Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51)
"Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом"
(утв. постановлением Госстандарта России от 27 февраля 2004 г. N 73-ст)
Uniform provisions concerning the approval of motor vehicles having at least four wheels with regard to their noise emissions
Дата введения - 1 января 2005 г.
Взамен ГОСТ Р 41.51-99
Курсив в тексте не приводится
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"
Сведения о стандарте
1 Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
2 Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России
3 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 27 февраля 2004 г. N 73-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 51 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом". Regulation N 51 "Uniform provisions concerning the approval of motor vehicles having at least four wheels with regard to their noise emissions" с поправками серии 02. При этом дополнительные слова (фразы, раздел 1а, приложения А, К), включенные в текст стандарта для учета особенности национальной стандартизации, выделены курсивом
5 Взамен ГОСТ Р 41.51-99
1 Область применения
Настоящий стандарт применяют при сертификации транспортных средств (далее - ТС), имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом.
1а Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.28-99 (Правила ЕЭК ООН N 28) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения звуковых сигнальных приборов и автомобилей в отношении их звуковой сигнализации
ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН N 85) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий М и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги.
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ИСО 612:1978 Транспорт дорожный. Размеры автомобилей и тягачей с прицепами. Термины и определения
МЭК 651:1979 Шумомеры
МЭК 942:1998 Электроакустика. Калибраторы звука
ИСО 2416:1992 Автомобили легковые. Распределение масс
ИСО 10534:1996 Акустика. Определение коэффициента звукопоглощения и акустического импеданса в импедансных трубках. Части 1, 2
ИСО 10844:1994 Акустика. Требования к испытательным путям для измерения уровня шума, производимого дорожным транспортом
Директива 70/157/EEC Допустимый уровень звука и требования к выпускным системам транспортных средств с двигателем
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 сертификация транспортного средства: Процедура подтверждения соответствия типа транспортного средства в отношении требований настоящего стандарта в связи с производимым им шумом.
2.2 тип транспортного средства: ТС, не имеющие существенных различий в отношении следующих характеристик:
2.2.1 формы или материалов кузова (в частности, отсека двигателя и его звукоизоляции);
2.2.2 длины и ширины ТС;
2.2.3 типа двигателя (с принудительным зажиганием или с воспламенением от сжатия, двухтактного или четырехтактного, поршневого или роторного), количества и объема цилиндров, количества и типа карбюраторов или систем впрыска, расположения клапанов, максимальной мощности и соответствующей частоты (частот) вращения двигателя или типа электродвигателя;
2.2.4 системы трансмиссии, числа передач и передаточных чисел;
2.2.5 системы снижения шума, как определено в 2.3 и 2.4;
2.2.6 независимо от требований 2.2.2 и 2.2.4 ТС, не относящиеся к категориям и *(1), имеющие двигатели одного типа и/или различные общие передаточные числа, могут рассматриваться как ТС одного типа.
Если указанные различия требуют применения другого метода испытания, то эти различия предполагают изменение типа.
2.3 система снижения шума: Полный комплект элементов, необходимых для снижения шума, производимого ТС и его выпускной системой.
2.4 системы снижения шума разных типов: Системы снижения шума, существенно отличающиеся от исходной, например:
2.4.1 элементы системы снижения шума, указанные в 4.1, имеют различные фабричные и торговые марки;
2.4.2 характеристики материалов, из которых изготовлен какой-либо элемент системы, отличаются от исходных, или элементы системы имеют иную форму или размер, причем изменение способа нанесения покрытия (гальванизация, нанесение слоя алюминия и т.д.) не означает изменения типа;
2.4.3 принцип работы хотя бы одного элемента системы является иным;
2.4.4 элементы системы соединяются разными способами;
2.4.5 число глушителей впуска и/или выпуска различное.
2.5 элемент системы снижения шума: Одна из составных частей системы снижения шума.
К этим элементам относят выпускные трубопроводы, резонатор (резонаторы), собственно глушитель (глушители) и т.п.
2.5.1 Воздушный фильтр рассматривают в качестве элемента в том случае, если его наличие необходимо для соблюдения установленных пределов уровня звука.
2.5.2 Коллекторы не рассматривают в качестве элементов системы снижения шума.
2.6 максимальная масса: Технически допустимая максимальная масса, объявленная предприятием-изготовителем.
2.7 мощность двигателя: Мощность двигателя в киловаттах (ЕЭК)*(2).
3 Заявка на сертификацию
3.1 Заявку на получение сертификата соответствия типа ТС в связи с производимым им шумом подает предприятие-изготовитель ТС или его уполномоченный представитель.
3.2 К заявке должен быть приложен информационный документ в трех экземплярах в соответствии с приложением А.
3.3 Для ТС, указанных в 2.2.6, испытательная лаборатория, уполномоченная проводить испытания для сертификации, по согласованию с предприятием-изготовителем выбирает в качестве репрезентативного для соответствующего типа ТС наименьшей снаряженной массой и наименьшей длиной, а также соответствующее Г.3.1.2.3.2.3 (приложение Г).
3.4 По просьбе испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации, предприятие-изготовитель ТС представляет также образец системы снижения шума и двигатель такого же объема цилиндров и расчетной максимальной мощности, как и двигатель, установленный на ТС, в отношении которого подается заявка на сертификацию транспортного средства.
3.5 Орган по сертификации до выдачи сертификата должен проверить наличие удовлетворительных мер по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства.
4 Предоставление сертификата соответствия
4.1 Если ТС, представленное на сертификацию на основании настоящего стандарта, соответствует требованиям разделов 6 и 7, то данное ТС считают сертифицированным.
4.2 На каждый сертифицированный тип выдается сертификат соответствия, в котором указывают обозначение стандарта (ГОСТ Р 41.51) и серию поправок, соответствующих последним техническим изменениям, внесенным в Правила ЕЭК ООН N 51 к моменту сертификации (в настоящее время 02, что соответствует поправкам серии 02).
4.3 В качестве приложения к сертификату соответствия должна быть включена информация (приложение Б), представляемая предприятием, сделавшим заявку на сертификацию, на листах максимальным форматом А4 (210 х 297 мм) или кратным ему форматом в масштабе 1:1.
5 Маркировка
5.1 На элементах системы снижения шума, исключая крепежные детали и трубопроводы, должны быть проставлены:
5.1.1 фабричная или торговая марка предприятия-изготовителя системы снижения шума и ее элементов;
5.1.2 торговое обозначение, присвоенное предприятием-изготовителем;
5.1.3 знак соответствия по ГОСТ Р 50460;
обозначение настоящего стандарта.
5.2 На каждом ТС, соответствующем сертифицированному на соответствие настоящему стандарту, на видном и легкодоступном месте, указанном в сертификате соответствия и в приложении к нему, должна быть проставлена маркировка.
5.3 Маркировку проставляют на прикрепляемой предприятием-изготовителем табличке, на которой приводят характеристики ТС, или рядом с ней.
5.4 Примеры маркировки приведены в приложении В.
5.5 На элементе может быть проставлено несколько знаков соответствия, если он был сертифицирован в качестве элемента нескольких сменных систем снижения шума.
5.6 Маркировка должна быть четкой и нестираемой даже после установки.
6 Технические требования
В качестве альтернативы требованиям, изложенным в настоящем разделе, предприятия-изготовители ТС, выпускающие в обращение на рынок Российской Федерации не более 20000 ТС в год, могут получать сертификат соответствия на основании соответствующих технических требований, указанных в Директиве ЕС 70/157/ЕЕС от 06.02.1970 г. "Допустимый уровень звука и требования к выпускным системам транспортных средств с двигателем*(3), с поправкой 1999/101/ЕС*(4) от 15.12.1999 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названной Директивы следует читать как "Директиве ЕС 70/157/ЕЭС"
6.1 Общие требования
6.1.1 ТС, его двигатель и система снижения шума должны быть спроектированы, сконструированы и собраны таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и вибрации, которой они могут подвергаться, ТС соответствовало требованиям настоящего стандарта.
6.1.2 Система снижения шума должна быть устойчивой к коррозии, воздействию которой она подвергается в условиях использования ТС.
6.2 Требования, касающиеся уровня звука
6.2.1 Методы измерения
6.2.1.1 Измерение шума, производимого представленным на сертификацию соответствия ТС, проводится с использованием методов, приведенных в приложении Г, для ТС, находящегося в движении, и для ТС, находящегося в неподвижном состоянии*(5). При наличии ТС, приводимого в движение с помощью электродвигателя, производимый им шум измеряют только в движении.
ТС максимально допустимой массой свыше 2800 кг дополнительно подвергают испытанию на измерение уровня звука, производимого сжатым воздухом, в неподвижном состоянии в соответствии с требованиями, приведенными в приложении Е, в том случае, если соответствующее тормозное оборудование является частью ТС.
6.2.1.2 Значения, полученные в результате измерений, указанных в 6.2.1.1, должны быть внесены в протокол испытания и в приложение к сертификату соответствия, форма которого приведена в приложении Б.
6.2.2 Пределы уровня звука
6.2.2.1 При условии соблюдения требований, приведенных в 6.2.2.2, уровень звука, производимого ТС и измеренного в соответствии с методом, приведенным в Г.3.1 (приложение Г), не должен превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Категория ТС |
Уровень звука, дБ А |
|
6.2.2.1.1 |
ТС для перевозки пассажиров, которые могут иметь не более девяти сидячих мест, включая место водителя |
|
|
74 |
|
6.2.2.1.2 |
ТС для перевозки пассажиров, которые имеют более девяти сидячих мест, включая место водителя, и максимально разрешенная масса которых превышает 3,5 т, с двигателем мощностью; |
|
6.2.2.1.2.1 |
менее 150 кВт (ЕЭК) |
78 |
6.2.2.1.2.2 |
150 кВт (ЕЭК) и более |
80 |
6.2.2.1.3 |
ТС для перевозки пассажиров, которые имеют более девяти сидячих мест, включая место водителя, ТС для перевозки грузов с максимально разрешенной массой: |
|
6.2.2.1.3.1 |
не более 2 т |
76 |
6.2.2.1.3.2 |
от 2 т до 3,5 т |
77 |
6.2.2.1.4 |
ТС для перевозки грузов максимально разрешенной массой более 3,5 т с двигателем мощностью: |
|
6.2.2.1.4.1 |
менее 75 кВт (ЕЭК) |
77 |
6.2.2.1.4.2 |
от 75 кВт (ЕЭК) до 150 кВт (ЕЭК) |
78 |
6.2.2.1.4.3 |
150 кВт (ЕЭК) и более |
80 |
6.2.2.2 Однако
6.2.2.2.1 для указанных в 6.2.2.1.1 и 6.2.2.1.3 типов ТС, оборудованных двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия и непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания, предельные значения увеличиваются на 1 дБ А;
6.2.2.2.2 для ТС, предназначенных для использования в условиях бездорожья*(6) и имеющих максимально разрешенную массу более 2 т, предельные значения увеличиваются:
6.2.2.2.2.1 на 1 дБ А - для двигателя мощностью менее 150 кВт (ЕЭК);
6.2.2.2.2.2 на 2 дБ А - для двигателя мощностью 150 кВт (ЕЭК) или более.
6.2.2.2.2.3 для ТС, указанных в 6.2.2.1.1, с коробкой передач, имеющей более четырех передач переднего хода, и двигателем максимальной мощностью более 140 кВт (ЕЭК) и соотношением максимальной мощности и максимальной массы более 75 кВт/т, предельные значения увеличиваются на 1 дБ А, если скорость, при которой задняя часть ТС пересекает линию ВВ на третьей передаче, превышает 61 км/ч.
6.3 Технические требования, предъявляемые к системам выпуска, содержащим волокнистые материалы
6.3.1 Требования приведены в приложении Д.
7 Изменение типа транспортного средства
7.1 Любое изменение типа ТС доводят до сведения органа по сертификации, который предоставил сертификат соответствия. Орган по сертификации может:
7.1.1 либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительных отрицательных последствий и в любом случае данное ТС удовлетворяет требованиям настоящего стандарта;
7.1.2 либо потребовать дополнительный протокол испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания.
8 Соответствие производства
8.1 ТС, сертифицированные на основании настоящего стандарта, должны соответствовать сертифицированному типу, удовлетворяя требования, изложенные в разделе 6.
8.2 Для проверки выполнения требований 8.1 необходимо проводить соответствующий контроль производства.
8.3 Владелец сертификата соответствия должен, в частности:
8.3.1 обеспечить принятие мер для эффективного контроля качества продукции;
8.3.2 иметь доступ к необходимому контрольному оборудованию для проверки соответствия каждого сертифицированного типа;
8.3.3 обеспечить регистрацию данных результатов испытаний и хранение прилагаемых документов в течение периода времени, согласованного с органом по сертификации;
8.3.4 анализировать результаты каждого вида испытаний в целях проверки и поддержания стабильных характеристик продукции с учетом отклонений, допускаемых в условиях промышленного производства;
8.3.5 обеспечить, чтобы продукция каждого типа подвергалась, по крайней мере, испытаниям, приведенным в приложении Ж;
8.3.6 обеспечить, чтобы в случае несоответствия производства, обнаруженного при проведении испытания данного типа на любой выборке образцов или испытуемых деталей, была отобрана новая выборка образцов и проведены новые испытания. Должны быть приняты все необходимые меры для восстановления соответствия производства.
8.4 Орган по сертификации, выдавший сертификат на данный тип, может в любое время проверить соответствие применяемых методов контроля на каждом участке производства.
8.4.1 При каждой проверке инспектору должны быть представлены протоколы испытаний и производственные журналы технического контроля.
8.4.2 Инспектор может произвести произвольную выборку образцов, проверка которых проводится в лаборатории предприятия-изготовителя. Минимальное число образцов может быть определено на основании результатов, полученных при проверке самим предприятием-изготовителем.
8.4.3 Если качество является неудовлетворительным или представляется необходимым проверить правильность испытаний, проведенных в соответствии с 8.4.2, инспектор отбирает образцы, которые отсылают в испытательную лабораторию, проводившую испытания для сертификата соответствия данного типа.
8.4.4 Орган по сертификации может организовать проведение любого испытания, предписываемого настоящим стандартом.
8.4.5 Орган по сертификации предписывает, как правило, проводить одну проверку в два года. При получении отрицательных результатов в ходе одной из проверок орган по сертификации предпринимает все необходимые меры для восстановления соответствия производства.
9 Меры, предпринимаемые при выявлении несоответствия производства
9.1 Сертификат соответствия ТС, предоставленный на основании настоящего стандарта, может быть отменен, если не соблюдаются указанные выше требования.
9.2 Аннулирование сертификата соответствия ТС проводится в соответствии с процедурами, установленными в "Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации"*(7).
10 Окончательное прекращение производства
Если владелец сертификата соответствия окончательно прекращает производство какого-либо типа ТС, сертифицированного на основании настоящего стандарта, он должен информировать об этом орган, предоставивший сертификат соответствия. Орган по сертификации направляет в Государственный реестр копию сертификата соответствия, на котором внизу должна быть отметка "ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО" и проставлены подпись и дата.
_______________________________
*(1) В соответствии с определениями, приведенными в ГОСТ Р 52051.
*(2) Измеряется в соответствии с методом ЕЭК на основании ГОСТ Р 41.85 (Правила ЕЭК ООН N 85).
*(3) Опубликовано в Official Journal N L42 от 23.02.1970.
*(4) Опубликовано в Official Journal N L334 от 28.12.1999.
*(5) Испытание ТС, находящегося в неподвижном состоянии, проводят для установления контрольного значения, необходимого для контроля ТС, находящихся в эксплуатации.
*(6) В соответствии с определениями, приведенными в ГОСТ Р 52051
*(7) Принят Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15
_______________________________
*(1) Если часть конструкции была сертифицирована, ее не требуется описывать. Аналогично не требуется описывать ту часть конструкции, которая ясна из приложенных схем или чертежей. В каждом пункте, к которому прилагают чертежи или фотографии, указывают номера соответствующих приложенных документов.
*(2) Если средства идентификации типа содержат символы, не требуемые для идентификации транспортного средства, компонента или отдельного технического узла, охватываемого данным информационным документом, такие символы должны быть представлены в документации знаком "?" (например, АВС??123??).
*(3) Классификация в соответствии с определениями, приведенными в ГОСТ Р 52051.
*(4) Для ТС, предназначенных для использования в условиях бездорожья в соответствии с определениями, приведенными в ГОСТ Р 52051.
*(5) Если одна модификация с обычной кабиной, а другая со спальной кабиной, необходимо указать массы и размеры для обеих модификаций.
*(6) ИСО 612.
*(7) Массу водителя принимают равной 75 кг (в том числе 68 кг для человека и 7 кг личных вещей в соответствии с ИСО 2416), топливный бак считается заполненным на 90%, а другие емкости, содержащие жидкости (за исключением использованной воды), на 100% вместимости, определенной изготовителем.
*(8) Для ТС, предназначенных для использования в условиях бездорожья.
*(9) В случае нетрадиционных двигателей и систем изготовитель должен указать эквивалентные данные.
*(10) Ненужное зачеркнуть.
*(11) Определяют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 41.85.
*(12) Параметры должны быть указаны для всех предлагаемых вариантов.
*(13) Допускается 5%-ное отклонение.
_______________________________
*(1) Номер сертификата соответствия по Госреестру.
*(2) Если используют другой тип двигателя, необходимо отметить.
*(3) Ненужное зачеркнуть.
*(4) Значения результатов измерений приводят с понижением на 1 дБ А в соответствии с 6.2.2.1.
_______________________________
* При получении официального утверждения на соответствие Правилам ЕЭК ООН маркировка осуществляется знаком официального утверждения по приложению 2 к Правилам ЕЭК ООН N 51.
** Ссылка на ГОСТ Р 41.28 приведена в качестве примера.
_______________________________
*(1) В соответствии с определениями, приведенными в ГОСТ Р 52051.
*(2) Где n = 2 для ТС, мощность двигателя которых не превышает 225 кВт (ЕЭК);
n = 3 для ТС, мощность двигателя которых превышает 225 кВт (ЕЭК).
*(3) Отношение х/n не является целым числом, следует использовать ближайшую более высокую передачу
*(4) Все транспортные средства, оборудованные автоматической коробкой передач.
*(5) Режим в автоматической коробке передач, автоматически переключающий ее на более низкую передачу при резком нажатии на педаль подачи топлива
*(6) Разброс результатов между заездами можно сократить, если на холостом ходу при выключенной передаче выдерживать интервал между ними 1 мин; поскольку это стабилизирует рабочую температуру ТС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51) "Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом" (утв. постановлением Госстандарта России от 27 февраля 2004 г. N 73-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию ИПК Издательство стандартов, Москва, 2004 г.
Дата введения - 1 января 2005 г.
Приказом Росстандарта от 19 июля 2018 г. N 420-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 сентября 2018 г.