Постановление двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г.
"Об областной целевой программе "Библиотеки Новосибирской области"
27 мая 2004 г., 31 марта 2005 г., 30 ноября 2006 г., 13 декабря 2007 г., 4 декабря 2008 г., 3 декабря 2009 г., 1 декабря 2011 г.
Новосибирский областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Библиотеки Новосибирской области" с учетом редакционных изменений, внесенных письмом и. о. главы администрации Новосибирской области от 28.11.2003 г. N Г/6132 согласно приложению.
2. Рекомендовать администрации Новосибирской области в срок до 01.02.2004 г. внести изменения в программу "Библиотеки Новосибирской области", исключив из нее пункт 3.4. приложения "Перечень программных мероприятий" с дальнейшим внесением изменений в бюджет для распределения высвобождающихся средств по соответствующим статьям.
3. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию областной целевой программы "Библиотеки Новосибирской области" ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета |
В.В.Леонов |
Постановлением сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 3 декабря 2009 г. N 239 в паспорт настоящей программы внесены изменения
См. текст паспорта в предыдущей редакции
Паспорт областной целевой программы
"Библиотеки Новосибирской области"
(утв. постановлением 24 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г.)
27 мая 2004 г., 31 марта 2005 г., 30 ноября 2006 г., 13 декабря 2007 г., 3 декабря 2009 г.
/--------------------------------------------------------------------------\
| Наименование программы |Областная целевая программа "Библиотеки|
| |Новосибирской области" |
|-------------------------+------------------------------------------------|
|Наименование, дата и|Постановление главы администрации области от |
|номер нормативного акта о|17.03.2003 N 134 "О государственной поддержке|
|разработке программы |библиотечного дела Новосибирской области" |
|-------------------------+------------------------------------------------|
|Государственный заказчик|Администрация Новосибирской области |
|программы | |
|-------------------------+------------------------------------------------|
|Исполнитель программы |Департамент культуры Новосибирской области |
| |Департамент |
| |строительства и жилищно-коммунального хозяйства |
| |Новосибирской области |
|-------------------------+------------------------------------------------|
|Руководитель программы |Миллер В.Г. - первый заместитель руководителя|
| |департамента культуры Новосибирской области |
|-------------------------+------------------------------------------------|
|Основные разработчики|Департамент культуры Новосибирской области |
|программы |Департамент образования Новосибирской области |
| |Новосибирская областная научная библиотека |
| |Новосибирское областное библиотечное общество |
|-------------------------+------------------------------------------------|
|Цель и задачи программы,|Цель- оптимизация и развитие библиотечного дела,|
|важнейшие целевые|совершенствование системы|
|показатели |информационно-библиотечного обслуживания|
| |населения области. |
| |Задачи: |
| |1. Сохранение и развитие сети библиотек|
| |Новосибирской области. |
| |2. Полноценное комплектование фондов областных|
| |библиотек, библиотек городов и районов области,|
| |библиотек общеобразовательных учреждений. |
| |3. Технологическое развитие и информатизация|
| |областных и районных библиотек, обеспечение|
| |равных возможностей доступа к информации для|
| |всех жителей области. |
| |4. Развитие библиотек, как комплексных|
| |информационно-культурных центров. |
| |5. Организация системы подготовки и повышения|
| |квалификации библиотечных кадров. |
|-------------------------+------------------------------------------------|
|Сроки (сроки этапов)|2004-2011 годы: |
|реализации программы,|первый этап - 2004-2006 годы, |
|исполнители основных|второй этап - 2007-2011 годы. |
|мероприятий |Департамент культуры Новосибирской области |
| |Департамент образования администрации области |
| |Департамент строительства и жилищно |
| |-коммунального хозяйства Новосибирской области |
| |Администрации муниципальных образований |
| |Новосибирская областная научная библиотека |
| |Новосибирская областная юношеская библиотека |
| |Новосибирская областная детская библиотека |
| |Новосибирская областная специальная библиотека|
| |для незрячих и слабовидящих |
| |Новосибирский областной колледж культуры и|
| |искусств |
| |Государственная публичная научно-техническая|
| |библиотека Сибирского отделения Российской|
| |академии наук |
| |Учреждения культуры и образования области |
| |Научно-производственный центр по сохранению|
| |историко-культурного наследия Новосибирской|
| |области |
| |Новосибирское областное библиотечное общество |
|-------------------------+------------------------------------------------|
|Объемы финансирования (с|Всего - 345030,4 тыс. рублей, в том числе: |
|расшифровкой по годам и|2004 г. - 20130,4 тыс. рублей, |
|источникам ) |2005 г. - 5935,0 тыс. рублей, |
| |2006 г. - 10106,0 тыс. рублей, |
| |2007 г. - 19159,0 тыс. рублей, |
| |2008 г. - 57200,0 тыс. рублей, |
| |2009 г. - 5054,7 тыс. рублей, |
| |2010 г. - 25054,7 тыс. рублей, |
| |2011 г. - 203390,6 тыс. рублей |
| |Областной бюджет - 344905,4 тыс. рублей, |
| |в том числе: |
| |2004 г. - 20005,4 тыс. рублей, |
| |2005 г. - 5935,0 тыс. рублей, |
| |2006 г. - 10106,0 тыс. рублей, |
| |2007 г. - 19159,0тыс. рублей, |
| |2008 г. - 57200,0 тыс. рублей, |
| |2009 г. - 5054,7 тыс. рублей, |
| |2010 г. - 25054,7 тыс. рублей, |
| |2011 г. - 203390,6 тыс. рублей. |
| |Внебюджетные поступления - 125,0 тыс. рублей, |
| |в том числе: |
| |2004 г. - 125,0 тыс. рублей. |
|-------------------------+------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные|1. Качественное изменение системы обслуживания|
|результаты реализации|читателей, увеличение числа пользователей|
|программы |библиотек на 5-7 процентов. |
| |2. Гарантированное обеспечение комплектования|
| |библиотечных фондов в соответствии с|
| |нормативами, разработанными Российской|
| |библиотечной ассоциацией, обеспечение доступа к|
| |широкому диапазону документов на различных|
| |носителях и их сохранность. |
| |3. Внедрение новых библиотечных технологий,|
| |создание и развитие информационных ресурсов|
| |библиотек. |
| |4. Создание комфортной среды для пользователей|
| |библиотек путем укрепления|
| |материально-технической базы библиотек. |
| |5. Развитие кадрового потенциала библиотек:|
| |организация системы подготовки и повышения|
| |квалификации, методическое обеспечение. |
|-------------------------+------------------------------------------------|
|Сумма финансовых затрат|Не требуется. |
|на разработку проекта| |
|программы и источники их| |
|финансирования | |
\--------------------------------------------------------------------------/
1. Общие положения
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия программы
Объект - общедоступные (публичные) библиотеки, расположенные на территории Новосибирской области, специалисты, работающие в библиотеках, образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для библиотек.
Предмет регулирования - обеспечение прав пользователей на библиотечное обслуживание, формирование условий для успешного развития библиотечного дела в Новосибирской области.
Сфера действия - культура.
1.2. Понятия и термины, используемые в программе.
В программе используются следующие термины и понятия:
библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, которая включает создание и развитие сети библиотек, формирование и обработку их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек и их информатизации, подготовку и переподготовку кадров библиотечных работников;
общедоступная библиотека - информационное, культурное, образовательное некоммерческое учреждение, предоставляющее возможность пользования ее фондом и услугами всем гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии, а также юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
центральная библиотека - библиотека, выполняющая функции формирования, предоставления пользователям библиотеки наиболее полного универсального собрания документов, являющаяся методическим центром и выполняющая координационные функции по отношению к другим библиотекам в пределах обслуживаемой территории;
библиотечный фонд - совокупность всех видов документов, имеющихся в библиотеке;
пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.
1.3 Областная целевая программа "Библиотеки Новосибирской области" разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
Закон Российской Федерации от 09.10.92 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Федеральный Закон от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральный Закон от 29.12.94 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";
Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" утратил силу
См. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;
Закон Новосибирской области от 16.07.2005 N 310-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области";
См. Закон Новосибирской области от 18 декабря 2015 г. N 24-ОЗ "О планировании социально-экономического развития Новосибирской области"
постановление главы администрации Новосибирской области от 17.03.2003 N 134 "О государственной поддержке библиотечного дела Новосибирской области";
постановление Губернатора Новосибирской области от 16.02.2006 N 55 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ";
"Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки" (документ принят на VI Ежегодной сессии Конференции Российской Библиотечной ассоциации 24 мая 2001 г. в г. Саратове).
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В 2003 году перед всеми сферами жизнедеятельности области поставлена задача: разработать и приступить к реализации крупных экономических и социальных программ, важнейшая цель которых - значительно повысить качество жизни населения.
Образование и культура - тесно взаимосвязанные сферы, имеющие общие цели. Перед ними, в соответствии с планом социально-экономического развития области, стоит задача приступить к созданию единой комплексной программы интеллектуального и нравственного воспитания граждан. Решению вопросов воспитания, организации досуга и информационному обеспечению населения средствами библиотек призвана способствовать областная целевая программа "Библиотеки Новосибирской области", разработанная в соответствии с постановлением главы администрации области от 17.03.2003 г. N 134 "О государственной поддержке библиотечного дела Новосибирской области".
Библиотеки - наиболее распространенный демократический и максимально доступный институт современного общества, приближенный к местам проживания граждан в городах и селах. В своей деятельности публичные библиотеки обеспечивают и защищают права пользователей на библиотечное обслуживание.
Библиотеки участвуют в экономическом и социальном развитии своих территорий, заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке. Публичные библиотеки традиционно выполняют миссию просветительства, сохранения культурного наследия.
В Новосибирской области функционируют 885 общедоступные библиотеки, в том числе:
4 - областные библиотеки;
73 - библиотеки расположенные в г. Новосибирске;
808 - библиотеки расположенные в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области.
Библиотеки объединены в 42 централизованные библиотечные системы, 10 из которых находятся в г. Новосибирске. Количество библиотечных работников составляет свыше 2 тысяч человек.
Свыше 30% населения, проживающего на территории Новосибирской области, пользуется услугами общедоступных библиотек. Их совокупный фонд составляет 16039 тысяч документов. Из фондов библиотек за год выдается около 20 миллионов документов.
Кроме этого, в городах и районах области (без г. Новосибирска) действует 886 библиотек общеобразовательных учреждений, которые обслуживают свыше 240 тысяч человек, в том числе 176 тысяч школьников.
Сложная социально-экономическая ситуация в Новосибирской области в 1990-х годах прошлого века привела к значительному сокращению бюджетных средств, выделяемых на содержание библиотек. Начиная с 2000 года наметилась стабилизация и улучшение ситуации с финансированием библиотек, так в 2002 г. расходы на содержание библиотек составили 104,578 млн. рублей. Тем не менее, недофинансирование как публичных библиотек, так и библиотек общеобразовательных учреждений привело к тому, что не выполнялись программы комплектования и автоматизации библиотек, практически не осуществлялась подготовка и повышение квалификации кадров, ветшала материально-техническая база. Решить эти вопросы в рамках текущей деятельности невозможно. В данной программе предусмотрены первоочередные меры по развитию библиотечного дела в области, например, фонд библиотек планируется обновить на 18 процентов, тогда как по нормативам до 50% фонда должна составлять новая литература.
В последние годы меняется роль публичных библиотек, для местного сообщества они должны стать информационными центрами, центрами культуры и общения, что полностью соответствует приоритетным направления политики администрации области. Только программно-целевой метод способен содействовать решению социально-культурных задач в области и повысить качество жизни населения путем обеспечения беспрепятственного доступа к информации, содействия образовательному процессу, организации досуга жителей области.
За период реализации первого этапа (2004-2006 годы) программы законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения, претерпела существенные изменения. В 2004-2005 годах внесены изменения в действующие законодательные акты, регламентирующие межбюджетные отношения, в том числе в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм.) и другие. Новые правовые условия создали необходимость внесения соответствующих изменений в программу с продлением сроков ее реализации до 2011 года.
3. Основная цель и задачи программы
Областная целевая программа "Библиотеки Новосибирской области" представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на развитие библиотечного дела в области.
Целью программы является оптимизация и развитие библиотечного дела, совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания населения области.
Для достижения поставленной цели программу планируется реализовать в два этапа: первый этап 2004-2006 годы, второй этап 2007-2011 годы.
Реализация первого этапа (2004-2006 годы) будет направлена на решение следующих приоритетных задач:
1. Сохранение и развитие сети библиотек Новосибирской области. Особое внимание уделено развитию библиотек, расположенных в сельской местности, проведению эксперимента по их реорганизации в малых селах с целью сохранения квалифицированных кадров, фондов библиотек и укрепления межведомственного взаимодействия.
2. Полноценное комплектование фондов областных библиотек, библиотек городов и районов области, библиотек общеобразовательных учреждений в соответствии с имеющимися нормативами и уровнем возросших потребностей читателей.
3. Технологическое развитие и информатизация областных и районных библиотек, обеспечение равных возможностей доступа к информации для всех жителей области.
4. Развитие библиотек как комплексных информационно-культурных центров.
5. Организация системы подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров.
Реализация второго этапа программы (2007-2011 годы) будет направлена на решение основных задач:
укрепление материально-технической базы библиотек Новосибирской области, в том числе на комплектование фондов библиотек области;
развитие кадрового потенциала библиотек области.
4. Система программных мероприятий
Первый этап программы (2004-2006) включает следующие разделы:
автоматизация библиотечного обслуживания;
комплектование и сохранность библиотечных фондов;
развитие кадрового потенциала библиотек;
улучшение качества обслуживания за счет введения новых видов библиотечных услуг;
укрепление материально-технической базы библиотек.
(Перечень программных мероприятий приведен в приложении 3).
4.1. Автоматизация библиотечного обслуживания.
Глобальный процесс информатизации общества потребовал от библиотек новых технических решений, позволяющих им органично войти в информационное пространство и занять там достойное место. Автоматизация библиотечного дела, внедрение и развитие в библиотеках новых информационных технологий: формирование и использование электронных баз данных, внедрение CD-ROM технологий, развитие сетевых технологий взаимодействия библиотек и Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - это уже настоящее для многих библиотек России.
В ряде областей приняты и действуют целевые программы автоматизации библиотек. Ситуация с автоматизацией библиотек Новосибирской области иная. Из 885 общедоступных библиотек только 32 имеют компьютеры, в том числе 4 областные, 13 библиотек г. Новосибирска, 15 библиотек, расположенных в районах области. На сегодняшний день из 32 централизованных библиотечных систем Новосибирской области лишь 9 автоматизированы: Бердская, Здвинская, Искитимская, Куйбышевская, Маслянинская, Мошковская, Новосибирская, Усть-Таркская и Чулымская централизованные библиотечные системы.
Уровень автоматизации в библиотеках области различный. Новосибирская областная научная библиотека, с 1993 года приступившая к внедрению новой информационно-библиотечной технологии, к настоящему времени прошла первый этап, обусловленный необходимостью, прежде всего, автоматизировать внутренние библиотечные процессы, связанные с переносом информации об имеющихся в фонде изданиях в электронный вид, т. е. созданием электронного каталога. Вторым этапом этой работы должна стать организация автоматизированных рабочих мест для читателей в отделах обслуживания библиотеки с целью беспрепятственного доступа к информационным ресурсам. Однако из-за отсутствия технических возможностей эту задачу реализовать пока невозможно.
Областная детская библиотека им. А.М.Горького только приступает к созданию электронного каталога и автоматизации основных библиотечных процессов и существенно отстает от других областных детских библиотек России.
В центральных районных библиотеках, которые смогли приобрести компьютеры, зачастую отсутствует специальное программное обеспечение, и лишь 4 из них имеют выход в Интернет. Помимо того, необходимо обучать сотрудников районных библиотек работе на компьютерах, владению компьютерной грамотностью.
4.2. Комплектование и сохранность библиотечных фондов
Федеральный Закон "О библиотечном деле", принятый в 1994 году, установил "принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность". Общедоступная библиотека должна обеспечивать доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодические печатные издания, аудио-видео документы, электронные документы, CD-ROMы, базы данных, в том числе базы данных Интернет, "говорящие книги", издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовленные рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и другие виды документов), представленных в достаточном количестве.
Однако, сложившаяся ситуация с комплектованием и сохранностью фондов не позволяет реализовать положения закона, так как сокращение финансирования библиотек коснулось прежде всего комплектования фондов. Выбытие документов из библиотек Новосибирской области в 1,7 раза превышает поступление. В связи с этим продолжается сокращение совокупного библиотечного фонда. Так, за 2000 год он уменьшился на 207 тысяч экземпляров. За 10 лет фонд библиотек области сократился на 2716 тысяч единиц хранения. В последние годы фонды практически не обновляются, документы изнашиваются, ветшают, устаревают по содержанию. В большинстве ЦБС около 80% фонда составляет литература, изданная до 80-х годов ХХ века. Тогда как в "Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки" записано, что "Библиотечный фонд - это динамичный ресурс. Для сохранения его значимости для населения и приемлемого уровня достоверности, т.е. соответствия имеющимся потребностям, :фонд публичной библиотеки должен содержать документы, которые являются постоянно полезными для ее пользователей. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований новых изданий на различных носителях", включая периодические издания.
Подобная же ситуация складывается и в библиотеках общеобразовательных учреждений. Новыми изданиями художественной, научно-образовательной литературы библиотечные фонды общеобразовательных учреждений с 1994 года централизованно не пополнялись. Инвентаризация, проведенная в ноябре 2002 года, показала, что библиотечные фонды на 68% физически изношены и на 12% морально устарели.
Пополнение библиотечных фондов данных библиотек осуществляется только учебниками исключительно за счет целевых бюджетных средств. Ежегодно на приобретение учебников необходимо 26 миллионов рублей. Фактически выделялось: в 1998 году - 1,8 миллионов, в 1999 - 6,1 миллиона, в 2000 - 4,1 миллиона, в 2001 - 6,2 миллиона, 2002 г. - 12,5 миллионов рублей, т.е. библиотеки в состоянии обеспечить учебниками лишь около половины обучающихся.
В стране ежегодно издается около 70 тысяч названий документов. Текущее комплектование областных библиотек должно проводится в соответствии со статусом и тематико-типологическим планом комплектования. Пополнение фондов районных ЦБС должно соответствовать нормативам, принятым Российской Библиотечной Ассоциацией, согласно которым ежегодное поступление планируется в количестве 5% от общего числа фонда.
4.3. Развитие кадрового потенциала библиотек.
Кадровая ситуация в библиотеках области характеризуется следующими тенденциями:
нехватка профессионально подготовленных специалистов (особенно в связи с внедрением компьютерных технологий);
большая текучесть кадров в городских библиотеках (ежегодно кадровый состав обновляется на 25-30%);
старение кадров (при малом количестве молодых специалистов, доля работающих пенсионеров составляет около 20%);
отсутствие системы переподготовки кадров и повышения их квалификации.
Число библиотечных работников в общедоступных библиотеках составляет более двух тысяч человек. Из них с высшим библиотечным образованием - 20%, с высшим не библиотечным образованием - 14%, со средним специальным - 49% (в т.ч. с библиотечным 22%), 16,5% библиотекарей имеют общее среднее образование.
В библиотеках общеобразовательных учреждений (без г. Новосибирска) работает 887 человек. Из этого числа, доля библиотечных работников с высшим образованием составляет 23% (в т.ч. с библиотечным - 12%), с неполным высшим - 3%, со средним специальным - 66% (в т.ч. с библиотечным -14%), с общим средним образованием - 8%.
Во многие библиотеки области десятилетиями не попадают молодые специалисты, особенно тревожное положение сложилось в библиотеках села. Средний возраст библиотекарей составляет 40-45 лет. Около 80% библиотекарей области получили специальное образование в 70-80-е годы ХХ века и лишь 20% - в последнее десятилетие. Отсюда возникает необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров.
Подготовка кадров для библиотек осуществляется как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В Новосибирске, в отличие от соседних регионов (Кемеровской, Омской областей, Алтайского края и др.), нет учебного заведения, где готовились бы специалисты с высшим библиотечным образованием. Единственное имеющееся учебное заведение - Новосибирский областной колледж культуры и искусства (НОККиИ) - сократил набор на библиотечное отделение, в течение последних трех лет он выпускает не более двадцати специалистов в год. Поэтому одним из важнейших условий решения кадровых проблем в библиотеках области является открытие факультета "Информационно-библиотечные технологии" в Новосибирском государственном педагогическом университете и расширение набора на библиотечное отделение в НОККиИ, что приведет к притоку молодежи в библиотечную профессию.
Не менее важной проблемой является повышение квалификации библиотечных кадров. В связи с закрытием курсов повышения квалификации при управлении культуры в 1993 году, система непрерывного образования была разрушена, а методические центры областных и районных библиотек практически не получали финансирования по этой статье расходов.
Согласно "Модельному стандарту деятельности публичной библиотеки", каждый работник должен хотя бы раз в 5 лет обновлять знания по установленной программе. 0,5% расходов от статей бюджета, выделяемых на содержание персонала, должны направляться на обучение сотрудников библиотек.
В программе предусматривается укрепление методических центров областного и районного уровней, что приведет к повышению качества работы библиотек области.
4.4. Улучшение качества обслуживания за счет введения новых видов библиотечных услуг.
Будущее библиотек Новосибирской области зависит от того, насколько они будут соответствовать новым общественным потребностям, осваивать новые информационные технологии, сумеют организовать высококачественное библиотечное обслуживание.
С целью формирования системы обслуживания населения на качественно новом уровне на основе прогрессивных информационных технологий, предполагается развитие и модернизация на базах областных библиотек Центров открытого доступа к электронным ресурсам Интернет, реализация телекоммуникационных проектов детского творчества, создание медиа-центров в общеобразовательных учреждениях сельских районов области.
Тенденция увеличения числа малых сел ставит проблему сохранения качества библиотечного обслуживания жителей при оптимизации числа библиотечных работников. Необходимо пересмотреть штатные расписания библиотек общеобразовательных учреждений и филиалов централизованной библиотечной системы в малых селах и разработать модель библиотеки, обслуживающей и учеников школы, и жителей села. Данная модель должна содействовать сохранению квалифицированных кадров, фондов библиотек, укреплению межведомственного взаимодействия и повышению качества библиотечного обслуживания. Специалисты областных и районных библиотек проведут данный эксперимент в 3 этапа в 30 малых селах области, разработают необходимую документацию и окажут методическую и практическую помощь библиотекам, участвующим в эксперименте.
С целью более эффективного использования компьютерной базы общеобразовательных учреждений в сельской местности и повышения качества обслуживания читателей, будет приобретено программное обеспечение для 40 школ и обучены работе на компьютере работники школьных библиотек и филиалов централизованной библиотечной системы.
4.5. Укрепление материально-технической базы библиотек
Укрепление и развитие материально-технической базы библиотек области способствует повышению эффективности обслуживания читателей, увеличению производительности труда библиотекарей.
Библиотека, как учреждение общедоступное и публичное, наряду с музеями, театрами и другими подобными учреждениями, должно соответствовать требованиям времени и быть максимально комфортным для читателей.
Создание привлекательного образа библиотеки, обозримость ее фонда и доступность предполагают наличие современного оборудования, мебели, технических средств, отвечающих соображениям функциональности, простоты и удобства в эксплуатации.
К сожалению, наши библиотеки в большинстве своем не соответствуют этим требованиям, так как на развитие материально-технической базы выделяются крайне ограниченные средства. Так, с 1995 по 1999 гг. на эти цели выделялось 9 - 11 миллионов рублей в год только для четырех областных библиотек. С 2000 года размер финансирования постепенно стал увеличиваться, и к 2002 году составил 31 миллион рублей, но этого по-прежнему недостаточно. В результате постоянного дефицита средств здание Новосибирской областной научной библиотеки не ремонтировалось в течение почти 20 лет, обветшал фасад библиотеки, длительное время без капитального ремонта находится и здание областной юношеской библиотеки, являющееся историко-культурным памятником. Остро стоит вопрос о протекающей кровле в областной научной, областной детской и юношеской библиотеках.
Областным библиотекам необходима система кондиционирования и вентиляции для поддержания температурного режима и влажности при хранении библиотечного фонда, пожарная сигнализация, а также расширение и совершенствование охранной системы.
В библиотеках области отсутствуют пандусы при входе-выходе и другие специальные приспособления, позволяющие людям с ограничениями жизнедеятельности беспрепятственно пользоваться услугами библиотек.
Библиотечная мебель (стеллажи, витрины, книжные шкафы, столы и стулья) не обновлялась на протяжении более чем 10 лет.
Количество оргтехники в библиотеках не может на сегодняшний день удовлетворять потребности читателей, из-за этого частым явлением становятся очереди на ксерокопирование и сканирование необходимой информации, что затрудняет и снижает эффективность работы. Развитие издательских центров в областных библиотеках позволило бы увеличить количество и качество платных услуг населению, развивать их далее за счет внебюджетных поступлений библиотек.
Областным библиотекам необходим собственный транспорт. В связи с отсутствием транспорта существуют постоянные сложности с доставкой книг, хозяйственного инвентаря, выездами в централизованные библиотечные системы области для оказания методической помощи.
В связи с реконструкцией территории, прилегающей к областной научной библиотеке, появляется возможность расширить площади вышеупомянутой библиотеки за счет трехэтажной пристройки.
Второй этап реализации программы (2007-2011) будет осуществляться реализацией двух направлений:
1. Укрепление материально-технической базы
библиотек Новосибирской области
Основной целью данного раздела является государственная поддержка в строительстве новых и реконструкции действующих библиотек Новосибирской области для обеспечения их нормального и безопасного функционирования. За счет средств программы для библиотек области планируется приобретение различного современного оборудования, в том числе компьютерной техники. Для создания единого библиотечно-информационного пространства в Новосибирской области предполагается приобретение программного обеспечения для районных центральных библиотек.
Также на втором этапе реализации программы продолжится комплектование фондов библиотек области. Начиная с 2007 года в программе предусмотрено создание репозитарного фонда изданий нетрадиционных форматов, в т.ч. на цифровых носителях для библиотек области, что обеспечит формирование реально востребованного раздела фондов библиотек Новосибирской области. Аудиокниги, социальное видео, рельефная графика во многих публичных, университетских, школьных библиотеках стали основой различных социокультурных услуг для широкого круга читателей.
Использование репозитарного фонда позволит оптимизировать средства областного и местных бюджетов в статьях расходов на текущее комплектование библиотек различных видов.
2. Развитие кадрового потенциала библиотек
Основной целью раздела является государственная поддержка развития кадрового потенциала в библиотеках районов области. Обеспечение постоянной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для библиотек области, в том числе обучение специалистов сельских библиотек новым методам и формам работы с населением.".
Постановлением сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 3 декабря 2009 г. N 239 в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение
См. Постановление Правительства Новосибирской области от 22 февраля 2011 г. N 73-п "О Порядке финансирования из областного бюджета Новосибирской области мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Библиотеки Новосибирской области" в 2011 году, Порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий областной целевой программы "Библиотеки Новосибирской области" на 2011 год в части приобретения оборудования и комплектования книжных фондов"
Финансовые средства для реализации мероприятий программы, формируются за счет областного бюджета и прогнозных объемов на условиях софинансирования из местных бюджетов.
Объемы и направления расходования средств местных бюджетов на финансирование мероприятий Программы определяются решением представительных органов муниципальных образований. С 2007 года финансирование местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий программы осуществляется в виде межбюджетных трансфертов.
Объемы финансирования программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год исходя из возможностей областного бюджета.
Финансовые затраты на реализацию программы рассчитываются на 2004 год в ценах 2003 года. На последующие годы проводится индексация в соответствии с фактическим индексом цен.
Сводные финансовые затраты по программе приведены в приложении 1 и сводные затраты материально-технического обеспечения на 2004-2011 годы - в приложении 2.
6. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных в программе "Библиотеки Новосибирской области", позволит получить следующие результаты:
автоматизировать библиотечное обслуживание в четырех областных библиотеках и 34 централизованных библиотечных системах области;
обеспечить комплектование фондов библиотек Новосибирской области документами на бумажных и электронных носителях;
создать условия для обеспечения сохранности документов, являющихся историко-культурным достоянием области;
организовать систему подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации специалистов библиотек области;
улучшить качество обслуживания за счет введения новых видов библиотечных услуг (создание, развитие, модернизация центров открытого доступа к электронным ресурсам Интернет и т.д.);
укрепить материально-техническую базу библиотек области (ремонт и реконструкция областных библиотек, оборудование помещений районных и областных библиотек для посещения маломобильными гражданами, приобретение современного оборудования и мебели).
7. Система управления реализацией Программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется через департамент культуры Новосибирской области и департамент строительства и жилищно- коммунального хозяйства Новосибирской области.
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджетов и внебюджетных источников.
Заказчик программы содействует своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного законом "Об областном бюджете Новосибирской области" объема финансирования социальной сферы.
Заказчик программы, в пределах своей компетенции, вправе перераспределять финансовые ресурсы между ее разделами и программными мероприятиями в объемах выделенных на нее средств и в соответствии с определенными приоритетами.
Координацию работы по реализации программы осуществляет департамент культуры Новосибирской области.
Основной механизм выполнения программы - ежеквартальное утверждение Заказчиком планов и конкретных исполнителей программных мероприятий, заключение договоров, а также контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий.
Заказчик программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий, состав исполнителей. При необходимости Заказчик программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.
Исполнители программы ведут учет и осуществляют хранение документов, касающихся программы (заключения, соглашения, договоры, контракты, постановления, распоряжения, утвержденную программу, акты сверки выполненных работ, бюджетные заявки, результаты анализов хода выполнения мероприятий и т.д.).
Контроль за исполнением программы осуществляет заместитель Губернатора Новосибирской области, курирующий социальную сферу области. Коллегия управления культуры ежегодно рассматривает на своих заседаниях ход реализации программы. Вопрос о ходе выполнения программы рассматривается на заседаниях Совета администрации Новосибирской области.
Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений и включает в себя:
ежеквартальную отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых финансовых средств;
качество реализуемых мероприятий;
сроки выполнения договоров, контрактов, соглашений.
Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств в установленном порядке.
Отчет об исполнении и ходе реализации областной целевой программы "Библиотеки Новосибирской области" направляется в областной Совет депутатов в составе отчета об исполнении областного бюджета за истекший год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утверждена областная целевая программа "Библиотеки Новосибирской области".
Основной целью принятой программы является оптимизация и развитие библиотечного дела, совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания населения области.
Документ содержит сведения о сроках действия программы, заказчике программы, исполнителях основных мероприятий.
Реализация программы осуществляется поэтапно.
Для достижения каждой поставленной цели перед исполнителем программы ставятся конкретные задачи.
Финансирование мероприятий, предусмотренных областной целевой программой, осуществляется преимущественно за счет средств областного бюджета.
Документом предусмотрены основные критерии оценки эффективности реализации мероприятий программы, ожидаемые конечные результаты.
За реализацией мероприятий областной целевой программы осуществляется непрерывный контроль.
Постановление двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г. "Об областной целевой программе "Библиотеки Новосибирской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление тринадцатой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области от 1 декабря 2011 г. N 245
Постановление сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 3 декабря 2009 г. N 239
Постановление двадцать девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 4 декабря 2008 г. N 226
Постановление девятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 13 декабря 2007 г. N 239
Постановление девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 30 ноября 2006 г. N 181
Постановление сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 31 марта 2005 г.
Постановление тридцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 мая 2004 г.