Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 марта 2016 г. N 03-10-10/18312
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций и сообщает.
Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен новыми положениями, начало действия которых - 1 января 2015 года.
В соответствии с указанным федеральным законом, в частности, статьи 7 и 312 Кодекса, дополнены положениями о лице, имеющем фактическое право на доходы. При этом Кодекс не устанавливает перечень конкретных функций и рисков, которые должны учитываться при определении лица, имеющего фактическое право на доход, а также конкретный перечень документов, подтверждающих фактическое право на доход.
На основании пункта 3.1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса:
1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов);
2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 25.14 Кодекса налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, уведомляют налоговый орган:
1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
Таким образом, в случае наличия соответствующих оснований, предусмотренных Кодексом, налогоплательщик представляет в налоговый орган каждое из предусмотренных уведомлений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.13 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей, в целях Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:
1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 25.14 Кодекса уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется налогоплательщиками, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Для определения налогового статуса физического лица необходимо установить количество дней его нахождения в Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих определенной дате.
Таким образом, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется каждым физическим лицом, признаваемым налогоплательщиком, налоговым резидентом Российской Федерации, контролирующим лицом иностранной организации.
Также отмечаем, что в подпункте 2 пункта 1 и в пункте 2 статьи 25.14 Кодекса предусмотрено представление налогоплательщиком одного уведомления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 25.13 Кодекса осуществлением контроля над организацией в целях Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.
Согласно пункту 8 статьи 25.13 Кодекса осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.
При этом, по мнению Департамента, могут приниматься во внимание любые особенности отношений между лицом и организацией, лицом, осуществляющим управление активами иностранной структуры без образования юридического лица, и (или) иными лицами, которые влияют на оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения.
Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 15 статьи 25.13 Кодекса правила признания контролирующих лиц иностранных структур без образования юридического лица, установленные статьей 25.13 Кодекса, применяются также в отношении признания контролирующих лиц иностранных юридических лиц, для которых в соответствии с их личным законом не предусмотрено участие в капитале.
Пунктом 4 статьи 25.14 Кодекса предусмотрено, что форма (форматы) уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, а также Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318, установлены обязательные этапы процедуры подготовки и принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с указанной процедурой ФНС России разрабатывается проект приказа об утверждении формы (форматов) уведомления, а также порядка заполнения формы и порядка представления уведомления в электронной форме.
По окончании разработки проекта приказа ФНС России будет размещен на сайте http://regulation.gov.ru, созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 Кодекса прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании в целях Кодекса признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 25.15 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй Кодекса с учетом особенностей, установленных статьей 25.15 Кодекса.
Пункт 7 статьи 25.15 Кодекса устанавливает, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса, составила более 10 000 000 рублей.
При этом согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" установлено, что в целях применения пункта 7 статьи 25.15 Кодекса величина прибыли контролируемой иностранной компании за 2015 год составляет 50 миллионов рублей, за 2016 год - 30 миллионов рублей.
В случае, если суммы прибыли контролируемой иностранной компании, рассчитанной в соответствии со статьей 309.1 Кодекса, не превышают вышеуказанных величин, то такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы налогоплательщика - контролирующего лица за налоговый период по соответствующему налогу. В то же время такой налогоплательщик не освобождается от обязанности уведомления налогового органа соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых он является контролирующим лицом (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 23 Кодекса).
Также сообщаем, что условие, предусмотренное пунктом 7 статьи 25.15 Кодекса, применяется в отношении прибыли контролируемой иностранной компании без учета доли участия контролирующего лица.
Пункт 3 статьи 25.15 Кодекса устанавливает, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года контролируемой иностранной компании.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" положения главы 3.4 Кодекса применяются налогоплательщиками, признаваемыми контролирующими лицами контролируемой иностранной компании, при определении налоговой базы в соответствии с главами части второй Кодекса в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2015 году. Таким образом, в отношении прибыли иностранной организации, полученной в 2014 году, вышеуказанные положения Кодекса не применяются.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций.
НК РФ был дополнен новыми положениями, начало действия которых - 1 января 2015 г.
Появились положения о лице, имеющем фактическое право на доходы.
Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия превышает 10%); об учреждении иностранных структур без образования юрлица; о контролируемых иностранных компаниях.
Налоговые резиденты уведомляют налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юрлица); о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
При наличии соответствующих оснований налогоплательщик представляет в налоговый орган каждое из предусмотренных уведомлений.
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется каждым физлицом, признаваемым налогоплательщиком, налоговым резидентом, контролирующим лицом иностранной организации.
Разъяснено, что понимается под осуществлением контроля над организацией и иностранной структурой без образования юрлица, а также под прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 марта 2016 г. N 03-10-10/18312
Текст письма официально опубликован не был