Резолюция MSC.24(60)
(принята 10 апреля 1992 г.)
Одобрение поправок к главе II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года
Меры пожаробезопасности на существующих пассажирских судах
Комитет по безопасности на море,
ссылаясь на статью 28 (b) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Комитета,
ссылаясь далее на статью VIII (b) Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, далее именуемой "Конвенция", касающуюся процедур внесения поправок в Приложение к Конвенции, за исключением положений главы I,
будучи обеспокоен недавними серьезными авариями, связанными с пожаром, которые привели к гибели людей,
признавая крайнюю необходимость совершенствования мер пожаробезопасности на существующих пассажирских судах,
рассмотрев на своей шестидесятой сессии поправки к Конвенции, предложенные и разосланные в соответствии с пунктом (b) (i) ее статьи VIII,
1. одобряет, в соответствии с пунктом (b) (iv) статьи VIII Конвенции, поправки к Конвенции, текст которых изложен в приложении к настоящей резолюции;
2. постановляет в соответствии с пунктом (b) (vi) (2) (bb) статьи VIII Конвенции, что поправки считаются принятыми 1 апреля 1994 года, если до этой даты более одной трети Договаривающихся правительств Конвенции или Договаривающиеся правительства государств, общий торговый флот которых по валовой вместимости составляет не менее пятидесяти процентов мирового торгового флота, не заявят о своих возражениях против поправок;
3. предлагает Договаривающимся правительствам отметить, что в соответствии с пунктом (b) (vii) (2) статьи VIII Конвенции поправки вступают в силу 1 октября 1994 года после их принятия в соответствии с пунктом 2 выше;
4. просит Генерального секретаря в соответствии с пунктом (b) (v) статьи VIII Конвенции направить заверенные копии настоящей резолюции и текста поправок, содержащегося в приложении, всем Договаривающимся правительствам Конвенции;
5. просит далее Генерального секретаря направить копии резолюции членам Организации, которые не являются Договаривающимися правительствами Конвенции.
Поправки к главе II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года
Правило 1 - Применение
1 Существующий пункт 3 перенумеровывается на пункт 3.1, и после пункта 3.1 вводится следующий пункт 3.2:
"3.2 Независимо от положений пункта 3.1, пассажирские суда, перевозящие более 36 пассажиров, в ходе ремонта, перестройки, модернизации и связанного с ними изменения в оборудовании должны отвечать следующим требованиям:
.1 все материалы, применяемые к этим судам, должны отвечать требованиям в отношении материалов, применимых к судам, построенным 1 октября 1994 года или после этой даты; и
.2 любой ремонт, перестройка, модернизация и связанное с ними изменение в оборудовании, которые сопровождаются заменой материала весом 50 тонн или более, не являющегося материалом, требуемым правилом 41-1, должны отвечать требованиям, применимым к таким судам, построенным 1 октября 1994 года или после этой даты.".
Правило 3 - Определения
2 После существующего пункта 22 вводятся следующие новые пункты 22-1 и 22-2:
"22-1 "Центральный пост управления" является постом управления, где сосредоточены следующие приборы управления и индикаторы:
.1 стационарная система обнаружения пожара и пожарной сигнализации;
.2 автоматические установки спринклерной системы, обнаружения пожара и пожарной сигнализации;
.3 пульт индикаторов противопожарных дверей;
.4 закрытие противопожарных дверей;
.5 пульт индикаторов водонепроницаемых дверей;
.6 открытие и закрытие водонепроницаемых дверей;
.7 вентиляторы;
.8 общая/пожарная сигнализация;
.9 системы связи, включая телефоны; и
.10 микрофон системы громкоговорящей связи.
22-2 "Постоянно обслуживаемый центральный пост управления" является центральным постом управления, на котором постоянно находится ответственный член экипажа.".
Правило 17 - Снаряжение пожарного
3 В конце существующего пункта 1.2.2 добавляется следующее предложение:
"На пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, должны быть предусмотрены по меньшей мере два запасных баллона для каждого дыхательного аппарата, а все воздушные баллоны дыхательного аппарата должны быть взаимозаменяемыми.".
4 В конце существующего пункта 3.1.1 добавляется следующее предложение:
"На пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, должны быть предусмотрены два дополнительных комплекта снаряжения пожарного для каждой главной вертикальной зоны.".
5 В конце существующего пункта 4 добавляется следующее предложение:
"В каждой главной вертикальной зоне должны храниться по меньшей мере два комплекта снаряжения пожарного.".
6 После существующего правила 41 вводятся следующие новые правила 41-1 и 41-2:
"Правило 41-1
Модернизация пассажирских судов, перевозящих более 36 пассажиров, построенных до 1 октября 1994 года
1 Настоящее правило применяется к пассажирским судам, перевозящим более 36 пассажиров, построенным до 1 октября 1994 года.
2 Пассажирские суда, которые не отвечают всем требованиям главы II-2, применимым к судам, построенным 25 мая 1980 года или после этой даты (требования главы II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, принятые Международной конференцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, применимые к новым пассажирским судам), должны отвечать следующему:
.1 пункту 1 правила 41-2 - не позднее 1 октября 1994 года; и
.2 пунктам 2, 3, 4 и 5 правила 41-2 - не позднее 1 октября 1997 года; и
.3 пункту 6 правила 41-2 - не позднее 1 октября 2000 года; и
.4 всем требованиям главы II-2, применимым к судам, построенным 25 мая 1980 года или после этой даты (требования главы II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, принятые Международной конференцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, применимые к новым пассажирским судам), - не позднее 1 октября 2010 года.
3 Пассажирские суда, которые отвечают всем требованиям, применимым к судам, построенным 25 мая 1980 года или после этой даты (применимые требования главы II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененные резолюциями MSC.1(XLV), MSC.6(48), MSC.11(55), MSC.12(56), MSC.13(57) и MSC.22(59), должны отвечать следующему:
.1 пункту 1 правила 41-2 - не позднее 1 октября 1994 года; и
.2 пунктам 2 и 4 правила 41-2 - не позднее 1 октября 1997 года; и
.3 пункту 6 правила 41-2 - не позднее 1 октября 2000 года; и
.4 пункту 5 правила 41-2 - не позднее 1 октября 2005 года или по истечении 15 лет с даты постройки судов, в зависимости от того, какая из них является более поздней.
4 Для целей настоящего правила пассажирские суда, полностью отвечающие всем требованиям части Н главы II, содержащимся в поправках к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 года, принятых Ассамблеей Организации резолюцией A.122(V), могут рассматриваться как пассажирские суда, отвечающие требованиям, применимым к пассажирским судам, построенным 25 мая 1980 года или после этой даты (требования главы II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, принятые Международной конференцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, применимые к новым пассажирским судам).
Правило 41-2
Требования к пассажирским судам, перевозящим более 36 пассажиров, построенным до 1 октября 1994 года
1.1 Схемы и буклеты, требуемые правилом 20, должны содержать информацию, касающуюся противопожарной защиты, обнаружения пожара и тушения пожара, на основании руководства, разработанного Организацией.
1.2 Каждый член пожарного дозора должен иметь портативный приемо-передающий радиотелефон.
1.3 Должны быть предусмотрены приставки для образования водяного тумана, требуемые в правилах 7.6, 17.3.2 и 37.1.5.1;
1.4 Должны быть предусмотрены переносные пенные комплекты, требуемые в правилах 7.1.2, 7.2.2 и 37.1.5.2.
1.5 Все предусмотренные стволы пожарных рукавов должны быть одобренного комбинированного типа (т.е. дающие распыленную/компактную струю) и снабжены запорными вентилями.
2 Все жилые и служебные помещения, выгородки трапов и коридоры должны быть оборудованы системой обнаружения дыма и сигнализации одобренного типа, отвечающей требованиям правила 13. Такую систему не обязательно устанавливать в ванных для личного пользования и в помещениях малой пожароопасности или непожароопасных, таких как пустые пространства и подобные помещения. Датчики, срабатывающие под воздействием тепла, а не дыма, должны быть установлены в камбузах.
3 Дымовые извещатели, подключенные к системе обнаружения дыма и сигнализации, должны также устанавливаться над подволоками трапов и коридоров в районах, где подволоки изготовлены из горючих материалов.
4.1 Навесные противопожарные двери в выгородках трапов, переборках главных вертикальных зон и границах камбузов, которые обычно открыты, должны быть самозакрывающимися и должны приводиться в действие с центрального поста управления и с поста, расположенного у двери.
4.2 На постоянно обслуживаемом центральном посту управления должен быть помещен пульт, указывающий, закрыты ли противопожарные двери в выгородках трапов, переборках, главных вертикальных зон и границах камбузов.
4.3 Вытяжные каналы из камбузных плит, в которых возможно скопление масла или жира и которые проходят через жилые помещения или помещения, содержащие горючие материалы, должны быть изготовлены из материалов, соответствующих перекрытиям класса "А". Каждый вытяжной канал камбузных плит должен быть снабжен:
.1 маслоуловителем, быстро снимаемым для чистки, если не предусмотрен альтернативный способ удаления масла;
.2 противопожарной заслонкой, расположенной в нижнем конце канала;
.3 устройствами, приводимыми в действие из камбуза, для выключения вытяжных вентиляторов;
.4 стационарными средствами тушения огня внутри канала; и
.5 удобно расположенными люками для проверки и чистки.
4.4 Только общественные туалеты, лифты, кладовые из негорючих материалов, предусмотренные для хранения оборудования по безопасности, и открытые стойки службы информации могут располагаться в пределах границ выгородок трапов. Другие существующие помещения в пределах выгородки трапа:
.1 должны быть пустыми, постоянно закрытыми и должны быть отключены от электросиловой сети; или
.2 должны быть отделены от выгородки трапа перекрытиями класса "А" в соответствии с правилом 26. Такие помещения могут иметь прямое сообщение с выгородками трапов через двери класса "А" в соответствии с правилом 26 и при условии, что в этих помещениях предусмотрена спринклерная система. Однако каюты не должны непосредственно открываться в выгородку трапа.
4.5 Не допускается прямое сообщение с выгородками трапов помещений, иных чем общественные помещения, коридоры, общественные туалеты, помещения специальной категории, другие трапы, требуемые правилом 28.1.5, пространства на открытой палубе и помещения, указанные в пункте 4.4.2.
4.6 Существующие машинные помещения категории 10, указанные в правиле 26.2.2, и существующие внутренние кабинеты службы информации, которые открываются непосредственно в выгородку трапа, могут быть сохранены при условии, что они защищены дымовыми извещателями, а внутренние кабинеты службы информации содержат только мебель ограниченной пожароопасности.
4.7 В дополнение к аварийному освещению, требуемому правилами II-1/42 и III/11.5, средства эвакуации, включая трапы и выходы, на всех точках пути эвакуации, включая углы и пересечения, должны быть обозначены световыми указателями или индикаторами из фотолюминесцентных полосок, расположенными не выше 0,3 м над палубой. Указатели должны помогать пассажирам устанавливать все пути эвакуации и быстро находить эвакуационные выходы. Если используется электрическое освещение, оно должно питаться от аварийного источника электроэнергии и должно быть устроено таким образом, чтобы выход из строя любого отдельного светового указателя или повреждение осветительной полоски не приводили к выходу из строя системы указателей. Кроме того, все указатели пути эвакуации и указатели расположения пожарного оборудования должны изготавливаться из фотолюминесцентного материала. Администрация должна обеспечить оценку, испытание и применение такого осветительного или фотолюминесцентного оборудования в соответствии с руководством, разработанным Организацией.
4.8 Должна быть предусмотрена система общей аварийной сигнализации. Подаваемый сигнал должен прослушиваться во всех жилых и обычных рабочих помещениях и на открытых палубах, и его уровень звукового давления должен соответствовать стандарту, разработанному Организацией. После включения сигнализация должна продолжать действовать до ее отключения вручную или временного прерывания для передачи сообщения по системе громкоговорящей связи.
4.9 Все жилые, общественные и служебные помещения, посты управления и открытые палубы должны обслуживаться системой громкоговорящей связи или другими эффективными средствами связи.
4.10 Мебель в выгородках трапов должна быть предусмотрена только для сидения. Она должна быть закреплена, ограничена шестью сидениями на каждой палубе в каждой выгородке трапа, представлять ограниченную пожароопасность и не должна быть препятствием на пути эвакуации пассажиров. Администрация может допускать дополнительные места для сидения в главной зоне приема пассажиров в пределах выгородок трапов, если они закреплены, изготовлены из негорючих материалов и не являются препятствием на пути эвакуации пассажиров. Не должна допускаться мебель в коридорах для пассажиров и экипажа, образующих пути эвакуации в районах пассажирских кают. В дополнение к вышеуказанному, могут допускаться кладовые из негорючего материала, предусмотренные для хранения оборудования по безопасности, требуемого правилами.
5 Жилые и служебные помещения, выгородки трапов и коридоры должны оборудоваться автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара, отвечающей требованиям правила 12 или руководства, разработанного Организацией, по одобренной равноценной спринклерной системе. Спринклерную систему не обязательно устанавливать в ванных для личного пользования и помещениях малой пожароопасности или непожароопасных, таких как пустые пространства и подобные помещения.
6.1 Все трапы в жилых и служебных помещениях должны иметь каркасы, изготовленные из стали, исключая случаи, когда Администрация санкционирует применение другого равноценного материала, и должны быть выгорожены перекрытиями класса "А" со средствами принудительного закрытия всех отверстий. Однако:
.1 трап, соединяющий только две палубы, можно не выгораживать при условии, что огнестойкость палубы обеспечивается надлежащими переборками или дверями в одном междупалубном пространстве. Если трап выгорожен в одном междупалубном пространстве, то эта выгородка должна быть защищена в соответствии с таблицами для палуб в правиле 26;
.2 в общественных помещениях трапы могут не иметь выгородок при условии, что они полностью расположены внутри таких помещений.
6.2 Машинные помещения категории А должны быть оборудованы стационарной системой пожаротушения, отвечающей требованиям правила 7.
6.3 Вентиляционные каналы, проходящие через перекрытия между главными вертикальными зонами, должны быть оборудованы надежной автоматически закрывающейся противопожарной заслонкой, которая должна также закрываться вручную с каждой стороны перекрытия. Кроме того, надежные автоматически закрывающиеся противопожарные заслонки с ручным управлением из выгородки должны устанавливаться на всех вентиляционных каналах, обслуживающих как жилые и служебные помещения, так и выгородки трапов, где они проникают в такие выгородки. Вентиляционные каналы, проходящие через перекрытие главной противопожарной зоны, не обслуживая помещения с обеих сторон, или проходящие через выгородку трапа, не обслуживая эту выгородку, можно не оснащать заслонками при условии, что каналы изготовлены и изолированы по стандарту А-60 и не имеют отверстий в выгородке трапа или в шахте на стороне, которая непосредственно не обслуживается.
6.4 Помещения специальной категории и помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки должны отвечать требованиям правил 37 и 38 соответственно.
6.5 Все противопожарные двери в выгородках трапов, переборках главных вертикальных зон и границах камбузов, которые обычно открыты, должны приводиться в действие с центрального поста управления и с поста, расположенного у двери.".
* * *
Поправки вступили в силу 1 октября 1994 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция MSC.24(60) "Одобрение поправок к главе II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (принята 10 апреля 1992 г.)
Поправки, утвержденные настоящей резолюцией, вступили в силу 1 октября 1994 г.
Текст резолюции опубликован в Бюллетене международных договоров, 2011 г., приложение N 1 (часть 1)