Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 апреля 2016 г. N 03-07-11/25386
Вопрос: Организация арендует у муниципалитета (органа местного самоуправления) недвижимое имущество для использования в облагаемой НДС деятельности.
Неотделимые улучшения арендованного недвижимого имущества передаются арендатором после их завершения муниципалитету без дополнительной оплаты.
Также передаются без оплаты и новые объекты, которые строит арендатор в рамках инвестиционной программы по развитию коммунальных сетей муниципалитета.
При осуществлении указанных неотделимых улучшений и возведении новых объектов НДС с работ (материалов, услуг) принимался арендатором к вычету.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача имущества органам местного самоуправления не признается объектом налогообложения.
Между тем целью деятельности арендатора не является безвозмездная передача имущества муниципалитету.
Встречным предоставлением со стороны муниципалитета является передача уже имеющегося и вновь созданного арендатором имущества ему в аренду.
Передача арендатором неотделимых улучшений и вновь созданных объектов не является буквально безвозмездной. Т.е. строительство новых объектов и улучшение имеющегося имущества обусловлены дополнительной обязанностью по договору аренды, а не договором дарения.
Указанные объекты и неотделимые улучшения продолжают находиться в аренде и использоваться в облагаемой НДС деятельности у арендатора даже после их передачи по актам в собственность арендодателю.
В связи с изложенным, просим разъяснить:
1) вправе ли арендатор принимать НДС к вычету по указанным вновь создаваемым объектам и неотделимым улучшениям?
2) необходимо ли при передаче имущества в собственность арендодателя (муниципалитета) без дополнительной оплаты в рамках договора аренды восстанавливать налог на добавленную стоимость согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ?
3) если восстанавливать НДС необходимо, то с какой стоимости передаваемого имущества будет рассчитываться сумма налога к восстановлению?
Ответ: В связи с письмом по вопросам, касающимся применения налога на добавленную стоимость при передаче неотделимых улучшений арендованного недвижимого имущества и объектов основных средств в ситуации и при условиях, изложенных в письме, сообщаем, что согласно Положению о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденному приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 169, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на безвозмездной основе признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим передача арендатором арендодателю результатов работ, в том числе произведенных с привлечением подрядных организаций, по улучшению арендованного недвижимого имущества, неотделимых без вреда для данного имущества, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, при передаче арендодателем арендатору указанных результатов работ по улучшению арендованного имущества, то есть при совершении операции, подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость, суммы налога, ранее принятые к вычету по этим работам, в порядке, предусмотренном Кодексом, восстанавливать не следует.
Что касается безвозмездной передачи имущества в собственность органов местного самоуправления, то в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса, указанном в письме, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
В связи с этим в случае безвозмездной передачи органу местного самоуправления объектов основных средств суммы налога, ранее принятые налогоплательщиком к вычету по товарам, работам (услугам), используемым при создании этих объектов, в порядке, предусмотренном Кодексом, подлежат восстановлению на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При передаче арендодателем арендатору результатов работ по улучшению арендованного имущества, то есть при совершении операции, облагаемой НДС, суммы налога, ранее принятые к вычету по этим работам, восстанавливать не следует.
В случае безвозмездной передачи органу местного самоуправления объектов основных средств суммы налога, ранее принятые к вычету по товарам, работам (услугам), используемым при создании этих объектов, подлежат восстановлению.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 апреля 2016 г. N 03-07-11/25386
Текст письма официально опубликован не был