Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 марта 2016 г. N 03-07-14/17205
В связи с обращением по вопросам налогообложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций платы концедента по концессионному соглашению Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В настоящее время особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений установлены статьей 174.1 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Осуществление концессионером деятельности по использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в целях налогообложения признается работой (услугой) на основании пунктов 4 и 5 статьи 38 Кодекса и, соответственно, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому плата концедента по концессионному соглашению за использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, выплачиваемая концессионеру, подлежит налогообложению у концессионера.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, плата концедента по концессионному соглашению, направленная на возмещение расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, налогом на добавленную стоимость не облагается на основании данной нормы статьи 162 Кодекса.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном Кодексом, подлежат восстановлению налогоплательщиком.
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим имущество, полученное концессионером, не является налогооблагаемым доходом, в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, под имуществом, указанным в подпункте 37 пункта 1 статьи 251 Кодекса, следует понимать определенный концессионным соглашением объект, предназначенный для осуществления деятельности, предусмотренной упомянутым соглашением.
Вместе с тем пунктом 13 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ определено, что концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий в рамках концессионных соглашений регулируется пунктом 6 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим субсидии, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными, в частности концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Порядок признания доходов для целей налогообложения прибыли организаций в виде субсидий, полученных организациями, за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора, определен пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности плательщика НДС возлагаются на концессионера.
Разъяснено, что плата концедента по концессионному соглашению, направленная на возмещение расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, НДС не облагается.
Одновременно отмечается, что при получении налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров в Россию суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению.
Что касается налога на прибыль, то не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению. В связи с этим имущество, полученное концессионером, не является налогооблагаемым доходом.
Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, его использование (эксплуатацию) и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии.
Порядок предоставления субсидий в рамках концессионных соглашений регулируется БК РФ.
Порядок признания доходов для целей налогообложения прибыли в виде субсидий, полученных организациями, определен НК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 марта 2016 г. N 03-07-14/17205
Текст письма официально опубликован не был