Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 мая 2016 г. N 03-01-18/25927
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен разделом V.1, положения которого устанавливают общие принципы определения цен для целей налогообложения, а также правила осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Согласно статье 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ положения частей первой и второй Кодекса (в редакции указанного Федерального закона) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса со дня вступления в силу указанного Федерального закона, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
При этом положения статей 20 и 40 Кодекса со дня вступления в силу указанного Федерального закона применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Кодекса до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
В рамках налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяется полнота исчисления и уплаты налогов, перечисленных в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса.
Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, который вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по таким сделкам рыночному уровню с применением методов, предусмотренных положениями главы 14.3 Кодекса.
В свою очередь, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок (пункт 1 статьи 105.17 Кодекса).
При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 82, статьи 87 Кодекса территориальные налоговые органы вправе осуществлять посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2012 г. вступили в силу изменения в НК РФ, которые устанавливают общие принципы определения цен для целей налогообложения, а также правила осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
В рамках налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяется полнота исчисления и уплаты налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ, НДС.
Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ФНС России.
Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.
При этом территориальные налоговые органы вправе осуществлять посредством выездных и камеральных проверок налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 мая 2016 г. N 03-01-18/25927
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 26 июля 2016 г. N 15