Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2016 г. N 5-АПГ16-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "НПО "Молния" о признании недействующим пункта 4718 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Департамента экономической политики и развития города Москвы и апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 18 декабря 2015 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества "НПО "Молния" Малофеева Р.А. и Разина С.М., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "НПО "Молния" (далее - ОАО "НПО "Молния", общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим пункта 4718 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень) приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В обоснование заявленных требований общество указало, что здание, включенное в названный пункт Перечня, не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Решением Московского городского суда от 18 декабря 2015 года заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы просит отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права, с неправильно определенными обстоятельствами, имеющими значение для дела.
ОАО "НПО "Молния" и прокуратурой г. Москвы представлены возражения на апелляционные жалобы.
Представители Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на территории г. Москвы с 1 января 2014 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1. которого налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В пункт 4718 Перечня включено здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1068, общей площадью 19 055 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, д. 5 корп. 1, в котором находятся помещения с кадастровым номером 77:08:0004014:3360 площадью 18 016,6 кв.м., принадлежащие на праве собственности ОАО "НПО "Молния".
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 г., вступило в законную силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), которым определена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с требованиями пункта 1.2 Порядка Госинспекцией по недвижимости проведено обследование фактического использования здания с кадастровым номером 77:08:0005003:1068, общей площадью 19 055 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, д. 5 корп. 1., в том числе помещений с кадастровым номером 77:08:0004014:3360 площадью 18 016,6 кв.м., принадлежавших на праве собственности ОАО "НПО "Молния".
По результатам обследования составлен акт от 21 июля 2014 г. N 9088708, согласно которому 58,4% от общей площади здания используются для размещения офисов и 41,6% от общей площади занимают производственно-складские помещения. На основании акта обследования здание включено в пункт 4718 Перечня.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что здание не соответствует критериям объектов налогообложения по налогу на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно материалам дела здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:08:05003:029, предоставленное обществу на праве аренды сроком на 25 лет с видом разрешенного использования - для обслуживания и эксплуатации существующих зданий и сооружений.
Из данных технического паспорта следует, что здание входит в производственный комплекс промышленного предприятия ОАО "НПО Молния" как здание заводоуправления, в котором располагаются опытно-конструкторское бюро, отдел средств вычислительной техники и программного обеспечения, центр наземных испытаний и экспериментальных исследований, отдел технического контроля, отдел режима и защиты государственной тайны, производственный комплекс и другие.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами, а именно: справкой о функциональном назначении подразделений в здании, выкопировками из поэтажного плана с пояснениями о расположении служб по помещениям здания, лицензиями на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно материалам дела проверка фактического использования помещений произведена сотрудниками Госинспекции не в полном объеме. Из пояснений инспекторов проводивших обследование помещений следует, что к числу офисных помещений отнесены все помещения, оборудованные оргтехникой, в том числе и помещения обеспечивающие функционирование всего производственного комплекса, где доступ ограничен.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал недоказанным факт использования обществом более 20% площади здания под размещение офисов и его включения в пункт 4718 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда 18 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента экономической политики и развития города Москвы и Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2016 г. N 5-АПГ16-21
Текст определения официально опубликован не был