Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2016 г. N 8-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретере Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционным жалобам правительства Ярославской области и ООО "Диаманд"
на решение Ярославского областного суда от 28 декабря 2015 года, которым удовлетворены административные исковые заявления Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации и заместителя прокурора Ярославской области
о признании недействующим пункта 8 Перечня участков недр местного значения Ярославской области, утвержденного постановлением правительства Ярославской области от 26 декабря 2012 года N 1515-п.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей правительства Ярославской области - Кузьмичева А.В., ООО "Диаманд" - Баурина Н.Н., департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - Ворониной З.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения против удовлетворения апелляционных жалоб представителей ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - Кихтева Д.А., Федерального агентства по недропользованию - Щелкуновой И.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 декабря 2012 года правительством Ярославской области принято постановление N 1515-п, пунктом 1 которого утвержден Перечень участков недр местного значения Ярославской области.
В указанный Перечень под пунктом 8 в качестве участка недр местного значения включено месторождение песчано-гравийных материалов "Вепревая Пустынь" (в южной части Ростовского района, в 1,5 км к востоку от дер. Вепрева Пустынь) с указанием географических координат местоположения.
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации" и заместитель прокурора Ярославской области обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим пункта 8 Перечня, ссылаясь на его несоответствие требованиям Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах".
По мнению административных истцов, спорный участок недр не подлежал включению в перечень участков недр местного значения, т.к. является участком недр федерального значения; данный земельный участок находится на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России" и используется в целях обороны страны.
Решением Ярославского областного суда от 28 декабря 2015 года административные исковые заявления удовлетворены.
В апелляционных жалобах правительства Ярославской области и ООО "Диаманд" ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах" вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 1.1 Закона Российской Федерации "О недрах" субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 3 статьи 1.1 Закона" имеется в виду "части 2 статьи 1.1 Закона"
Статьей 4 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях отнесена, в том числе подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В развитие указанных положений правительством Ярославской области принят оспариваемый акт, отдельные положения которого оспариваются административными истцами.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правильному выводу о противоречии оспариваемой нормы положениям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно частям 1, 2 и пункту 4 части 3 статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения. Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации. К участкам недр федерального значения относятся участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Ростовского района Ярославской области от 29 января 1993 года N 96 земельный участок с кадастровым номером 76:13:041001:1, площадью 9390000 кв.м., расположенный по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Любилковское с/о, был закреплен на праве постоянного бессрочного пользования за войсковой частью, а в настоящее время принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России.
Согласно акту на передачу (приемку) лесов, расположенных на землях обороны, от 14 сентября 1998 года леса, расположенные на землях обороны, переданы военному лесничеству.
Таким образом, спорный земельный участок относится к категории земель обороны, безопасности и иного специального назначения, является собственностью Российской Федерации и используется в целях обороны, безопасности страны. На указанном земельном участке расположены войсковая часть, военное имущество, а также лесные участки, переданные Министерству обороны Российской Федерации.
Судом также установлено, что песчано-гравийное месторождение "Вепревая Пустынь", включенное в оспариваемый Перечень, имеет наложение на земельный участок с кадастровым номером 76:13:041001:1; площадь наложения 725 254 квадратных метра.
Проанализировав приведённые законоположения в их системном единстве, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт в части включения в перечень песчано-гравийного месторождения "Вепревая Пустынь" принят правительством Ярославской области с превышением полномочий, поскольку данное месторождение относится к участкам недр федерального значения в силу прямого указания пункта 4 части 3 статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
Судебная коллегия находит верным суждение суда о том, что отсутствие спорного земельного участка в перечне участков недр федерального значения, опубликованном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 823 "О порядке официального опубликования перечня участков недр федерального значения", не отменяет его принадлежность к участкам недр федерального значения.
Положения статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах" не содержат указания на то, что участок недр федерального значения приобретает соответствующий статус только с момента его включения в соответствующий перечень при условии наличия признаков, установленных законом для квалификации участков недр федерального значения в качестве таковых.
Наличие согласования Федерального агентства по недропользованию от 29 ноября 2012 года N ЕК-04-24/12012 не свидетельствует об отсутствии у месторождения "Вепревая Пустынь" статуса участка недр федерального значения, в связи с чем довод апелляционной жалобы Правительства Ярославской области в данной части является необоснованным.
Ссылка в апелляционной жалобе ООО "Диаманд" на неправильное определение судом момента признания недействующим оспариваемого нормативного акта в части, несостоятельна, т.к. решение суда согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27 января 2004 года N 1-П.
При установленных обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 28 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы правительства Ярославской области и ООО "Диаманд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2016 г. N 8-АПГ16-2
Текст определения официально опубликован не был