Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению мэра
г. Новосибирска
от 23 января 2004 г.
N 481-р
Паспорт
Программы переселения граждан, проживающих в городе Новосибирске,
из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда
на 2004 - 2010 годы
Наименование программы | Переселение граждан, проживающих в городе Новосибирске, из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2004 - 2010 годы |
Наименование, дата и номер нормативного акта определяющего разработку программы |
Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33; Областная целевая программа "Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы", утвержденная постановлением 22 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 02.10.2003 |
Заказчик программы | Мэрия Новосибирска |
Исполнитель программы | Департамент энергетики жилищного и коммунального хозяйства города |
Руководитель программы | Первый заместитель мэра по вопросам жизнеобеспечения города |
Основной разработчик программы |
Комитет по жилищным вопросам мэрии |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели |
Основными целями программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде; ликвидация до 2010 года включительно аварийного муниципального жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2005. Основными задачами программы являются: формирование правового и методологического обеспечения процесса переселения граждан из аварийного жилищного фонда; проведение инвентаризации жилищного фонда с износом свыше 60 %. Создание реестра аварийного и ветхого жилищного фонда; подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания; разработка механизма привлечения внебюджетных средств для решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда; оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для постоянного проживания |
Сроки и этапы реализации программы |
2004 - 2010 годы: Первый этап - 2004 год. Реализация первого этапа программы определяет объемы финансирования второго этапа программы, а также количественные параметры, которые должны быть достигнуты в результате реализации программы. Второй этап - 2005 - 2010 годы |
Объем и источники финансирования |
Планируемый объем финансирования первого этапа 62,104 млн. рублей, в том числе: на реализацию экспериментальных проектов 52,104 млн. рублей, из них: 13,026 млн. рублей - из федерального бюджета (по согласованию); 26,052 млн. рублей - из бюджетов Новосибирской области и города (по согласованию); 13,026 млн. рублей - внебюджетные средства, на увеличение площадей маневренного фонда 10,0 млн. рублей из бюджета города. Общий объем финансирования будет определен по окончанию первого этапа программы. Источники финансирования и планируемое соотношение объемов софинансирования второго этапа: средства федерального бюджета - 25 %; средства бюджетов Новосибирской области и города - 50 %; внебюджетные средства - 25 %. Объем финансирования подлежит ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджета города на соответствующий год |
Ожидаемые конечные результаты |
Переселение жителей города из аварийного муниципального жилищного фонда. Ликвидация аварийного муниципального жилищного фонда в городе. Строительство нового жилья. Оптимизация застройки освободившихся территорий. Развитие базы строительной индустрии и подрядных строительных организаций. Создание новых рабочих мест. |
1. Общие положения
По данным дочернего федерального государственного унитарного предприятия "Новосибирского центра технической инвентаризации на 1 января 2003 года жилищный фонд города Новосибирска составляет 26094,4 тыс. кв. м.
Техническое состояние жилищного фонда неоднородно, часть его имеет значительный физический износ, непригодна для постоянного проживания граждан, относится к ветхому и аварийному, нуждается в капитальном ремонте, реконструкции либо подлежит сносу. Наибольшее количество ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда расположено в Ленинском и Октябрьском районах.
С 1995 по 2002 годы в муниципальную собственность принято 3600 жилых домов общей площадью около 8 млн. кв. м. Значительная часть из них находится в крайне неудовлетворительном состоянии.
Объектом рассмотрения Программы переселения граждан, проживающих в г. Новосибирске, из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2004 - 2010 годы (далее по тексту - программа) является аварийный муниципальный жилищный фонд, признанный таковым на 01.01.2005.
Программа регулирует отношения по обеспечению благоустроенным жильем жителей города, переселяемых из аварийного и ветхого муниципального жилищного фонда.
2. Содержание проблемы
В настоящее время значительная часть жилищного фонда г. Новосибирска не удовлетворяет потребностям населения по своим качественным характеристикам. Продолжают эксплуатироваться брусчатые, шлакоблочные и каркасно-засыпные дома, построенные в 20 - 30 годы. Часть данного жилья находится в аварийном состоянии и требует расселения и сноса.
Основными причинами возникновения ветхого и аварийного жилищного фонда в городе являются:
экстремальные условия формирования жилищного фонда в годы индустриализации, военного и послевоенного периодов;
естественное старение домов первых массовых серий;
недостаточное выделение средств на капитальный ремонт и текущее содержание;
отсутствие контроля со стороны предприятий и организаций за техническим состоянием своего жилищного фонда. Данные домостроения в абсолютном большинстве переданы в муниципальную собственность.
Отнесение жилищного фонд к ветхому и аварийному производится на основании "Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 552.
По данным, представленным дочерним федеральным государственным унитарным предприятием "Новосибирский центр технической инвентаризации", на 01.01.2003 ветхий и аварийный государственный и муниципальный жилищный фонд города составляет 1366 домов площадью 437,9 тыс. кв. м. Из них, 1134 жилых дома - деревянной конструкции с износом свыше 65 % площадью 270,8 тыс. кв. м, 232 жилых дома - каменной конструкции с износом свыше 70 % площадью 167,1 тыс. кв. м. По оперативным данным администраций районов города, в муниципальной собственности находится 1425 жилых домов общей площадью 708,1 тыс. кв. м с износом свыше 60 %, в которых проживает 21000 семей.
Эти данные не отражают реального состояния жилищного фонд в связи с тем, что инвентаризация проводилась балансодержателями или собственниками жилья по мере возникновения у них необходимости, то есть не в полном объеме и несвоевременно (в основном в 80 - 90 годах).
Большая часть граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, не имеет возможности самостоятельно приобрести жилье, соответствующее санитарным и техническим требованиям.
Мэрия проводит определенную работу по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания:
приняты меры по формированию внебюджетных средств для расселения ветхих и аварийных домов;
принята Программа реконструкции и модернизации жилищного фонда города на 2001 - 2005 годы;
создан маневренный жилищный фонд.
С 2000 по 2003 годы мэрией расселено 174 семьи, выделено 174 квартиры общей площадью 7830 кв. м. В настоящее время в стадии расселения находятся 11 ветхих муниципальных жилых домов.
Однако, принимаемых мер недостаточно. В связи с длительным сроком расселения часть расселенных домостроений не была снесена и дома заселены вновь. Отсутствует достаточная правовая база, необходимая для проведения работы по расселению и реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда. Нет законодательного определения понятий "ветхий" и "аварийный" жилищный фонд.
Для решения вышеперечисленных проблем:
принята Подпрограмма "Переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" (постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33);
утверждена областная целевая программа "Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010 годы".
Руководствуясь этими документами, разработана Программа переселения граждан, проживающих в г. Новосибирске, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004 - 2010 годы.
Программа содержит перспективный план работ по отдельным направлениям:
перечень домов, подлежащих расселению и сносу в рамках реализации экспериментальных проектов в 2004 годах (приложение 1 к программе);
объем финансирования программы на 2004 год (приложение 2 к программе);
план мероприятий программы на 2004 - 2010 годы (приложение 3 к программе).
3. Основные цели и задачи программы
Основными целями программы являются:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном муниципальном жилищном фонде, переселение в благоустроенное жилье граждан из аварийного жилищного фонда;
ликвидация аварийного муниципального жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2005 и не подлежащего ремонту и восстановлению.
Основными задачами программы являются:
формирование правового и методологического обеспечения процесса переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
проведение инвентаризации жилищного фонда с износом свыше 60 %. Создание реестра аварийного и ветхого жилищного фонда;
подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания;
разработка механизма привлечения внебюджетных средств для решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для постоянного проживания.
4. Сроки и этапы реализации программы
Реализация программы должна происходить поэтапно.
На первом этапе (2004 год) будут созданы необходимые методологические, правовые и организационные условия для реализации основных задач программы.
Второй этап программы (2005 - 2010 годы) будет посвящен реализации задач по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и ликвидации аварийного жилищного фонда:
В течение всего срока реализации программа должна быть взаимосвязана с другими реализуемыми программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда.
5. Программные мероприятия
5.1. На первом этапе реализации программы планируется:
5.1.1. Провести межведомственной комиссией, созданной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 552 "Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для постоянного проживания", инвентаризацию жилищного фонда города, имеющего износ свыше 60 %, при этом выделить две категории жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
5.1.2. Сформировать нормативную базу для предоставления жилья переселяемым гражданам:
разработать положение о маневренном фонде города, регулирующее порядок выделения жилых помещений для временного размещения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде города;
разработать положение о порядке переселения граждан из жилых помещений, находящихся в домах, подлежащих сносу, регулирующее порядок предоставления жилой площади при выселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
5.1.3. Составить реестр ветхих и аварийных жилых строений, уточнить объем такого жилья и численность проживающего в нем населения, определить очередность сноса аварийного жилья и предоставления жилья гражданам. При этом критерием для установления очередности сноса являются: заключения межведомственной комиссии, процент износа жилого здания, привлекательность территории с точки зрения инвестиционного строительства, требования плана развития города и т. п.
5.1.4. Сформировать перечень объектов, предназначенных для переселения граждан, определить объем финансирования с учетом цен на строительную продукцию, стоимости квартир на первичном и вторичном рынках жилья, степени готовности не завершенных строительством жилых домов. Главным критерием при этом является стоимость жилья, которая должна быть минимальной.
5.1.5. Разработать экспериментальные проекты расселения и сноса конкретных ветхих или аварийных жилых домов для отработки механизма реализации программы.
5.1.6. Привлечь и аккумулировать финансовые ресурсы для реализации программы.
По завершению первого этапа программы планируется составить сводный график переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сноса домов, план ресурсного обеспечения второго этапа программы, включающий финансовое обеспечение, в том числе требуемые инвестиции с распределением расходов по годам, статьям и источникам финансирования, срокам окупаемости.
5.2. На втором этапе реализации программы планируется:
5.2.1. Сформировать жилищный фонд для переселения граждан из домов, подлежащих сносу.
5.2.2. Осуществить поэтапное переселение жителей и снос аварийного жилищного фонда.
5.2.3. Подготовить освобожденные земельные участки для новой застройки и их конкурсной продажи или предоставления в долгосрочную аренду с учетом затрат на снос зданий и расселение граждан.
6. Ресурсное обеспечение программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Бюджетные ресурсы являются основными финансовыми источниками на первом этапе реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в дальнейшем их доля в финансировании этих программ будет сокращаться за счет привлечения внебюджетных средств.
К бюджетным ресурсам города относятся:
средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальных земель. Платежи от конкурсной продажи в собственность (или в долгосрочную аренду) престижных земельных участков под коммерческое строительство;
средства или жилая площадь, получаемые за счет предоставления земельных участков под новое строительство, на льготных условиях (наличие инженерной инфраструктуры, незавершенное строительство и т. д.);
средства, получаемые в результате использования муниципальной жилой недвижимости (плата за наем муниципального жилищного фонда и т. д.).
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования программы, относятся:
отчисления, передаваемые застройщиками при предоставлении земельных участков для строительства;
отчисления, передаваемые заказчиками реконструкции при проведение реконструкции нежилых помещений в жилые;
средства предприятий, организаций, заинтересованных в реализации программы;
денежные средства населения и т.д.
Предполагаемое соотношение объемов софинансирования второго этапа:
средства федерального бюджета - 25 %;
средства бюджетов Новосибирской области и города - 50 %;
внебюджетные источники - 25 %.
7. Оценка эффективности реализации программы
и контроль за ходом ее выполнения
В соответствии с целью программы основным критерием оценки ее эффективности должно стать количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда города.
В результате реализации программы к концу 2010 года все граждане, проживающие в муниципальном жилищном фонде города, признанном аварийным на 01.01.2005, должны быть переселены.
Вторым критерием эффективности реализации программы должен стать размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Контроль за ходом выполнения программы осуществляется мэрией, которая контролирует соблюдение порядка, сроков и очередности переселения, разрабатывает предложения по более эффективным методам решения задач, привлечению бюджетных и внебюджетных средств.
Администрации районов города устанавливают очередность сноса аварийных и ветхих домов на территории района, организуют и обеспечивают переселение граждан.
Управление программой производиться на основании ежегодных планов реализации по данной проблеме на уровне города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.