В целях реализации требований статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также статьи 34 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Разъяснения
порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 11 мая 2016 г. N 6/51-7)
Настоящие Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее - Разъяснения) подготовлены на основе положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
В настоящих Разъяснениях для единообразного применения законодательства Российской Федерации о выборах, в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" даются пояснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее - Государственная Дума седьмого созыва), осуществляющих наблюдение индивидуально, в составе группы наблюдателей, а также в составе международной миссии по наблюдению.
1. Общие положения
1.1. К иностранным (международным) наблюдателям по смыслу настоящих Разъяснений относятся лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, наделенные правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва.
Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", и при наличии приглашения, указанного в пунктах 2.1 и 2.2 настоящих Разъяснений, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
1.2. К международным организациям по смыслу настоящих Разъяснений относятся:
- межгосударственные, межправительственные организации - в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров, Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";
- международные ассоциации организаторов выборов.
Международные общественные объединения в соответствии со статьей 47 Федерального закона "Об общественных объединениях" не относятся к категории международных организаций.
1.3. Иностранной организацией применительно к данным Разъяснениям является государственный орган иностранного государства или иностранная некоммерческая организация с объемом правоспособности, позволяющим осуществлять международное наблюдение на территории Российской Федерации. Юридический статус и правоспособность иностранных организаций подтверждаются документами, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны, в которой они учреждены.
1.4. В соответствии с нормами международного права иностранные или международные организации (их отделения, бюро и т.д.) могут быть зарегистрированы и находиться как за пределами территории Российской Федерации, так и непосредственно на территории Российской Федерации.
1.5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва.
1.6. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.
2. Порядок приглашения и аккредитации иностранных (международных) наблюдателей
2.1. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва.
2.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах, в том числе международным ассоциациям организаторов выборов.
2.3. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека.
2.4. Для аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва претендент на статус иностранного (международного) наблюдателя направляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявление на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя установленной формы, включая анкету на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя (приложение N 1), копию приглашения, полученного от любого органа или лица, указанных в пункте 2.1 настоящих Разъяснений, копию документа, удостоверяющего личность.
2.5. Орган, уполномоченный приглашать иностранных (международных) наблюдателей, после проверки поступивших от претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя документов, перечисленных в пункте 2.4 настоящих Разъяснений, вправе передать их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для аккредитации.
2.6. Документы, перечисленные в пункте 2.4 настоящих Разъяснений, должны быть представлены в ЦИК России не позднее чем за десять дней до дня голосования. Документы, поступившие с нарушением указанного срока, к рассмотрению не принимаются.
2.7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при соответствии поступивших документов установленным требованиям аккредитует претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя в качестве иностранного (международного) наблюдателя и выдает удостоверение иностранного (международного) наблюдателя (приложение N 2).
Удостоверение оформляется на трехцветном (бело-сине-красном) бланке размером 135х90 мм. В удостоверении иностранного (международного) наблюдателя на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва указываются наименование выборов, номер удостоверения, фамилия, имя иностранного (международного) наблюдателя, название представляемой страны и/или организации, дата аккредитации, а также ставится подпись Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, скрепленная голограммой круглой гербовой печати Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Удостоверение иностранного (международного) наблюдателя действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Удостоверение иностранного (международного) наблюдателя - документ, удостоверяющий его статус. Такое удостоверение дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и до дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва.
2.8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не осуществляет аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя и не выдает удостоверение иностранного (международного) наблюдателя в случаях:
- отсутствия правоспособности у иностранной (международной) организации, направившей иностранного (международного) наблюдателя, осуществлять наблюдение на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва в Российской Федерации;
- непредставления претендентом на статус иностранного (международного) наблюдателя документов, установленных пунктом 2.4 настоящих Разъяснений, либо представления их с неполными или недостоверными сведениями;
- если уставные цели иностранной (международной) организации или цели пребывания на территории Российской Федерации и деятельность иностранной (международной) организации либо ее представителя противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, создают угрозу суверенитету, безопасности, территориальной целостности, национальному единству и национальным интересам Российской Федерации;
- если ранее у претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя была отозвана аккредитация в качестве иностранного (международного) наблюдателя на территории Российской Федерации в связи с нарушением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права;
- если в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя вынесено (принято) решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации.
3. Гарантии деятельности и права иностранных (международных) наблюдателей
3.1. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", иными федеральными законами.
3.2. Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории Российской Федерации находится под покровительством Российской Федерации. Избирательные комиссии всех уровней, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать ему необходимое содействие в пределах своей компетенции.
3.3. Иностранные (международные) наблюдатели вправе:
3.3.1. Встречаться с кандидатами в депутаты Государственной Думы седьмого созыва, представителями избирательных комиссий, политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями.
3.3.2. Иметь доступ ко всем документам (не затрагивающим интересы национальной безопасности и не содержащим информацию конфиденциального характера), регулирующим избирательный процесс, получать от избирательных комиссий необходимую информацию и копии протоколов участковой и территориальной избирательных комиссий об итогах голосования, копии протоколов окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу и об итогах голосования по федеральному избирательному округу.
3.3.3. Находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период с момента начала работы участковой комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, при повторном подсчете голосов избирателей.
3.3.4. Знакомиться со списком избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования.
3.3.5. Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.
3.3.6. Знакомиться с порядком работы технических средств подсчета голосов избирателей (комплексов обработки избирательных бюллетеней, комплексов для электронного голосования) и наблюдать за их использованием избирательной комиссией в день голосования.
3.3.7. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период с момента начала работы участковой комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования.
3.3.8. Визуально знакомиться с погашенными, неиспользованными и испорченными избирательными бюллетенями, отрывными талонами и открепительными удостоверениями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3.3.9. Присутствовать при оглашении суммарных данных по списку избирателей, проводимому участковой избирательной комиссией перед непосредственным подсчетом голосов избирателей.
3.3.10. Визуально знакомиться с рассортированными избирательными бюллетенями установленной формы по голосам избирателей, поданным за кандидатов, федеральные списки кандидатов, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3.3.11. Присутствовать при непосредственном подсчете голосов избирателей и наблюдать за их подсчетом на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей.
3.3.12. Знакомиться с протоколами об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, составленными избирательной комиссией, в которой они присутствуют; получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.
3.3.13. Ставить свои подписи на опечатанных мешках или коробках, в которые упаковываются избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, список избирателей после завершения подсчета голосов избирателей.
3.3.14. Информировать представителей избирательных комиссий о своих наблюдениях без вмешательства в работу избирательных комиссий и попыток руководства процессом выборов.
3.3.15. Присутствовать на итоговом заседании участковой избирательной комиссии, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей.
3.3.16. Знакомиться с результатами рассмотрения жалоб (заявлений), обращений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах.
3.3.17. Получать от соответствующей избирательной комиссии для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий.
3.3.18. После окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации публично (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") излагать свое мнение (суждения оценочного характера) о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации.
3.3.19. Предоставлять организаторам выборов, органам государственной власти, их должностным лицам свое заключение о результатах наблюдения за подготовкой и проведением выборов.
4. Обязанности иностранных (международных) наблюдателей и ответственность за нарушение законодательства о выборах и прав иностранных (международных) наблюдателей
4.1. Иностранные (международные) наблюдатели обязаны:
4.1.1. Действовать в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.
4.1.2. Выполнять свои функции по осуществлению международного наблюдения за выборами депутатов Государственной Думы седьмого созыва, руководствуясь принципами политической нейтральности, беспристрастности, уважения национального суверенитета Российской Федерации, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений по отношению к избирательным комиссиям, органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления, должностным лицам, участникам избирательного процесса.
4.1.3. При посещении избирательных комиссий всех уровней, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления иметь при себе удостоверение иностранного (международного) наблюдателя и документ, удостоверяющий личность, предъявлять их по требованию организаторов выборов, других должностных лиц.
4.1.4. Осуществлять наблюдение, не вмешиваясь в избирательную кампанию ни на одном из ее этапов, включая предвыборную агитацию, голосование, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования, а также процессы, следующие за днем голосования.
4.1.5. Основывать все свои заключения на проведенном наблюдении и фактическом материале.
4.1.6. Воздерживаться до окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации от публичного изложения (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") любых замечаний, суждений оценочного характера, предложений и рекомендаций в связи со своим наблюдением за выборами, от обращения к представителям средств массовой информации, от проведения пресс-конференций.
4.2. Иностранный (международный) наблюдатель не вправе:
- осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва;
- выдавать избирателям избирательные бюллетени;
- расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
- заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
- совершать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
- совершать действия, препятствующие работе комиссии;
- проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
- участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
4.3. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе осуществлять свои права и исполнять обязанности в ином порядке, чем предусмотрено пунктами 3.3, 4.1 и 4.2 настоящих Разъяснений, а также использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва.
4.4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им общепризнанных принципов и норм международного права, Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", иных федеральных законов.
Об отзыве аккредитации иностранного (международного) наблюдателя Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение.
4.5. Лица, нарушающие права иностранных (международных) наблюдателей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
к Разъяснениям порядка
деятельности иностранных (международных)
наблюдателей при проведении выборов
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации седьмого созыва
В Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации
от _________________________________
(фамилия, имя, отчество)
ЗАЯВЛЕНИЕ
на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя
Прошу аккредитовать меня в качестве иностранного (международного)
наблюдателя на выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Наблюдение буду осуществлять в составе _____________________________
(наименование иностранной или
_________________________________________________________________________
международной организации, приглашенной в установленном порядке
уполномоченным органом Российской Федерации)
С порядком деятельности иностранного (международного) наблюдателя на
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации седьмого созыва ознакомлен.
Сведения о себе указываю в прилагаемой анкете.
___________________________ _____________________________
(дата) (подпись)
Приложение
к заявлению на аккредитацию в качестве
иностранного (международного) наблюдателя
Анкета
на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя
Application form
for accreditation as a foreign (international) observer
1 |
Фамилия Family name Имя First name Отчество Other name |
|
2 |
Дата рождения (день, месяц, год) Date of birth (day, month, year) Место рождения Place of birth |
|
3 |
Гражданство Present nationality |
|
4 |
Имеете ли Вы гражданство другой страны (если да, то какой?) Have You taken up legal permanent residence status in any country other than that of your nationality (if answer is "yes", which country?) |
|
5 |
Документ, удостоверяющий личность Identification document Номер Number Дата выдачи Date of issue Действителен до (день, месяц, год) Date of expiry (day, month, year) |
|
6 |
Образование (наименование учебного заведения) Education (graduated form) |
|
7 |
Какими иностранными языками Вы владеете? Knowledge of languages |
|
8 |
Место работы (полное название, адрес, телефон, факс) Place of work (full name of employer, address of employer, phone, fax) Род занятий Type of business |
|
9 |
Должность Exact title of your post |
|
10 |
Название организации, которую Вы представляете в качестве иностранного (международного) наблюдателя Name of organization You represent as foreign (international) observer Телефон (факс) Phone (fax) |
|
11 |
Домашний адрес Present home address Телефон Phone Факс Fax |
|
12 |
Опыт международного наблюдения (страна, год, в составе какой миссии) Experience from election observation (country, year, organization) |
|
13 |
Лишались ли Вы ранее аккредитации (если да, то когда и за что) Have You previously been forfeitured of accreditation as a foreign (international) observer (if answer is "yes" full particulars of each case) |
|
14 |
Государственный орган Российской Федерации, пригласивший Вас в качестве наблюдателя Which state body of the Russian Federation sent You an invitation to take part in the observation |
|
15 |
Дата прибытия в Российскую Федерацию Date of arrival to the Russian Federation |
|
16 |
Дата отъезда из Российской Федерации Date of departure from the Russian Federation |
|
17 |
Место получения въездной визы (если необходимо) Place of issue of entry visa (if necessary) |
|
18 |
Дата Date |
Подпись Signature |
Приложение N 2
к Разъяснениям порядка
деятельности иностранных (международных)
наблюдателей при проведении выборов
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации седьмого созыва
Форма удостоверения
иностранного (международного) наблюдателя на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва
/--------------------------------------------------------------\
| Выборы депутатов Государственной Думы |
| Федерального Собрания Российской Федерации |
| седьмого созыва |
| |
| УДОСТОВЕРЕНИЕ N _____ |
| __________________________________ |
| (фамилия) |
| ___________________________________ |
| (имя) |
| ___________________________________ |
| (организация) |
| ___________________________________ |
| (страна) |
| |
| аккредитован |
| Центральной избирательной комиссией |
| Российской Федерации |
| в качестве иностранного (международного) наблюдателя |
| |
| |
| |
| МП |
|Председатель |
|Центральной избирательной |
|комиссии Российской Федерации ___________________________ |
| (подпись, инициалы, фамилия) |
| |
| |
| |
| |
|(Удостоверение действительно "____" _________ 20___ г. |
|при предъявлении документа, (дата аккредитации) |
|удостоверяющего личность) |
\--------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы 7 созыва.
К наблюдателям относятся лица, не являющиеся гражданами России, наделенные правом осуществлять наблюдение за подготовкой и проведением выборов. Они получают разрешение на въезд в Россию и при наличии приглашения аккредитуются ЦИК.
Приглашения могут быть направлены Президентом РФ, палатами Федерального Собрания, Правительством РФ, ЦИК после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
ЦИК направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах.
К международным организациям относятся межгосударственные, межправительственные организации, международные ассоциации организаторов выборов. Международные общественные объединения к категории международных организаций не относятся.
Иностранной организацией является государственный орган иностранного государства или иностранная НКО с объемом правоспособности, позволяющим осуществлять международное наблюдение на территории России. Юридический статус и правоспособность иностранных организаций подтверждаются документами, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны, в которой они учреждены.
Срок полномочий наблюдателя начинается со дня его аккредитации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов.
Материально-финансовое обеспечение деятельности наблюдателя осуществляется за счет направившей стороны или за счет его собственных средств.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 11 мая 2016 г. N 6/51-7 "О Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2016 г., N 9