Распоряжение ОАО "РЖД" от 23 декабря 2015 г. N 3048р
"Об утверждении Методики классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД"
В целях организации перехода к дифференцированной технологии содержания и эксплуатации железнодорожных линий, нормирования расходов по основным видам деятельности на содержание инфраструктуры, формирования требований к конструкции инфраструктуры с учетом преимущественного вида перевозок:
1. Утвердить прилагаемую Методику классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД".
2. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 4 марта 2015 года N 551р "Об утверждении Методики классификации железнодорожных линий ОАО "РЖД".
Президент ОАО "РЖД" |
О. Белозёров |
Методика
классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 23 декабря 2015 г. N 3048р)
1. Настоящая методика является основой для разработки нормативов устройства и содержания инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта в зависимости от:
условий эксплуатации применяемых типов конструкций железнодорожных линий (верхнее строение пути, искусственные сооружения, устройства электроснабжения и т.д.);
оснащения железнодорожных линий современными системами управления и контроля; расходов на проведение ремонтных работ и технического обслуживания.
2. Настоящая методика распространяется на филиалы и другие подразделения ОАО "РЖД", осуществляющие техническое обслуживание и эксплуатацию объектов инфраструктуры или разработку нормативных документов по этим вопросам.
3. В настоящей методике применяются следующие термины и понятия:
грузонапряженность - параметр, характеризующий интенсивность использования железнодорожной линии, измеряемый количеством т-км (брутто), приходящихся на 1 км эксплуатационной длины линии (главного пути) за определенный период времени (год);
грузонапряженность приведенная (густота перевозок) - показатель интенсивности перевозок, характеризующий объем работы т-км брутто в грузовом и пассажирском движении на 1 км эксплуатационной длины поездо-участка или железнодорожной линии, млн т-км брутто/км в год;
железнодорожная линия - комплекс путей, сооружений и устройств на одном или нескольких поездо-участках, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий подсистемы: железнодорожного пути, станционную, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, по которым формируются данные статистической отчетности;
железнодорожная линия скоростная - железнодорожная линия, обеспечивающая движение скоростных пассажирских поездов со скоростью от 141 до 200 км/ч включительно;
железнодорожная линия высокоскоростная - железнодорожная линия, обеспечивающая движение высокоскоростных пассажирских поездов со скоростью свыше 200 км/ч;
железнодорожная линия особо грузонапряженная - железнодорожная линия с приведенной грузонапряженностью более 150 млн т-км брутто/км в год;
железнодорожная линия малодеятельная - железнодорожная линия с суммарным размером движения пассажирских и грузовых поездов не более 8 пар в сутки и с приведенной грузонапряженностью 5 млн т-км брутто/км в год и менее;
класс железнодорожной линии - характеристика железнодорожной линии, определяемая ее эксплуатационными параметрами (приведенной грузонапряженностью и техническими скоростями движения поездов) и предназначенная для установления требований к ее устройству и содержанию при эксплуатации;
поездо-участок - часть железнодорожной линии между техническими станциями (либо между тупиковой и технической станцией) с едиными весовыми нормами грузовых поездов, стабильными размерами движения и единым видом тяги;
скорость движения поезда, техническая - расстояние в километрах, проходимое поездом за 1 час, без учета стоянок на станциях, разъездах и обгонных пунктах как предусмотренных, так и не предусмотренных графиком движения поездов;
скорость движения поезда, установленная - скорость, устанавливаемая с учетом технического состояния инфраструктуры железнодорожного транспорта, подвижного состава, не превышающая его конструкционную скорость;
т-км брутто в грузовом и пассажирском движении - объем работы, выполненный в грузовом и пассажирском движении всеми видами тяги;
тяжеловесное движение - технологический процесс организации движения грузовых поездов с массой состава 6300 т и более, имеющих в составе вагоны с нагрузкой на ось 23,5, 25 тс и более.
Классификация железнодорожных линий утверждается один раз в 5 лет первым вице-президентом ОАО "РЖД". Проверка актуальности классификации железнодорожных линий проводится Центральной дирекцией инфраструктуры ежегодно, в первом полугодии, на основании данных за отчетный год.
4. Классификация железнодорожных линий основывается на следующих критериях:
годовая приведенная грузонапряженность по железнодорожной линии (поездо-участку), млн т-км брутто/км;
средняя за отчетный год техническая скорость движения грузовых поездов по железнодорожной линии (поездо-участку), км/ч;
средняя за отчетный год техническая скорость движения пассажирских (в том числе пригородных) поездов по железнодорожной линии (поездо-участку), км/ч.
5. В целях определения нормативных затрат на содержание инфраструктуры вводится специализация железнодорожных линий и принимаются следующие дополнительные критерии:
размеры движения грузовых поездов, в том числе грузовых поездов с массой состава 6300 т и более, пар поездов в сутки;
размеры движения пассажирских и пригородных поездов, пар поездов в сутки;
установленная скорость движения высокоскоростных и скоростных пассажирских поездов, км/ч.
6. Железнодорожные линии подразделяются на 5 классов в зависимости от интервалов скоростей движения и приведенной грузонапряженности.
Классы железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Годовая приведенная грузонапряженность, млн т-км брутто/км |
Класс железнодорожной линии при технической скорости движения поездов, км/ч, в числителе - пассажирские, в знаменателе - грузовые |
|||||||
>110 |
>77 и <110 |
>66 и <76 |
>55 и <65 |
>44 и <54 |
>33 и <43 |
>23 и <32 |
22 и менее |
|
>90 |
>77 и <90 |
>54 и <76 |
>49 и <53 |
>43 и <48 |
>33 и <42 |
>23 и <32 |
||
Более 150 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
81-150 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
51-80 |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
26-50 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
11-25 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5-10 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Менее 5 |
- |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Значение годовой приведенной грузонапряженности (млн т-км брутто/км) определяется по формуле:
, (1)
где - объем работы в грузовом движении по поездо-участку, млн т-км брутто в год;
- объем работы в пассажирском и пригородном движении по поездо-участку, млн т-км брутто в год;
- эксплуатационная длина поездо-участка, км.
При значениях грузонапряженности, входящих в интервалы 5,1-5,9, 10,1-10,9, 25,1-25,9, 50,1-50,9, 80,1 -80,9 млн т-км брутто/км в год, применяется метод округления до целых значений. Например, расчетная приведенная грузонапряженность по поездо-участку - 25,8 млн т-км брутто/км в год при классификации округляется до значения 26 млн т-км брутто/км в год.
Класс линии определяется по средней за отчетный год технической скорости грузовых или пассажирских поездов в зависимости от специализации линии (поездо-участка) - преимущественно грузовая или преимущественно пассажирская.
При значениях технической скорости грузовых поездов, входящих в интервалы 22-23, 32-33, 42-43, 48-49, 53-54, 76-77 км/ч, и пассажирских поездов, входящих в интервалы 22-23, 32-33, 43-44, 54-55, 65-66, 76-77, применяется метод округления до целых значений.
Для линий с размерами движения грузовых поездов более 60% от общего количества пар поездов в сутки по нормативному графику движения поездов за отчетный год при определении класса за расчетную принимается средняя техническая скорость грузовых поездов. Например, линия с расчетной приведенной грузонапряженностью 27,8 млн т-км брутто/км с размерами движения по нормативному графику движения поездов за отчетный год 30 пар грузовых поездов (83%), 6 пар пассажирских и пригородных (17%) в сутки и средней за отчетный год технической скоростью грузовых поездов 41,2 км/ч, пассажирских и пригородных поездов - 59,1 км/ч относится к 3-му классу.
Для линий с размерами движения пассажирских поездов более 60% от общего количества пар поездов в сутки по нормативному графику движения поездов за отчетный год при определении класса за расчетную принимается средняя техническая скорость пассажирских поездов. Например, линия с расчетной приведенной грузонапряженностью 55,3 млн т-м брутто/км с размерами движения по нормативному графику движения поездов за отчетный год 28 пар грузовых поездов (19%), 118 пар пассажирских и пригородных (81%) в сутки и средней за отчетный год технической скоростью грузовых поездов 50,7 км/ч, пассажирских и пригородных поездов - 53,8 км/ч относится к 2-му классу.
Для линий, на которых по нормативному графику движения поездов за отчетный год размеры движения пассажирских и пригородных поездов или размеры движения грузовых поездов находятся в интервале 40,1-59,9% от суммарных размеров движения, специализация определяется на основе анализа максимальных исполненных размеров грузового движения (сентябрь) за отчетный год. Например, расчетная приведенная грузонапряженность линии составляет 32 млн т-км брутто/км, размеры движения по нормативному графику движения поездов за отчетный год: 30 пар грузовых поездов (55% от суммарных размеров), 25 пар пассажирских и пригородных (45% от суммарных размеров) в сутки; средняя за отчетный год техническая скорость грузовых поездов - 46,9 км/ч, пассажирских и пригородных поездов - 55,8 км/ч. Исполненные размеры движения грузовых поездов в месяц максимальных перевозок (сентябрь) составляют 11 пар поездов в сутки. Таким образом, доля грузовых поездов по факту составляет 31% от суммарных размеров движения, доля пассажирских и пригородных поездов - 69%. Класс определяется по технической скорости пассажирских поездов. В соответствии с пунктом 7 настоящей методики данная линия относится к 2-му классу.
При одинаковых числовых значениях размеров движения грузовых и суммарных размеров движения пассажирских и пригородных поездов специализация линии определяется на основе перспективных планов объемов перевозок.
В исключительных случаях при технико-экономическом обосновании железнодорожным линиям, состоящим из нескольких поездо-участков, объединенных единой технологией организации перевозочного процесса, может быть присвоен идентичный класс и специализация.
7. Специализация железнодорожной линии определяется на основе основных технико-эксплуатационных параметров железнодорожной линии.
Примечания:
1) пример: железнодорожная линия 3-го класса с размерами движения пассажирских и пригородных поездов более 60% суммарных размеров движения (пар поездов в сутки) относится к железнодорожным линиям с преимущественно пассажирским движением с условным обозначением П. Класс железнодорожной линии с учетом специализации - ЗП;
2) если при определении специализации железнодорожной линии совпадают несколько критериев (линия является одновременно скоростной и линией с преимущественно пассажирским движением или линия является одновременно особо грузонапряженной и с тяжеловесным грузовым движением), то линии присваивается специализация с учетом следующего приоритета:
высокоскоростные, скоростные и особо грузонапряженные линии; линии с тяжеловесным грузовым движением; малодеятельные линии;
линии с преимущественно пассажирским или преимущественно грузовым движением;
3) при значениях в соответствии с нормативным графиком суммарных размеров движения пассажирских и пригородных поездов или грузовых поездов по поездо-участку в интервале 40,1-59,9% специализация линии по преимущественно грузовому или пассажирскому движению определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей методики;
4) в случае отсутствия в соответствии с нормативным графиком движения поездов по поездо-участку движения грузовых, хозяйственных, пассажирских и пригородных поездов участку присваивается 5-й класс со специализацией М.
8. Источники исходных данных
Измерители |
Источники для расчета величин измерителей |
Приведенная работа по поездо-участкам железных дорог, млн т-км брутто в год |
сумма столбцов 1, 4, 8 и 9 строки 308 таблицы 3 формы статистической отчетности ЦО-1 ВЦ "Показатели использования локомотивов наличного парка ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 27 июня 2013 года N 1426р, и сумма графы 14 строки 24 раздела 2 формы ЦО-5 "Отчет о наличии, распределении, работе и использовании моторвагонного подвижного состава (МВПС)", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 августа 2010 года N 1845р |
Эксплуатационная длина поездо-участка, км |
нормативный график движения поездов за отчетный год, утвержденный в установленном порядке |
Техническая скорость грузовых поездов, км/ч |
столбец 4 строки 108 таблицы 1 формы статистической отчетности ЦО-1 ВЦ "Показатели использования локомотивов наличного парка ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 27 июня 2013 года N 1426р (средняя за год) |
Техническая скорость пассажирских поездов, км/ч |
для пассажирских и пригородных поездов: столбец 1 строки 108 таблицы 1 формы статистической отчетности ЦО-1 ВЦ "Показатели использования локомотивов наличного парка ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 27 июня 2013 года N 1426р (средняя за год). Для моторвагонного подвижного состава: столбец 3 строки 31 раздела 3 формы ЦО-5 "Отчет о наличии, распределении, работе и использовании моторвагонного подвижного состава (МВПС)", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 августа 2010 года N 1845р (средняя за год) |
Размеры движения грузовых поездов, пар поездов в сутки |
нормативный график движения поездов на отчетный год, утвержденный в установленном порядке |
Размеры движения грузовых поездов с массой состава 6300 т и более, пар поездов в сутки |
до момента включения данного измерителя в формы статистической отчетности ОАО "РЖД" исходные данные принимаются на основании данных, предоставляемых ЦД |
Размеры движения пассажирских и пригородных поездов, пар поездов в сутки |
нормативный график движения поездов на отчетный год, утвержденный в установленном порядке |
Установленная скорость движения пассажирских поездов (для линий со скоростным и высокоскоростным движением), км/ч |
приказы дирекций инфраструктуры об установлении допускаемых скоростей движения поездов на отчетный год |
9. Определение класса и специализации на примере железнодорожной линии (поездо-участка) Манихино - Волоколамск:
1) В соответствии с пунктами 7 и 9 настоящей методики определяется годовая приведенная грузонапряженность по формуле (1)
млн т-км брутто/км в год,
млн т-км брутто - объем работы в грузовом движении по поездо-участку;
млн т-км брутто - объем работы в пассажирском и пригородном движении по поездо-участку;
км - эксплуатационная длина поездо-участка.
2) В соответствии с пунктом 9 настоящей методики определяется техническая скорость движения грузовых и пассажирских поездов.
В течение отчетного года средняя техническая скорость грузовых поездов в обоих направлениях составила 48,1 км/ч.
Средняя техническая скорость движения пассажирских поездов определяется как среднее значение технических скоростей пассажирских и пригородных поездов:
км/ч,#
где 73,2 км/ч - средняя фактическая техническая скорость движения пассажирских поездов по участку;
57 км/ч - средняя фактическая техническая скорость движения пригородных поездов по участку;
3) Определяется специализация железнодорожной линии.
По нормативному графику движения поездов за отчетный год определяются размеры движения грузовых, пассажирских и пригородных поездов. Размеры грузового движения по участку - 16 пар поездов в сутки, что составляет 19% от общего количества пар поездов.
Суммарные размеры движения пассажирских и пригородных поездов по участку - 71 пара поездов в сутки, что составляет 81% от общего количества.
Установленная скорость движения пассажирских поездов по участку - 100 км/ч.
Весовая норма грузовых поездов по участку - 4500 т.
Согласно таблице "Специализация железнодорожных линий" рассматриваемый поездо-участок является железнодорожной линией с преимущественно пассажирским движением.
4) Определяется класс железнодорожной линии.
Согласно пункту 7 настоящей Методики в соответствии с приведенной грузонапряженностью и технической скоростью движения пассажирских поездов класс расчетного поездо-участка - 2 (класс определяется по средней за год технической скорости пассажирских поездов);
Таким образом, железнодорожная линия Манихино - Волоколамск является линией класса и специализации 2П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 23 декабря 2015 г. N 3048р "Об утверждении Методики классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Текст распоряжения опубликован в журнале "РЖД-Партнер-Документы", 2016 г., N 9
Распоряжением ОАО "РЖД" от 13 января 2020 г. N 28/Р настоящий документ признан утратившим силу с 13 января 2020 г.