Определение Верховного Суда РФ от 5 мая 2016 г. N 310-ЭС15-19665
Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В.,
изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу акционерного общества "Обнинскоргсинтез" (Калужская область, далее - предприятие) от 16.12.2015 N 02-02/936
на решение Арбитражного суда Калужской области от 26.03.2015, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.11.2015 по делу N А23-6625/2014 по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Калугаэнерго" (г. Калуга, далее - сетевая компания) к предприятию о взыскании задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - открытого акционерного общества "Калужская сбытовая компания" и общества с ограниченной ответственностью "Эвтек- сервис" (далее - общество "Эвтек-сервис"),
установил: как следует из обжалованных судебных актов и материалов дела, энергопринимающие устройства предприятия присоединены к ячейкам центральной распределительной подстанции, принадлежащей обществу "Эвтек-сервис", на уровне напряжения 6 киловольт. Это общество не оказывает услуг по передаче электроэнергии.
Энергопринимающие устройства общества "Эвтек-сервис" (в том числе указанная подстанция) присоединены на уровне напряжения 6 киловольт к ячейкам подстанции "Цветково", принадлежащей сетевой компании. На подстанции "Цветково" происходит понижение напряжения с 220 и 110 киловольт до 10 и 6 киловольт.
По условиям договора от 01.02.2014 N 2014/0784кэ сетевая компания (исполнитель) обязалась оказывать предприятию (потребителю) услуги по передаче электроэнергии в указанные точки поставки, а предприятие - оплачивать эти услуги исходя из уровня напряжения, на котором подключены его энергопринимающие устройства.
Во исполнение обязательств по договору сетевая компания в августе и сентябре 2014 года оказала предприятию услуги по передаче электроэнергии в объеме 1264,305 МВт/ч и потребовала их оплатить, рассчитав стоимость услуг по тарифу, установленному для среднего второго уровня напряжения (СН II). В то же время предприятие оплатило эти услуги по тарифу, установленному для высокого уровня напряжения (ВН).
Полагая, что у предприятия имеется задолженность, сетевая компания обратилась в арбитражный суд с иском по настоящему делу. Разница в расчетах (1 215 643,41 руб.) составила цену иска.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 26.03.2015, оставленным без изменения постановлениями апелляционного и окружного судов, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что точкой поставки электроэнергии предприятию являлось место присоединения его энергопринимающего устройства к объекту электросетевого хозяйства общества "Эвтек-Сервис". Энергопринимающие устройства предприятия подключены к объекту электросетевого хозяйства сетевой компании опосредованно через объект электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуги по передаче электроэнергии, поэтому в расчетах за услуги по передаче электроэнергии должен приниматься уровень напряжения, на котором подключен объект указанного лица к объектам электросетевого хозяйства сетевой компании, то есть средний второй уровень напряжения.
Суды руководствовались правовыми нормами:
- частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ),
- пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике),
- пунктами 2, 4, 5, 14, 15(1), 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 740 (далее - Правила N 861),
- пунктом 81(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, предприятие просило судебные акты отменить, ссылаясь неправильное применение судами пункта 15(2) Правил N 861. По мнению заявителя, суды необоснованно применили к правоотношениям сторон абзац пятый этого пункта без учета абзаца третьего этого же пункта, а также пунктов 45 и 46 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания).
Доводы заявителя сводятся к тому, что оплате подлежат только те услуги, которые оказаны потребителю. Услуги по передаче электроэнергии как регулируемая государством деятельность оплачиваются только в том случае, если они явились предметом тарифного регулирования. Реализация этих принципов обязывает предприятие как потребителя услуг компенсировать сетевой организации те затраты, которые были учтены при установлении тарифа и на том уровне напряжения, на который эти затраты были отнесены.
При подключении электросетей общества "Эвтек-Сервис" к подстанции "Цветково" таким способом, как это установлено в настоящем деле, тариф на услуги по передаче электроэнергии рассчитывался для сетевой компании исходя из значения питающего (высшего) напряжения подстанции вне зависимости от того, на каком уровне напряжения фактически присоединены электросети общества "Эвтек-Сервис", то есть высокого напряжения.
Сетевая компания не оказывала предприятию услуги по передаче электроэнергии по среднему второму уровню напряжения по своим сетям или по сетям общества "Эвтек-Сервис".
Бремя содержания электросетевых объектов, через которые предприятие опосредованно присоединено к подстанции "Цветково", лежит на обществе "Эвтек-Сервис" и не подлежит оплате через тариф. Наличие у общества "Эвтек-Сервис" "субабонента" в лице предприятия не увеличивает затраты сетевой компании и не изменяет правила установления тарифов, поэтому предприятие вправе рассчитываться с сетевой компанией по тому же тарифу, по которому рассчитывается с ней общество "Эвтек-Сервис".
Ввиду изложенного предприятие полагало, что оно правомерно оплатило услуги сетевой компании по тарифу, предусмотренному за услугу, оказанную на высоком напряжении.
Доводы заявителя основаны на статьях 779, 781 ГК РФ, пункте 6 Правил N 861, пункте 48 Методических указаний, решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2006 N 16609/05.
По результатам изучения принятых по делу судебных актов, доводов кассационной жалобы, а также материалов дела, установлено, что предусмотренные статьей 291.6 АПК РФ основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании отсутствуют.
В соответствии со статьями 424, 779, 781 ГК РФ заказчик услуг обязан их оплатить в порядке, который указан в договоре возмездного оказания услуг.
Содержание условий договора может предписываться законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
Из статей 1, 2, 21, 23, 26 Закона об электроэнергетике следует, что основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в этой сфере и потребителей электроэнергии установлены указанным Законом и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", далее - Закон N 36-ФЗ).
Объем взаимных обязательств субъектов розничных рынков по договору оказания услуг по передаче электроэнергии определяется в точке поставки на розничном рынке, которая по общему правилу располагается на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности (до его составления - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики) (пункт 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пункт 2 Правил N 861).
Место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг по передаче электроэнергии с электрической сетью сетевой организации определяется законодательством как точка присоединения к электрической сети (пункт 2 Правил N 861).
Для потребителя, энергопринимающее устройство которого присоединено к электрическим сетям сетевой организации опосредованно, точкой поставки является точка присоединения этого устройства к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электроэнергии. Указанные потребители оплачивают услуги в соответствии с утвержденными методическими указаниями (пункты 5, 6 Правил N 861).
Стоимость услуг территориальных сетевых организаций по передаче электроэнергии рассчитывается исходя из тарифа и объема услуг (пункт 15(1) Правил N 861).
Объем услуг определяется в отношении каждого уровня напряжения либо исходя из фактического объема потребления электрической энергии и величины фактически потребленной мощности, либо только из фактического объема потребления электроэнергии.
В силу естественномонопольного характера деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии подлежит государственному ценовому регулированию. Тарифы устанавливаются в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, к которым, помимо прочего, отнесено обеспечение стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, определение экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли, обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на передачу электроэнергии, обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46, 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования).
При установлении тарифов учитываются нормативные акты, устанавливающие правила функционирования рынков электроэнергии (статья 23 Закона об электроэнергетике, пункт 4 Основ ценообразования, раздел V Правил N 861).
По общему правилу тарифы для территориальных сетевых организаций устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации посредством оценки представленных регулируемыми организациями до 1 мая года предшествующего очередному периоду регулирования предложений и обосновывающих их материалов. Расчет тарифов и форма представления предложений должна соответствовать нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов. Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования, пункты 7, 8, 12, 17, подпункт 7 пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, далее - Правила N 1178).
При использовании метода экономически обоснованных расходов тарифы рассчитываются исходя из соотношения размера необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемой организации, полученной от реализации каждого вида услуг, и расчетного объема производства соответствующего вида услуг за расчетный период регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).
Законодательством предусмотрена дифференциация ставки тарифа на услуги по передаче электроэнергии в зависимости от уровня напряжения (высокого - 110 кВ и выше; среднего первого - 35 кВ; среднего второго - 20-1 кВ; низкого - 0,4 кВ и ниже) в точке подключения потребителя к электросети сетевой организации. При этом НВВ сетевой организации рассчитывается для каждого уровня напряжения (пункты 44, 48 Методических указаний).
Для потребителей, электросети которых подключены к центрам питания (подстанциям), правила определения и, как следствие, применения тарифа (пункт 35 Правил N 1178) установлены пунктом 45 Методических указаний: за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (при указанных в этом пункте вариантах определения границы балансовой принадлежности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 740 по-новому изложен пункт 15(2) Правил N 861, где установлен порядок определения уровня напряжения в отношении каждой точки поставки для расчета и применения тарифов при различных вариантах присоединения (подключения) энергопринимающих устройств потребителей к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Из абзаца 3 пункта 15(2) Правил N 861 следует, что, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств потребителя электроэнергии установлена на трансформаторной подстанции, то принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции.
В абзаце 5 того же пункта установлено правило определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей. В этом случае принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
По смыслу пункта 15(2) Правил N 861 не исключено применение одновременно абзацев 3 и 5 данного пункта Правил N 861 в случае одновременного наличия нескольких факторов, влияющих на определение уровня напряжения в отношении каждой точки поставки (решение Верховного Суда РФ от 10.02.2016 N АКПИ15-1377).
Указанные особенности независимо от условий заключенных договоров являются обязательными для лиц, производящих расчеты за услуги по передаче электрической энергии в случаях, предусмотренных этим пунктом. Данный вывод следует из части 1 пункта 4 статьи 421, статьи 422, пунктов 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике, статьи 6 Закона N 36-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 1 пункта 4 статьи 421" имеется в виду "абзац 1 пункта 4 статьи 421"
Уровень напряжения для определения подлежащего применению тарифа не может определяться соглашением сторон и объективно зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройства потребителя к сетям сетевой организации и императивными предписаниями законодательства. Судебная практика по данному вопросу сформирована Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (пункты 2, 3 раздела II споров, разрешенных Судебной коллегией по экономическим спорам, Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Таким образом, порядок расчета и применения тарифов на услуги по передаче электроэнергии, установленный законодательством, допускает одновременное применение абзацев 3 и 5 пункта 15(2) Правил N 861, то есть если энергопринимающее устройство потребителя подключено к объекту несетевой организации, который в свою очередь подключен к трансформаторной подстанции сетевой организации, то потребитель вправе оплачивать услуги сетевой организации по уровню напряжения, соответствующему значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции. При таком подходе сетевая организация получает плату за оказание тех услуг, которые она действительно оказывала по своим сетям. Кроме того, опосредованно присоединенные потребители ставятся в равное положение с непосредственными, чем достигается реализация принципов недискриминационного доступа к услугам сетевых организаций (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 20, пункт 9 статьи 25 Закона об электроэнергетике).
Вместе с тем, необходимо учесть следующее. Деятельность сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электроэнергии подчинена государственному регулированию, в основе которого определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), устанавливаемой по определенным правилам на период регулирования - не менее чем на год. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования. Иное искусственным образом вносит дисбаланс в тарифное решение, что не способствует устойчивому существованию и развитию электросетевого хозяйства и входит в противоречие с общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики (статья 6 Закона об электроэнергетике).
Порядок определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей установлен в июле и вступил в силу в августе 2014 года. Тариф на 2014 год утвержден без учета этого порядка. В связи с этим указанный порядок подлежит применению в тарифообразовании со дня его вступления в силу, а в расчетах за услуги - со следующего периода регулирования, то есть 01.01.2015. При таком подходе сетевые организации и потребители в 2014 году взаимодействуют по правилам тарифного регулирования, установленным при формировании тарифа 2014 год. Сетевая организация как профессиональный участник рынка электроэнергетики при формировании тарифа на 2015 год с учетом изменившегося законодательства получает возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию по уровням напряжения, учитываемым в расчетах с потребителями, и защитить свои интересы по получению НВВ, а потребитель - оплачивать те услуги, которые ему оказаны. Тем самым соблюдаются основные принципы государственного регулирования в электроэнергетике.
Ввиду того, что требования истца касались 2014 года, оснований для отказа в их удовлетворении у судов не было.
Существенных нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 АПК РФ, определил:
отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 5 мая 2016 г. N 310-ЭС15-19665 по делу N А23-6625/2014
Текст определения официально опубликован не был