Письмо Минфина России от 31 марта 2016 г. N 02-02-04/18145
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение о разъяснении постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила N 1063) и сообщает.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Предусмотренная пунктом 6 Порядка N 1063 формула расчета пени устанавливает, что пеня определяется как произведение значения цены контракта (цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и значения ставки.
Размер значения ставки определяется как произведение доли от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и количества дней просрочки.
При этом размер доли от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации зависит от того, насколько велика просрочка по отношению к общему сроку контракта. В этой связи пунктом 7 Правил N 1063 указано, что размер доли ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ставка рефинансирования) на дату уплаты пени, определяется с учетом коэффициента К, то есть используемая для расчета доля ставки рефинансирования будет определяться значением коэффициента К.
При этом расчеты учитывают, что санкции начисляются за каждый день просрочки в размере установленной доли ставки рефинансирования.
Поскольку производится умножение числа на проценты, то потребуется умножить на количество процентов и разделить на сто.
Учитывая вышеизложенное, формула расчета ставки будет следующей:
.
Далее получившееся значение умножается на стоимость неисполненного в срок обязательства.
Если рассматривать значения, приведенные в обращении, то при К = 0,03 расчет будет таким:
Указанные расчеты показывают, что пеня в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом составляет 90% годовых или 0,3% в день.
Департамент отмечает, что подобная система исчисления пени также используется при неисполнении обязательства по уплате налогов.
Ввиду общественной значимости надлежащего исполнения государственного контракта, начисление неустойки по обязательствам, возникающим из государственного контракта, является мерой, призванной снизить государственные риски и вероятность того, что поставщик (подрядчик, исполнитель) государственного контракта не выполнит свои обязательства в установленный срок, либо выполнит их с нарушениями условий, предусмотренных контрактом.
При этом, проведя аналогию, можно отметить, например, что размеры процентных ставок по займам в микрофинансовых организациях исчисляются 1,5% в день, а в случае просрочки возврата займа указанными организациями взымается пеня в размере 5% в день с задолжника.
Учитывая вышеизложенное Департамент сообщает, что надлежащие исполнение государственного контракта отвечает публичным интересам, именно ввиду общественной значимости размер неустойки должен мотивировать поставщика (подрядчика, исполнителя) к своевременному и качественному исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Полагаем также необходимым отметить, что в соответствии с указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 01.01.2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Принятие акта Центральным Банком Российской Федерации потребовало издания постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1340 "О применении с 01.01.2016 ключевой ставки Банка России", в соответствии с которым к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи при расчете неустойки, как для заключенных контрактов, так и для заключаемых, применяются положения постановления N 1063, то есть используется ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, которая с 01.01.2016 приравнена к ключевой ставке Банка России.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о применении правительственных Правил определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и размера пени за просрочку исполнения контракта.
Предусмотренная порядком формула расчета пени устанавливает, что она определяется как произведение значения цены контракта (цены, уменьшенной пропорционально объему фактически исполненных обязательств) и значения ставки.
Размер значения ставки определяется как произведение доли от ставки рефинансирования ЦБ РФ и количества дней просрочки.
Подобная система исчисления пени также используется при неисполнении обязательства по уплате налогов.
Ввиду общественной значимости надлежащего исполнения госконтракта начисление неустойки является мерой, призванной снизить государственные риски и вероятность того, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не выполнит свои обязательства в установленный срок либо выполнит их с нарушениями.
Отмечается, что при расчете неустойки используется ставка рефинансирования, которая с 01.01.2016 приравнена к ключевой ставке Банка России.
Письмо Минфина России от 31 марта 2016 г. N 02-02-04/18145
Текст письма официально опубликован не был