Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2016 г. N 49-АПГ16-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.,
при секретаре Барулевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Уфимское моторостроительное производственное объединение" о признании недействующим приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 января 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущество РБ) от 30 апреля 2014 г. N 557 (далее - Приказ N 557) утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год (далее - Перечень).
Приказ N 557 опубликован 5 мая 2014 г. на официальном сайте Минземимущества РБ (http://www.mziorb.ru/), действует в редакции приказов Минземимущества РБ от 28 октября 2014 г. N 1506, от 25 декабря 2014 г. N 1842, от 14 апреля 2015 г. N 387.
В пункты 1133, 1134, 1310, 1311, 1716 Перечня включены пять объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности открытому акционерному обществу "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (далее - ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение"): нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:020301:323 (общей площадью 1 288,5 кв.м) и здание с кадастровым номером 02:55:020301:359 (общей площадью 3 960,1 кв.м), расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 5; здания с кадастровыми номерами 02:55:020416:1276 (общей площадью 1 320 кв.м), 02:55:020416:1287 (общей площадью 27 182,9 кв.м), расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Ферина, д. 2, здание с кадастровым номером 02:55:030162:152 (общей площадью 1 087,7 кв.м), расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Первомайская, д. 32/1.
Общество обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим Приказа N 557 в части включения в пункты 1133, 1134, 1310, 1311, 1716 Перечня указанных выше объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований общество указало, что включённые в названные пункты Перечня здания не обладают признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций" и в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение данных зданий в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 января 2016 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как здания, принадлежащие административному истцу, фактически используются в целях размещения офисов, соответствуют определённым действующим законодательством признакам административного центра и правомерно включены в пункты 1133, 1134, 1310, 1311, 1716 Перечня.
Относительно апелляционной жалобы прокурор, участвующий в деле, представил возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 43-з) на территории Республики Башкортостан введен налог на имущество организаций, а статьей 2.1 Закона N 43-з на основании пункта 2 статьи 372, пункта 2 статьи 375 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости.
Так, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. N 180, а также в соответствии с пунктом 3.94 Положения о Минземимуществе РБ, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 г. N 35, определение перечня и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, отнесено к компетенции Минземимущества Республики Башкортостан.
Таким образом, Приказ N 557 принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликован в установленном законом порядке.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основания отнесения к ним отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) содержатся в пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ.
Указанными положениями статьи 378.2 НК РФ одним из оснований отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) является его фактическое использование в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) - для административно-делового центра и не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания - для торгового центра (комплекса).
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях указанной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) может быть одновременно признано административно-деловым центром и торговым центром (комплексом).
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. N 180 утверждён порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.1 Порядка Минземимущество Республики Башкортостан определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, по результатам обследования зданий (строений, сооружений) в целях выявления вида фактического использования.
Акт обследования упомянутых объектов недвижимости составлен сотрудником Минземимущества Республики Башкортостан 22 декабря 2015 г., то есть позже включения спорных зданий в Перечень.
При этом согласно данному акту обследования здание с кадастровым номером 02:55:020416:1287 общей площадью 27 182,9 кв.м используется для размещения административного и инженерно-технического персонала ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение"; здание с кадастровым номером 02:55:020416:1276 общей площадью 1 320 кв.м - для размещения транспортного цеха предприятия; нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:020301:323 общей площадью 1 288,5 кв.м - для ведения производственной деятельности; здание с кадастровым номером 02:55:020301:359 общей площадью 3 960,1 кв.м - для размещения цеха наземного транспорта; нежилое строение с кадастровым номером 02:55:030162:152 общей площадью 1 087,7 кв.м представляет собой здание детского сада. На момент проведения обследования здание не использовалось.
Судом также установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:020301:323 и здание с кадастровым номером 02:55:020301:359 расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:245 с видом разрешенного использования "под промышленную площадку N 2". Местонахождение и фактическое использование земельного участка относится к территориальной зоне П-2 (производственная зона).
Здания с кадастровыми номерами 02:55:020416:1276 и 02:55:020416:1287 расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020416:217 с видом разрешенного использования "под промышленную площадку N 1". Местонахождение и фактическое использование земельного участка относится к территориальной зоне П-2 (производственная зона).
Нежилое строение с кадастровым номером 02:55:030162:152 расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030162:1 с видом разрешенного использования "для эксплуатации нежилого учебного здания и здания хозблока". Местонахождение и фактическое использование земельного участка относится к территориальной зоне Ж-2 (жилая зона).
При этом судом принято во внимание, что частью 1 статьи 43.2 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан определено, что административные учреждения и торговые организации, объекты бытового обслуживания размещаются в общественно-деловых зонах ОД-1-ОД-3. Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7) и др.).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку виды разрешенного использования земельных участков "под промышленную площадку N 1", "под промышленную площадку N 2", "для эксплуатации нежилого учебного здания и здания хозблока" не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утверждённой приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 (в редакции, действовавшей на момент включения в Перечень указанных объектов недвижимости), и не позволяют размещать на данных земельных участках офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Судебная коллегия считает, что с учётом установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что здания с кадастровыми номерами 02:55:020301:323, 02:55:020301:359, 02:55:020416:1276, 02:55:020416:1287, включённые в пункты 1133, 1134, 1310, 1311, 1716 Перечня, не отвечают признакам объекта недвижимого имущества, фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и статьи 2.1 Закона N 43-з, и правомерно удовлетворил заявление общества.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2016 г. N 49-АПГ16-12
Текст определения официально опубликован не был