Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1 апреля 2016 г. N 03-07-11/18406
В связи с письмом по вопросам применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость ответственными хранителями материальных ценностей государственного резерва в процессе освежения материальных ценностей государственного резерва Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отнесение в состав расходов для целей налогообложения прибыли организаций сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в бюджет при реализации материальных ценностей, закладываемых в государственный резерв в процессе освежения материальных ценностей государственного резерва, не предусмотрено.
Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога на добавленную стоимость. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, указанным пунктом 3 статьи 161 Кодекса установлен особый порядок уплаты налога на добавленную стоимость в отношении передачи государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, согласно которому исчисление суммы налога производится покупателем - налоговым агентом при оплате этого имущества, то есть либо в момент предварительной оплаты (частичной оплаты) приобретаемого имущества, либо в момент оплаты (частичной оплаты) уже приобретенного имущества.
В случае приобретения данного имущества при совершении товарообменных операций покупателю следует исчислять налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 167 Кодекса, то есть на момент передачи имущества.
Пунктом 4 статьи 173 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в статье 161 Кодекса, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 Кодекса.
Учитывая изложенное, при приобретении государственного имущества, составляющего казну Российской Федерации, ответственным хранителям следует исполнять обязанности налогового агента.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в соответствии со статьей 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами при приобретении товаров, используемых для осуществления операций, облагаемых этим налогом, подлежат вычетам. При этом пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что данные суммы подлежат вычетам при наличии документов, подтверждающих уплату налога в бюджет налоговыми агентами.
Таким образом, на основании указанных норм статей 171 и 172 Кодекса налог на добавленную стоимость, уплаченный покупателями - налоговыми агентами, принимается к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, при выполнении вышеуказанных условий. В связи с этим без уплаты покупателями - налоговыми агентами налога в бюджет данные суммы у покупателя вычету не подлежат.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о применении налога на прибыль и НДС ответственными хранителями материальных ценностей госрезерва в процессе освежения материальных ценностей госрезерва.
НК РФ не предусмотрено отнесение в состав расходов для целей налогообложения прибыли сумм НДС, уплаченных в бюджет при реализации материальных ценностей, закладываемых в госрезерв в процессе освежения материальных ценностей резерва.
При приобретении госимущества, составляющего казну Российской Федерации, ответственным хранителям следует исполнять обязанности налогового агента.
В силу НК РФ суммы НДС, уплаченные покупателями - налоговыми агентами при приобретении товаров, используемых для осуществления операций, облагаемых этим налогом, подлежат вычетам. При этом необходимы документы, подтверждающие уплату налога в бюджет налоговыми агентами.
Без уплаты покупателями - налоговыми агентами налога в бюджет данные суммы у покупателя вычету не подлежат.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1 апреля 2016 г. N 03-07-11/18406
Текст письма официально опубликован не был