращениями пользователей в службу сопровождения прикладного программного обеспечения; - о порядке использования при оказании услуг имеющихся средств непрерывного цикла автоматизированного тестирования программного обеспечения.
80 баллов получает заявка участника конкурса, в которой представлено описание перечня, содержания, объема и сроков оказания услуг по сопровождению информационных систем, полностью соответствующее требованиям, установленным Техническим заданием, при этом участником конкурса представлены сведения: - о порядке использования при оказании услуг имеющейся IT-инфраструктуры (стенда Исполнителя) для автономного и комплексного тестирования прикладного программного обеспечения; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления требованиями; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления обращениями пользователей в службу сопровождения прикладного программного обеспечения; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления задачами для распределенных групп разработчиков; - о порядке использования при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств разработки программного обеспечения.
60 баллов получает заявка участника конкурса, в которой представлено описание перечня, содержания, объема и сроков оказания услуг по сопровождению информационных систем, полностью соответствующее требованиям, установленным Техническим заданием, при этом участником конкурса представлены сведения: - о порядке использования при оказании услуг имеющейся IT-инфраструктуры (стенда Исполнителя) для автономного и комплексного тестирования прикладного программного обеспечения; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления требованиями; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления обращениями пользователей в службу сопровождения прикладного программного обеспечения; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления задачами для распределенных групп разработчиков.
40 баллов получает заявка участника конкурса, в которой представлено описание перечня, содержания, объема и сроков оказания услуг по сопровождению информационных систем, полностью соответствующее требованиям, установленным Техническим заданием, при этом участником конкурса представлены сведения: - о порядке использования при оказании услуг имеющейся IT-инфраструктуры (стенда Исполнителя) для автономного и комплексного тестирования прикладного программного обеспечения; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления требованиями; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления обращениями пользователей в службу сопровождения прикладного программного обеспечения.
20 баллов получает заявка участника конкурса, в которой представлено описание перечня, содержания, объема и сроков оказания услуг по сопровождению информационных систем, полностью соответствующее требованиям, установленным Техническим заданием, при этом участником конкурса представлены сведения: - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления требованиями; - о порядке использовании при оказании услуг имеющихся автоматизированных средств управления задачами для распределенных групп разработчиков.
10 баллов получает заявка участника конкурса, в которой представлено описание перечня, содержания, объема и сроков оказания услуг по сопровождению информационных систем, полностью соответствующее требованиям, установленным Техническим заданием".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанный порядок оценки по критерию не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя в части установления ненадлежащего порядка оценки по критерию "Качественные характеристики услуг" не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что критерий "Квалификация участника конкурса", содержит следующие показатели "Опыт выполнения проектов", "Наличие сертификатов и (или) партнерских статусов", "Наличие у участника конкурса сертифицированного персонала", "Наличие финансовых ресурсов (размер уставного капитала)" с соответствующими коэффициентами значимостей показателей соответственно: 45, 5, 35, 15, а также максимальным количеством баллов по показателям: 45, 5, 35, 15.
По показателю "Опыт выполнения проектов" установлен следующий порядок оценки: "Опыт выполнения аналогичных проектов участником конкурса. Указанная информация подтверждается представлением в составе заявки на участие в конкурсе копий выполненных контрактов (договоров), актов приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) (данные желательно представить в виде таблицы). Под аналогичными проектами понимаются проекты по сопровождению информационно-программных средств с использованием СУБД TigerLogic D3 database, Microsoft SQL, Oracle, Барс.Веб-своды, СЭД "Практика", "Аналитического комплекса "Прогноз", в интересах федеральных органов исполнительной власти, государственных учреждений, сопоставимых с Министерством финансов Российской Федерации по структуре, уровню сложности и числу эксплуатируемых информационных систем, объему обрабатываемых в них данных и количеству пользователей информационных систем, а также начальной (максимальной) цене контракта. Опыт по показателю оценивается следующим образом: 5 баллов за каждый представленный договор, но не более 45 баллов. Учитываются только документально подтвержденные договоры, заключенные не ранее 01.01.2011".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что установление в Конкурсной документации коэффициентов значимостей показателей равных максимальным величинам баллов - 45, 5, 35, 15, не позволяет надлежащим образом определить итоговый рейтинг по соответствующему критерию - максимальное значение по критерию, поскольку при установлении соответствующих показателей в рамках критерия, в соответствии с пунктом 11 Правил необходимо указывать сумму величин значимостей показателей, значимость показателя, выраженной в процентах с соответствующей формулой расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкалой предельных величин значимости от 0 до 100 баллов.
Кроме того, Комиссией установлено, что содержание показателя "Опыт выполнения проектов" не позволяет надлежащим образом оценить опыт участника Конкурса в связи с тем, что не раскрыто содержание условий сопоставимости проектов: структуры, уровня сложности и числа эксплуатируемых информационных систем, объема обрабатываемых в них данных и количества пользователей информационных систем, а также начальной (максимальной) цене контракта, применяемых Министерством финансов Российской Федерации.
Действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации не надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участника конкурса", нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относятся, в том числе выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено, в Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к участникам Конкурса, предусмотренные Постановлением N 1457.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Комиссией установлено, что Конкурсная документация не содержит сроков начала и окончания представления разъяснений положений Конкурсной документации.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий срок окончания предоставления разъяснений положений Конкурсной документации, нарушают пункт 8 части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ИТ СтройГруп" обоснованной в части установления в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участника конкурса".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение, пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 8, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 22.03.2016 N К-416/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 марта 2016 г. N К-416/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был