Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2016 г. N 199/503
"Об утверждении методики расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ"
Приказом Минтруда России и Минобрнауки России от 22 мая 2017 г. N 435а/447 настоящий приказ отменен
Приказываем:
Утвердить прилагаемую методику расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ.
Министр труда |
М.А. Топилин |
Министр образования и науки |
Д.В. Ливанов |
Методика
расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2016 г. N 199/503)
I. Общие положения
1. Настоящая методика устанавливает порядок расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах (далее - профессиональные кадры), в том числе инженерно-технических, и прогноза объемов их подготовки за счет бюджетных средств для целей реализации государственных программ (при наличии такой потребности).
2. В настоящей методике используются следующие термины:
базовый год (t) - текущий год;
прогнозный период (t+n) - период реализации соответствующего мероприятия государственной программы, следующий за базовым годом;
потребность в профессиональных кадрах (ПД) - среднесписочная численность работников, необходимая для приема на вновь создаваемые и незанятые (вакантные) рабочие места, а также на замену выбывающих работников;
дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие (ПР) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на вновь создаваемые рабочие места;
дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий (ПВ) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на незанятые (вакантные) рабочие места;
дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену (ПЗ) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на существующие рабочие места взамен выбывающих работников;
прогноз объемов подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств - подготовка предложений по определению объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет ассигнований федерального бюджета.
3. Потребность в профессиональных кадрах определяется с использованием Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) с выделением данных по инженерно-техническим кадрам.
4. Потребность в профессиональных кадрах определяется в среднегодовом исчислении (за каждый год отдельно).
II. Определение потребности в профессиональных кадрах
5. Потребность в профессиональных кадрах определяется на основе ретроспективных данных о профессионально-квалификационной структуре рабочих мест и поло-возрастной структуре работников за 3 и более предшествующих года, стратегических документов, определяющих приоритеты развития в сфере реализации соответствующей государственной программы, сведений о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах.
6. Потребность в профессиональных кадрах определяется последовательно для каждого года прогнозного периода (t+n).
7. Потребность в профессиональных кадрах в t+n году прогнозного периода определяется по формуле:
(1),
где:
ПД - потребность в профессиональных кадрах,
ПР - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие,
ПВ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий,
ПЗ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену,
t+n - прогнозный период.
8. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие определяется по формуле:
(2),
где:
ПР - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие,
- среднегодовое количество создаваемых новых рабочих мест,
t+n - прогнозный период.
9. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий определяется на основе ретроспективных данных о наличии вакансий за 3 и более предшествующих года. При незначительном удельном весе незанятых (вакантных) рабочих мест в среднесписочной численности работников (3% и менее) данный показатель может не учитываться при определении потребности в профессиональных кадрах.
Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий определяется по формуле:
(3),
где:
ПВ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий,
СС - среднесписочная численность работников,
ДВср - среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,
KB - поправочный коэффициент, определяемый экспертным путем,
t+n - прогнозный период.
10. Среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде определяется по формуле:
(4),
где:
ДВср - среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,
ДВ - значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников,
t - базовый год,
m - количество лет ретроспективного периода.
11. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену определяется на основе ретроспективных данных о возрастной структуре работников и данных об увольнениях в связи с выходом на пенсию за 3 и более предшествующих года по следующей формуле:
(5),
где:
ЧП - численность работников, выбывающих в связи с выходом на пенсию,
СС - среднесписочная численность работников,
ДПср - среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,
КП - поправочный коэффициент, определяемый экспертным путем. Значение КП зависит от изменений половозрастной структуры работников и вероятности выхода на пенсию после достижения пенсионного возраста в соответствующем возрастном интервале,
t+n - прогнозный период.
12. Среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде определяется по следующей формуле:
(6),
где:
ДПср - среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,
ДП - значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников,
t - базовый год,
m - количество лет ретроспективного периода.
13. Для определения дополнительной потребности в профессиональных кадрах на развитие, замещение вакансий, замену могут использоваться методы экономико-математического моделирования, статистические методы, методы экстраполяции, нормативный, штатный, балансовый и иные методы, учитывающие специфику отрасли, в которой реализуется соответствующая государственная программа.
14. Результаты расчета потребности в профессиональных кадрах заносятся в таблицу, форма которой приведена в приложении N 1 к настоящей методике:
в графе "всего" указывается значение потребности в профессиональных кадрах в t+n году прогнозного периода (ПД t+n);
в графе "на развитие" указывается значение дополнительной потребности в кадрах на развитие в t+n году прогнозного периода ();
в графе "на замену" указывается значение дополнительной потребности в кадрах на развитие в t+n году прогнозного периода ().
III. Прогноз объемов подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств
15. Сведения о потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля, содержащиеся в таблице, приведенной в приложении N 1 к настоящей методике, дезагрегируются по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, перечень которых приведен в приложении N 2 к настоящей методике. Дезагрегированные данные заносятся в сводную таблицу потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, форма которой приведена в приложении N 3 к настоящей методике.
16. Сведения о потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, содержащиеся в таблице, приведенной в приложении N 3 к настоящей методике, учитываются при подготовке предложений по определению объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном Правилами установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. N 285.
Приложение N 1
к методике расчета основных параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. N 199/503
Форма
Сведения о потребности в профессиональных кадрах, в том числе инженерно-технических, для реализации
мероприятия ____________________________________________________________________________________________ (номер и наименование мероприятия государственной программы) основного мероприятия __________________________________________________________________________________ (номер и наименование основного мероприятия государственной программы) подпрограммы ___________________________________________________________________________________________ (номер и наименование подпрограммы государственной программы)
(человек) | ||||||||||||
Наименования занятий по ОКЗ |
Код по ОКЗ |
Среднесписочная численность работников в базовом году (t) |
Потребность в профессиональных кадрах в прогнозном периоде |
|||||||||
t+1 |
... |
t+n лет |
||||||||||
всего |
из нее |
всего |
из нее |
всего |
из нее |
|||||||
на развитие |
на замену |
на развитие |
на замену |
на развитие |
на замену |
|||||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руководители |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалисты высшего уровня квалификации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в том числе: специалисты в области науки и техники, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
физики, химики и специалисты родственных занятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
специалисты в области техники, исключая электротехников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
инженеры-электротехники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
архитекторы, проектировщики, топографы и дизайнеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
специалисты в области здравоохранения, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
из них: врачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
специалисты по медицинскому уходу и акушерству |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
специалисты в области образования, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
из них: профессорско-преподавательский состав университетов и других образовательных организаций высшего образования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
педагогические работники профессиональных образовательных организаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
педагогические работники общеобразовательных организаций (среднее общее образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
педагогические работники дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций (дошкольное и начальное общее образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
специалисты в сфере бизнеса и администрации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
специалисты по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
специалисты среднего уровня квалификации, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в том числе: специалисты-техники в области науки и техники, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
техники в области физических и технических наук |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
мастера (бригадиры) на производстве и в строительстве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
техники (операторы) по управлению технологическими процессами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
специалисты-техники по управлению и эксплуатации водных и воздушных судов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
средний медицинский персонал здравоохранения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
средний специальный персонал по экономической и административной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
средний специальный персонал в области правовой, социальной работы, культуры, спорта и родственных занятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
специалисты-техники в области информационно-коммуникационных технологий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в том числе: служащие общего профиля и обслуживающие офисную технику |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
служащие сферы обслуживания населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
служащие в сфере обработки числовой информации и учета материальных ценностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
другие офисные служащие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в том числе: работники сферы индивидуальных услуг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
продавцы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
работники, оказывающие услуги по индивидуальному уходу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в том числе: квалифицированные работники сельского хозяйства, производящие товарную продукцию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
товарные производители лесной и рыбной продукции и охотники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
квалифицированные работники сельского хозяйства, рыболовства, охотники и сборщики урожая, производящие продукцию для личного потребления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в том числе: рабочие, занятые в строительстве, и рабочие родственных занятий (за исключением электриков) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
рабочие, занятые в металлообрабатывающем и машиностроительном производстве, механики и ремонтники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
рабочие, занятые изготовлением прецизионных инструментов и приборов, рабочие художественных промыслов и полиграфического производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
рабочие в области электротехники и электроники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
рабочие пищевой, деревообрабатывающей, текстильной и швейной промышленности и рабочие родственных занятий, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
из них: рабочие пищевой промышленности и рабочие родственных занятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
рабочие ручного труда, производящие одежду и обувь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
операторы производственных установок и машин, сборщики и водители, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в том числе: операторы промышленных установок и стационарного оборудования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
сборщики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
водители и операторы подвижного оборудования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
неквалифицированные рабочие, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в том числе: уборщики и прислуга |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
неквалифицированные рабочие сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности, строительстве, обрабатывающей промышленности и на транспорте, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
из них: неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности и строительстве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
неквалифицированные рабочие, занятые в обрабатывающей промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
неквалифицированные рабочие, занятые на транспорте и в хранении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
помощники в приготовлении пищи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
уличные торговцы и другие неквалифицированные работники, оказывающие различные уличные услуги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
неквалифицированные работники по сбору мусора и другие неквалифицированные работники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
военнослужащие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Позиции с кодами ОКЗ 211, 214, 215, 216, 25, 311, 312, 313, 315, 35 соответствуют инженерно-техническим специальностям
Приложение N 2
к методике расчета основных параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. N 199/503
Перечень
укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки"
N п/п |
Наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки"* |
Коды укрупненных групп специальностей и направлений подготовки |
1. |
Архитектура |
07.00.00 |
2. |
Техника и технологии строительства |
08.00.00 |
3. |
Информатика и вычислительная техника |
09.00.00 |
4. |
Информационная безопасность |
10.00.00 |
5. |
Электроника, радиотехника и системы связи |
11.00.00 |
6. |
Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии |
12.00.00 |
7. |
Электро- и теплотехника |
13.00.00 |
8. |
Ядерная энергетика и технологии |
14.00.00 |
9. |
Машиностроение |
15.00.00 |
10. |
Физико-технические науки и технологии |
16.00.00 |
11. |
Оружие и системы вооружения |
17.00.00 |
12. |
Химические технологии |
18.00.00 |
13. |
Промышленная экология и биотехнологии |
19.00.00 |
14. |
Техносферная безопасность и природообустройство |
20.00.00 |
15. |
Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия |
21.00.00 |
16. |
Технологии материалов |
22.00.00 |
17. |
Техника и технологии наземного транспорта |
23.00.00 |
18. |
Авиационная и ракетно-космическая техника |
24.00.00 |
19. |
Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники |
25.00.00 |
20. |
Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта |
26.00.00 |
21. |
Управление в технических системах |
27.00.00 |
22. |
Нанотехнологии и наноматериалы |
28.00.00 |
23. |
Технологии легкой промышленности |
29.00.00 |
* В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российский Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), и перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российский Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861).
Приложение N 3
к методике расчета основных параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. N 199/503
Форма
Сводная таблица потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования | |||||||||
Номер мероприятия государственной программы |
Код по ОКЗ |
Код укрупненной группы специальностей и направлений подготовки |
Наименование укрупненной группы специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки" |
Уровень образования (высшее/среднее профессиональное) |
Потребность в профессиональных кадрах в прогнозном периоде (человек) |
||||
t+1 |
... |
t+n лет |
|||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
... |
n |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Итого специалистов с высшим образованием |
|
|
|
||||||
в том числе по специальностям |
|
X |
|
|
|
||||
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
||
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
||
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
||
Итого специалистов со средним специальным образованием |
|
|
|
||||||
в том числе по специальностям |
|
X |
|
|
|
||||
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
||
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
||
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
Рекомендации по заполнению
1. Графы А и Б сводной таблицы заполняются по данным таблицы приложения N 1 к методике расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ (далее - Методика) последовательно по каждому мероприятию государственной программы и коду ОКЗ (только для кодов 211, 214, 215, 216, 25, 311, 312, 313, 315, 35).
2. В графах В и Г сводной таблицы указываются код и наименование укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (согласно приложению N 2 к Методике), по которым имеется потребность в кадрах, соответствующая коду ОКЗ, указанному в графе Б сводной таблицы.
3. В графе Д сводной таблицы указывается уровень образования (высшее или среднее специальное), требуемый для укрупненной группы специальностей и направлений подготовки, указанной в графе Г сводной таблицы.
4. В графах 1 - n сводной таблицы указывается потребность в профессиональных кадрах соответствующей специальности и уровня образования, указанных в графах Г и Д сводной таблицы.
5. В конце сводной таблицы подводятся сводные итоги по каждому коду специальности раздельно для высшего и среднего профессионального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлен порядок расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах, в том числе инженерно-технических, и прогноза объемов их подготовки за счет бюджетных средств для целей реализации госпрограмм (при наличии такой потребности).
Потребность в профессиональных кадрах определяется с использованием Общероссийского классификатора занятий с выделением данных по инженерно-техническим специальностям.
Она устанавливается в среднегодовом исчислении (за каждый год отдельно).
Учитываются ретроспективные данные о профессионально-квалификационной структуре рабочих мест и поло-возрастной структуре работников за 3 и более предшествующих года, стратегические документы, определяющие приоритеты развития в сфере реализации соответствующей госпрограммы, сведения о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2016 г. N 199/503 "Об утверждении методики расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ"
Текст приказа опубликован в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2016 г., N 6
Приказом Минтруда России и Минобрнауки России от 22 мая 2017 г. N 435а/447 настоящий приказ отменен