Письмо Минфина России от 1 апреля 2016 г. N 02-07-10/18550
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросам учета задолженности на счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" и списания задолженности, учтенной на данном счете.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе тем, Департамент считает необходимым сообщить.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора финансовых активов, операций, их изменяющих, на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н).
Согласно положениям пункта 339 Инструкции 157н* счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения.
Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, согласно действующему законодательству Российской Федерации.
При отсутствии согласно законодательству Российской Федерации возможности возобновления процедуры взыскания задолженности, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается.
При этом Инструкция 157н не регламентирует срок прекращения права требования налогоплательщиком возврата переплаты, произведенной в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также порядок признания задолженности нереальной к взысканию. Отношения, связанные с прекращением права требования задолженности, образовавшейся в рамках действующего федерального законодательства, и признание ее безнадежной к взысканию, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, а также иными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законодательных актов.
Согласно пункту 5 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) списание (восстановление) в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности по платежам в бюджет осуществляется администратором доходов бюджета на основании решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Исходя из положений пунктов 3 и 4 статьи 47.2 БК РФ, решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 47.2 БК РФ в соответствии с порядком принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, определенным главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В настоящее время проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении общих требований к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" находится на внутреннем согласовании в Минфине России.
До принятия вышеуказанного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Департамент считает некорректным принимать решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет администраторами доходов бюджетов.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
______________________________
* С учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 16н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения.
Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные БК РФ.
Сообщается о подготовке проекта постановления Правительства РФ об утверждении общих требований к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы.
До принятия вышеуказанного акта Правительства РФ некорректно принимать решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет администраторами доходов бюджетов.
Письмо Минфина России от 1 апреля 2016 г. N 02-07-10/18550
Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", июнь 2016 г., N 6