Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2016 г. N 1-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" о признании частично недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2014 г. N 77-э/7 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" (в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22 апреля 2015 г. N 20-э/2) по апелляционной жалобе агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 25 декабря 2015 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" Огневской Д.В., агентства по тарифам и ценам Архангельской области Носырева Н.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт", общество) обратилось в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2014 г. N 77-э/7 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" (в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22 апреля 2015 г. N 20-э/2) в части установления одноставочных тарифов на 2015 год, дифференцированных по подгруппам потребителей с учетом максимальной мощности энергопринимающих устройств: менее 150 кВт, от 150 кВт до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт.
Решением Архангельского областного суда от 25 декабря 2015 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, агентство по тарифам и ценам Архангельской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Представители открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания", прокуратуры Архангельской области, Федеральной антимонопольной службы России в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации и пояснения специалиста Федеральной антимонопольной службы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) в электроэнергетике - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках.
Согласно статье 23 названного Закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования). При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Как следует из материалов дела, ОАО "Оборонэнергосбыт" осуществляет покупку и реализацию электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках, производство и поставку (продажу) электрической энергии, деятельность по получению (покупке) электрической энергии (мощности) с оптового рынка.
ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретает электрическую энергию на розничном рынке электрической энергии и мощности у гарантирующего поставщика - открытого акционерного общества "Архэнергосбыт" (далее - ОАО "Архэнергосбыт") - по тарифам, утвержденным постановлением органа регулирования от 29 декабря 2014 г. N 77-э/10 (с учетом изменений от 27 февраля 2015 г.).
Постановлением от 22 апреля 2015 г. N 20-э/2 агентство по тарифам и ценам Архангельской области внесло изменения в постановление от 29 декабря 2014 г. N 77-э/7 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей", в том числе в приложения N 1 и N 2 в части указания средневзвешенной стоимости электрической энергии (мощности).
Указанные изменения обусловлены утратой ОАО "Оборонэнергосбыт" с 1 января 2015 г. статуса гарантирующего поставщика, в связи с чем орган регулирования включил в состав тарифа, помимо сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО "Архэнергосбыт", также собственные расходы ОАО "Оборонэнергосбыт" на реализацию (сбыт) электрической энергии (мощности).
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции сделал вывод о том, что указанные действия агентства по тарифам и ценам Архангельской области привели к необоснованному удорожанию тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на территории Архангельской области.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Пункт 73 Основ ценообразования содержит порядок расчета цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, которые дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования и представляют собой сумму следующих составляющих, определяемых для договоров энергоснабжения и купли-продажи в соответствии с методическими указаниями в том числе для договора купли-продажи: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, на оптовом и розничном рынках по регулируемым ценам (тарифам).
При этом затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают следующие расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке: сумма цен (тарифов) на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, за исключением услуг по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, одноставочный тариф для конечных потребителей представляет собой сумму следующих слагаемых:
средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности); сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
В рассматриваемом случае заявитель является энергосбытовой организацией, которая не является гарантирующим поставщиком в границах определенной зоны деятельности, но имеет собственные расходы на реализацию (сбыт) электрической энергии на данной территории, которые подлежат включению в размер средневзвешенной стоимости электрической энергии исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
С учетом положений пункта 73 Основ ценообразования составляющими установленных заявителю цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую покупателям Архангельской области, на 2015 год явились: средневзвешенная стоимость электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности), инфраструктурные платежи, сбытовая надбавка ОАО "Архэнергосбыт", а также расходы на реализацию (сбыт) электрической энергии ОАО "Оборонэнергосбыт".
Таким образом, общество освобождено от обязанности оплачивать приобретенную электрическую энергию по тарифам, установленным для гарантирующего поставщика с учетом сбытовой надбавки.
Довод ОАО "Оборонэнергосбыт" о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта является несостоятельным, поскольку внесение органом регулирования изменений в ранее принятое постановление обусловлено приведением его в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике в порядке пунктов 7 и 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 25 декабря 2015 г. отменить, апелляционную жалобу агентства по тарифам и ценам Архангельской области - удовлетворить.
В удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2014 г. N 77-э/7 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" (в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22 апреля 2015 г. N 20-э/2) в части установления одноставочных тарифов на 2015 год, дифференцированных по подгруппам потребителей с учетом максимальной мощности энергопринимающих устройств: менее 150 кВт, от 150 кВт до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2016 г. N 1-АПГ16-2
Текст определения официально опубликован не был