Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению мэра
г. Новосибирска
от 26 ноября 2003 г.
N 4143-р
Паспорт
городской целевой программы "Дети и город" на 2004 - 2008 годы
Наименование программы | Городская целевая программа "Дети и город" на 2004 - 2008 годы |
Основание для разработки программы |
"Конвенция ООН о правах ребенка", "Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей"; Федеральный закон от 19.05.95 N 82 "Об общественных объединениях"; Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Указ Президента Российской Федерации от 18.08.94 N 1696 "О Президентской программе "Дети России"; постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.03.2002 N 292-р "О разработке Федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.01.2000 N 1-р "О разработке Федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2001 - 2005 годы"; Закон Новосибирской области от 05.12.95 N 29-ОЗ "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области"; Закон Новосибирской области от 24.02.99 N 45-ОЗ "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области"; распоряжение главы администрации Новосибирской области от 20.09.2003 N 1047-р "Об одобрении областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2004 - 2008 годы"; постановление главы администрации Новосибирской области от 13.01.2003 N 13 "Об основных направлениях демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года" |
Заказчик программы | Департамент по социальной политике мэрии; департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии |
Руководитель программы | мэр Новосибирска |
Основные разработчики | Отдел по проблемам семьи, женщин и детей департамента по социальной политике мэрии; управление образованием мэрии; управление социальной поддержки населения мэрии; управление здравоохранения мэрии; комитет по делам молодежи мэрии; комитет по культуре и искусству мэрии; комитет по физической культуре и спорту мэрии |
Цель программы | Улучшение положения семьи, женщин и детей во всех сферах жизни общества |
Задачи программы | Возрождение и укрепление института российской семьи на основе утверждения социокультурных и духовных ценностей; гармоничная интеграция женщины-матери в жизнь общества; обеспечение оптимальных условий для развития, воспитания, образования и укрепления здоровья детей; обеспечение взаимодействия и координации ведомств и структурных подразделений мэрии |
Сроки реализации программы |
2004 - 2008 годы |
Исполнители основных мероприятий |
Отдел по проблемам семьи, женщин и детей департамента по социальной политике мэрии; управление социальной поддержки населения мэрии; управление здравоохранения мэрии; управление образованием мэрии; управление общественных связей мэрии; управление капитального строительства мэрии; комитет по жилищным вопросам мэрии; комитет по делам молодежи мэрии; комитет по культуре и искусству мэрии; комитет по физической культуре и спорту мэрии; комитет по связям со средствами массовой информации - пресс-центр мэрии; департамент потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии; департамент строительства и архитектуры мэрии; департамент экономики и финансов мэрии; департамент промышленности, науки и технологий мэрии; департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска; администрации районов города |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Оптимизация работы с семьей, женщинами и детьми за счет координации и взаимодействия разных ведомств и структур, эффективного расходования ресурсов; улучшение положения семьи, женщин и детей через решение наиболее важных проблем и создание условий для развития системы психолого-педагогического и духовно-нравственного образования семьи; повышение квалификации кадров, работающих с семьей, женщинами и детьми; укрепление материально-технической базы учреждений |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования за счет средств бюджета города: 2004 год - 11118,0 тыс. рублей; 2005 год - 51228,0 тыс. рублей; 2006 год - 47391,0 тыс. рублей; 2007 год - 47558,0 тыс. рублей; 2008 год - 47772,0 тыс. рублей. Объем финансирования за счет областного бюджета: 2004 год - 3154,0 тыс. рублей; 2005 год - 3514,0 тыс. рублей; 2006 год - 3249,0 тыс. рублей; 2007 год - 2654,0 тыс. рублей; 2008 год - 2785,0 тыс. рублей. Безвозмездные перечисления - по 3000,0 тыс. рублей в год. Общие затраты на реализацию программы - 232923,0 тыс. рублей |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными средствами
Все, что происходит в нашем обществе - экономическая нестабильность, глубокие социальные перемены, подмена нравственных ценностей - отражается на детях, семье, женщинах, нанося непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью.
Демографическая ситуация в городе Новосибирске по-прежнему характеризуется убылью населения, несмотря на увеличение показателей уровня рождаемости. В 2002 году в городе Новосибирске зарегистрировано 27439 рождений, что на 8,9 % больше, чем в 2001 году. Увеличение числа рождений происходит за счет подъема уровня рождаемости в 1982 году после принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об улучшении положения женщин". Тогда женщинам были предоставлены значительные социальные гарантии и блага: продление отпуска по уходу за ребенком до трех лет, сохранение рабочего места и т. д. Статистики утверждают, что ситуация с увеличением уровня рождаемости продлится не более трех лет, затем произойдет резкий спад.
Прошедшая в 2003 году диспансеризация детей показала значительный процент детей города Новосибирска, имеющих отклонения в состоянии здоровья (89 %). В связи с этим необходимо усилить межведомственное взаимодействие при проведении комплексного оздоровления несовершеннолетних, а самое главное, решение проблем первичной профилактики детской заболеваемости, в том числе:
обеспечение питанием детей первого - второго года жизни. Фактическое финансирование на бесплатное обеспечение детей первого - второго года жизни специальными продуктами детского питания в 2002 году составило 47,5 % от планируемого. Для питания детей раннего возраста используется продукция детских молочных кухонь и готового детского питания. В городе Новосибирске действует 12 молочных кухонь и 4 раздаточных пункта. Но все они имеют слабую материально-техническую базу, многие из них располагаются в приспособленных помещениях, не отвечают требованиям санитарных правил по набору помещений, освещению, оборудованию;
соблюдение санитарно-гигиенического режима в школах и требований к организации питания школьников. Как показала проверка, в большинстве школ города не всегда соблюдается необходимый ассортимент продуктов, материально-техническая база пищеблоков образовательных учреждений из-за отсутствия денежных средств практически не обновляется. Износ холодильного и технологического оборудования, инвентаря, посуды составляет 90 %;
совершенствование системы круглогодичного оздоровления детей.
Отработка механизма круглогодичного оздоровления детей в городе уже началась. На базе детской больницы N 3 и профилактория "Обские Зори" создается уникальный круглогодичный оздоровительный центр. Это первый шаг в развитии сети детских оздоровительных учреждений, которые в комплексе будут решать задачи лечения, реабилитации, профилактики заболеваний, сохраняя при этом всю воспитательную и образовательную инфраструктуру.
В последние годы наблюдается низкая грамотность родителей в вопросах воспитания детей в связи с возрастными психофизиологическими особенностями, а также по вопросам профилактики заболеваний и укрепления детского здоровья. Поэтому необходимо организовать образовательные курсы для родителей, школьников и специалистов, работающих с семьей. Организация медико-просветительской службы поможет сориентировать молодежь на традиционные ценности: создание семьи, воспитание детей и забота об их духовно-нравственном здоровье. Сегодня в рамках программы "Дети и город" эта работа начата во многих районах города.
В настоящее время в городе создана целая инфраструктура по работе с детьми.
В городе работает 17 военно-патриотических клубов и объединений, в том числе 11 муниципальных, современная служба социальной адаптации детей и подростков (15 центров социально-психологической помощи молодежи). Центры дополнительного образования, муниципальные подростковые клубы являются востребованными и привлекательными досуговыми учреждениями для подростков города. В 2002 году участниками педагогического процесса в клубах стало 37,5 тыс. подростков. В деятельности центров и клубов наметилось много интересного и позитивного.
Ежегодно открываются новые кружки. В 2002 году начали работать клубы горно-высотной подготовки и джаз гитары, школа эстетического развития, бизнес-кружок, кружки космонавтики и астрономии. Созданы объединения для родителей: клуб "Молодая семья", "Родительские школы", "Семейные клубы". В 32 муниципальных подростковых клубах работают изостудии, в 20 клубах занимаются керамикой, в 9 - резьбой и росписью по дереву.
В результате реорганизации 89 клубов в городе организовано 45 центров дополнительного образования с юридическим статусом. Все центры имеют свои программы. Четыре центра: "Клуб юных техников", "Иволга", "Эврика", "Бембикс" являются экспериментальными площадками комитета по делам молодежи мэрии, занимаются научно-исследовательской деятельностью.
По-прежнему слабо развивается техническое творчество и организация работы по профориентации детей. В настоящее время всего 3,6 % детей заняты в кружках технического творчества.
Программа "Дети и город" (далее по тексту - программа) позволила придать социальное звучание проблеме профориентации детей. Во многих районах города вошли в практику организации выставок профессионального мастерства, создание методических кабинетов по профориентации. На промышленных и других предприятиях проводятся конкурсы "Мастер - золотые руки", "День открытых дверей". Но проблема остается по-прежнему актуальной. Оснащение учебных комбинатов устарело и мало пригодно для обучения детей новым специальностям, востребованным на рынке. Мало изменилось состояние материально-технической базы школьных мастерских, детских кружков учреждений культуры, спортивных сооружений.
Актуальны вопросы профилактики беспризорности и правонарушений среди подростков. С 2003 года в городе начала осуществляться работа по социальной адаптации несовершеннолетних и женщин, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы. Эта работа позволила скоординировать действия разных структур и ведомств, начать отработку механизма с подростками и женщинами этой категории.
Все проблемы детства рождаются в семье. Программа позволила начать решение наиболее острых проблем городских семей. Проблемы современной российской семьи во многом обусловлены состоянием экономики страны, системным кризисом, вызванным скоропалительными преобразованиями в политике, формированием рыночных отношений, что привело к колоссальному расслоению общества и прямо отразилось на существовании института семьи.
К существовавшим ранее проблемам семьи добавились новые, требующие скорейшего разрешения: отсутствие духовно-нравственных ориентиров и самой ценности семейных отношений, безработица, падение уровня жизни, рождаемости.
Все это негативно сказывается на семье, усиливает ее социальную уязвимость, что отражается в первую очередь на детях и ухудшает условия их проживания, воспитания, социализации, создает угрозу жизни и здоровью.
В 2002 году по Новосибирской области зарегистрировано 20582 брака, что на 5,6 % больше по сравнению с 2001 годом. Более половины браков приходится на город Новосибирск (56,4 %). Количество разводов в 2002 году на 16 % больше, чем в 2001 году (18895 актов о расторжении брака), большая часть также приходится на город Новосибирск (63 %). Самое большое количество расторгнутых браков в возрастной группе от 25 до 39 лет. Более чем в половине семей, расторгнувших брак, остались несовершеннолетние дети.
Уменьшилось число детей, оставленных после рождения в медицинских учреждениях, в 2002 году их количество составило 193 (2001 году - 219 детей).
Сохранилась тенденция роста внебрачных детей. В 2002 году было зарегистрировано 15,6 % рождений у женщин, не состоящих в браке (в 2001 году - 14,9 %). Зарегистрированы 622 ребенка, рожденные несовершеннолетними мамами (в 2001 году - 615 детей).
Проведенные исследования выявили наметившуюся тенденцию об изменении отношения к браку и детям. Совместную жизнь без регистрации брака предпочитают молодые люди, а также предприниматели и студенты, при этом мужчины чаще, чем женщины.
С увеличением общей численности официально зарегистрированных безработных граждан отмечается тенденция увеличения численности безработных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов.
На начало 2003 года число безработных граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, составило 12,1 % или почти 1/3 от общего числа безработных. Как правило, это одинокие и многодетные матери.
Для многих семей, попавших в категорию малообеспеченных, содержание ребенка в дошкольном учреждении становится невозможным: более 50 % детей не пользуются услугами детского сада. В городе Новосибирске эта проблема приобрела особую остроту в связи с резким сокращением детских учреждений за последние годы. На начало 2003 года более 7000 детей нуждались в устройстве в дошкольные учреждения.
Падение рождаемости стало адекватной реакцией семьи на снижение уровня и качества жизни. Именно по этой причине молодые семьи не планируют рождение второго ребенка и откладывают рождение первого.
По-прежнему очень остро стоит проблема сохранения здоровья женщины-матери. Заболеваемость беременных ежегодно увеличивается. Большой вред наносят здоровью женщин аборты. Эта операция стала основным средством планирования семьи. Известно, насколько отрицательно сказывается аборт на духовном и физическом здоровье женщины, на здоровье ее будущих детей. Аборты являются основной причиной бесплодия, а также невынашивания беременности. Среди тех, кто подвергается этой операции, значительная доля приходится на подростков до 18 лет. Высокая заболеваемость беременных женщин и аборты в анамнезе увеличивают число осложненных родов.
В последние годы отмечен рост раковых заболеваний молочной железы, что также отражается не только на физическом здоровье женщины, но и психологическом климате всей семьи.
Реализация программы выявила очень много интересных форм работы, заставила по иному посмотреть на существующие проблемы, стимулировала поиск нестандартных решений во многих районах города. Так, например, в Кировском районе большая работа ведется по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, в Ленинском - основное внимание уделяется работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, в Дзержинском - созданию дворовых команд, занятости подростков, в Центральном - развитию взаимодействия Комплексного центра социального обслуживания населения и территориального общественного самоуправления по работе с семьей и детьми.
Контроль над реализацией программы осуществляет Координационный совет мэрии по вопросам семьи, женщин и детей. На заседаниях Координационного совета были заслушаны вопросы: "Об организации спортивно-оздоровительной работы с детьми и родителями в свободное от уроков время в школах и учреждениях дополнительного образования в Советском и Дзержинском районах", "Об оздоровлении и занятости детей и подростков в летнее время в Кировском районе", "О работе с семьей в Первомайском районе", "О работе с женщинами в Ленинском и Октябрьском районах", "Об организации питания в школах города", "О работе по профориентации школьников" и т. д. Это позволило не только выявить недостатки и проблемы, но и найти пути их решения, скоординировать усилия разных ведомств.
Исследование трансформации российского общества подтвердило вывод, что если обновление общества не затрагивает психологии и сознания людей, если оно ограничивается только структурными реформами или перестройкой хозяйственного механизма без учета социальных качеств людей, то оно никогда не сможет дать значительных позитивных результатов.
Реализация программы позволит изменить искаженное отношение людей к вопросам создания семьи, рождения и воспитания детей. Большое внимание в программе уделено практической части, то есть адресной помощи учреждениям, принимающим участие в воспитании, а также в духовно-нравственном и физическом оздоровлении подрастающего поколения.
2. Нормативно-правовая база программы
Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
постановление главы администрации Новосибирской области от 13.01.2003 N 13 "Об основных направлениях демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года";
распоряжение главы администрации Новосибирской области от 20.09.2003 N 1047-р "Об одобрении областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2004 - 2008 годы".
3. Цель и задачи программы
Цель программы - улучшение положения семьи, женщин и детей во всех сферах жизни общества.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
возрождение и укрепление института российской семьи на основе утверждения социокультурных и духовных ценностей;
гармоничная интеграция женщины-матери в жизнь общества;
обеспечение оптимальных условий для развития, воспитания, образования и укрепления духовно-нравственного и физического здоровья детей;
обеспечение взаимодействия и координации ведомств и структурных подразделений мэрии в решении проблем семьи, материнства и детства.
4. Основные направления программы
Здоровый ребенок
Создание эффективной системы для отдыха, занятости, образования и воспитания детей, сохранения и укрепления их духовно-нравственного и физического здоровья на всех этапах развития;
внедрение современных технологий и форм оздоровления детей и подростков, их отдыха и занятости;
укрепление и развитие материально-технической базы детских лечебно-профилактических учреждений, загородных и городских оздоровительных центров, учреждений, занимающихся воспитанием детей;
организация работы по повышению культурно-образовательного уровня детей и подростков.
Семья
Всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
развитие городской многофункциональной единой службы семьи, совершенствование ее кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения;
духовно-нравственное и педагогическое образование семьи;
совершенствование системы семейного оздоровительного отдыха;
организация поддержки молодой семье в решении материальных, жилищных проблем, получении образования, воспитании детей;
реализация мер по укреплению материально-технической базы центров социальной помощи семье и детям районов города;
организация подготовки и переподготовки кадров, специалистов, работающих с семьями;
формирование общественного мнения о значимости отцовства, материнства, ответственности родителей за воспитание детей.
Счастливое материнство
Создание эффективных условий для интеграции женщины-матери в жизнь общества;
совершенствование лечебно-диагностической помощи беременным женщинам, диспансерного наблюдения за их здоровьем;
проведение мероприятий, направленных на создание условий для реализации творческого, профессионального потенциала женщин-матерей, охрану их здоровья, прав в сфере труда.
Городские мероприятия
Проведение значимых мероприятий, направленных на повышение роли отцовства, материнства, семьи, укрепление нравственного и физического здоровья;
внедрение современных форм социального партнерства, направленных на привлечение городского сообщества к решению проблем материнства, семьи, детства.
5. Механизм реализации программы и ее финансовое обеспечение
В основу программы положено понимание того, что без возрождения базовых ценностей существования и развития российского государства - духовности, нравственного и физического здоровья граждан - не удастся возродить семью, а значит, улучшить демографию. В результате, количество одиноких людей, безнадзорных детей, детей-сирот возрастет.
Механизм реализации программы основан на координации деятельности департамента по социальной политике мэрии, департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии, управления общественных связей мэрии, их структурных подразделений, администраций районов города.
Департамент по социальной политике мэрии, департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии, их структурные подразделения:
осуществляют планирование, оперативное руководство и координацию деятельности программных мероприятий;
вносят предложения по расходованию средств, необходимых для осуществления программы;
оказывают организационную и методическую помощь участникам программы, содействуют привлечению общественности к участию в реализации программы;
организуют проведение мероприятий в рамках программы;
анализируют ход выполнения программы и вносят предложения по ее корректировке;
привлекают материально-технические, финансовые и иные ресурсы для реализации программы.
Отдел по проблемам семьи, женщин и детей департамента по социальной политике мэрии:
осуществляет организационное обеспечение программы;
оказывает методическую и организационную помощь участникам программы;
осуществляет информационно-аналитическое сопровождение программы.
Реализация мероприятий программы проводится исполнителями и представителями общественности и учреждений города.
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджета города, привлеченных средств коммерческих структур, общественных организаций, граждан города.
6. Оценка эффективности реализации программы
Успешная реализация программы предполагает:
развитие системы педагогического, духовного и культурного образования семьи и специалистов по работе с семьей;
формирование семейной модели поведения у подрастающего поколения;
укрепление материально-технической базы детских спортивных учреждений и комплексов, учреждений дополнительного образования, организующих работу с семьями своих воспитанников;
укрепление физического и нравственного здоровья отцовства, материнства и детства.
7. Управление и контроль над ходом реализации программы
Руководитель программы - мэр Новосибирска.
Управление программой и контроль за ходом ее реализации осуществляют координаторы программы - заместитель мэра - директор департамента по социальной политике мэрии, заместитель мэра - директор департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии, заместители мэра - главы администраций районов города на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Контроль за исполнением программы включает:
ежеквартальную отчетность о реализации программных мероприятий (до 25 числа последнего месяца квартала);
контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств;
контроль за сроками исполнения договоров, контрактов и соглашений;
контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Текущий контроль за ходом реализации программы осуществляет Координационный совет мэрии по проблемам семьи, женщин и детей.
Координация исполнения программы по каждому ее разделу возлагается на соответствующие структурные подразделения мэрии: отдел по проблемам семьи, женщин и детей департамента по социальной политике мэрии, управление социальной поддержки населения мэрии, управление образованием мэрии, управление здравоохранения мэрии, комитет по делам молодежи мэрии, комитет по физической культуре и спорту мэрии, комитет по культуре и искусству мэрии, а также администрации районов города, которые взаимодействуют с исполнителями мероприятий программы, оказывают при необходимости консультативную помощь организациям-исполнителям отдельных мероприятий программы.
Исполнители программы в пределах своей компетенции вправе перераспределять финансовые ресурсы между ее разделами и программными мероприятиями в пределах выделенных на нее средств и в соответствии с определенными приоритетами.
8. Участники реализации программы
Департамент по социальной политике мэрии:
отдел по проблемам семьи, женщин и детей департамента по социальной политике мэрии;
управление социальной поддержки населения мэрии;
управление здравоохранения мэрии.
Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии:
управление образованием мэрии;
комитет по делам молодежи мэрии;
комитет по культуре и искусству мэрии;
комитет по физической культуре и спорту мэрии.
Департамент организации управления, контроля и информатизации мэрии:
управление общественных связей мэрии.
Департамент промышленности, науки и технологий мэрии:
отдел социально-трудовых отношений комитета по труду и занятости населения мэрии.
Департамент потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии:
МУ "Городской центр наружной рекламы".
Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города:
комитет по жилищным вопросам мэрии.
Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска:
комитет муниципальной собственности департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска.
Администрации районов города.
Управление внутренних дел города Новосибирска (по согласованию).
Общественные организации города.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Мэра г. Новосибирска от 26 ноября 2003 г. N 4143-р "О проекте городской целевой программы "Дети и город"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.