Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2016 г. N 8-АПГ16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Тупицына В.Н.
на решение Ярославского областного суда от 10 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании Закона Ярославской области от 20 ноября 2015 года N 91-з "О признании утратившими силу пункта 33 части 2 статьи 4 Закона Ярославской области "О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" и абзаца второго статьи 1 Закона Ярославской области "О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области "О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя губернатора Ярославской области Вошатко А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно части 1 статьи 4 Закона Ярославской области от 16 октября 2014 года N 59-з "О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" главы муниципальных образований Ярославской области, за исключением указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, избираются на муниципальных выборах и возглавляют соответствующую местную администрацию.
В части 2 этой же статьи приведен перечень муниципальных образований Ярославской области, главы которых избираются представительным органом данного муниципального образования из своего состава и исполняют полномочия его председателя.
Абзацем вторым статьи 1 Закона Ярославской области от 25 декабря 2014 года N 79-з часть 2 статьи 4 Закона Ярославской области "О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" дополнена пунктом 33, согласно которому глава городского округа город Рыбинск избирается представительным органом данного муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя.
20 ноября 2015 года Ярославской областной Думой принят и губернатором Ярославской области подписан Закон Ярославской области N 91-з, в соответствии со статьей 1 которого пункт 33 части 2 статьи 4 Закона Ярославской области "О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области", а также абзац второй статьи 1 Закона Ярославской области от 25 декабря 2014 года N 79-з признаны утратившими силу.
Согласно статье 2 указанного Закона Ярославской области от 20 ноября 2015 года N 91-з настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
20 ноября 2015 года в издании "Документ-Регион" N 96-а этот Закон был официально опубликован.
Тупицын В.Н. обратился в суд с административным иском о признании недействующим Закона Ярославской области от 20 ноября 2015 года N 91-з.
В обоснование заявленного требования ссылался на то, что оспариваемый им Закон противоречит Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Европейской хартии местного самоуправления, нарушает его право на осуществление местного самоуправления через представительный орган местного самоуправления, ограничивает его право избирать главу городского округа город Рыбинск и быть избранным главой городского округа город Рыбинск.
По мнению административного истца, решение представительного органа Ярославской области об избрании главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования было основано на законодательной инициативе данного органа местного самоуправления как представителя жителей города Рыбинска, а оспариваемый Закон принят без учета мнения муниципального образования и его представителей. Таким образом, оспариваемое решение не мотивировано и является вмешательством органов власти субъекта Российской Федерации в дела местного самоуправления.
Как указывал административный истец, органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право определять общие правила формирования представительных органов местного самоуправления. Избрав для городского округа город Рыбинск единственно возможный вариант порядка избрания главы, органы власти Ярославской области вышли за пределы своих полномочий.
Кроме того, административный истец полагал, что его права на осуществление местного самоуправления, как жителя городского округа город Рыбинск, не равны с такими же правами жителей других городских округов Ярославской области - Ярославля и Переславля-Залесского, а также жителей других муниципальных образований Ярославской области.
Решением Ярославского областного суда от 10 февраля 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Тупицын В.Н. просит отменить решение суда и принять по административному делу новое решение об удовлетворении его административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно абзацу первому части 3 статьи 34 данного Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 и 3 части 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию.
В целях реализации положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действуя в пределах предоставленных полномочий, с учетом мнения населения муниципального образования, Ярославская областная Дума приняла оспариваемый Закон, которым определила порядок избрания главы городского округа город Рыбинск путем прямых муниципальных выборов.
Таким образом, установив при рассмотрении и разрешении дела, что Закон Ярославской области от 20 ноября 2015 года N 91-з федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из того, что установление порядка избрания главы муниципального образования путем прямых выборов не нарушает прав административного истца на осуществление местного самоуправления, закреплённых в статье 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также суд с учетом положений Закона Ярославской области "О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" пришел к обоснованным выводам об отсутствии противоречий положений оспариваемого Закона требованиям статьи 36 указанного Федерального закона в том толковании, которое они получили в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 30-П.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении административного иска Тупицына В.Н.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, при рассмотрении дела в суде первой инстанции им дана правильная правовая оценка, что нашло мотивированное отражение в судебном решении. Оснований не согласиться с такой оценкой у Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры подписания губернатором оспариваемого Закона и порядка его опубликования носят предположительный характер, в связи с чем являются несостоятельными.
Других доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 10 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тупицына В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2016 г. N 8-АПГ16-4
Текст определения официально опубликован не был