Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2016 г. N 5-АПГ16-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.,
при секретаре Барулевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Арбат", товариществ собственников жилья "Нижегородское", "Ангелов 6", "Загорье-1", жилищно-строительных кооперативов "Космос-4", "Цветник", "Москвич-2" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41" по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Арбат", товариществ собственников жилья "Нижегородское", "Ангелов 6", "Загорье-1", жилищно-строительных кооперативов "Космос-4", "Цветник", "Москвич-2" на решение Московского городского суда от 17 декабря 2015 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Арбат" Конева В.Е., Желтовой С.Б., Талиманчука К.В., товариществ собственников жилья "Ангелов 6", "Загорье-1", "Нижегородское", жилищно-строительных кооперативов "Космос-4", "Москвич-2", "Цветник" Погосовой И.Н., товарищества собственников жилья "Нижегородское" Грицая В.В., жилищно-строительных кооперативов "Космос-4", "Москвич-2" Ткач А.Н., Правительства Москвы по доверенности Аветисянца Э.Л., акционерного общества "МОЭК" по доверенностям Сапрычева А.Ю., Перваковой Н.В., Бычкова М.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Арбат", товарищества собственников жилья "Нижегородское", "Ангелов 6", "Загорье-1", жилищно-строительные кооперативы "Космос-4", "Цветник", "Москвич-2" обратились в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41".
Решением Московского городского суда от 17 декабря 2015 г. административное исковое заявление удовлетворено в части признания недействующим пункта 2 оспариваемого постановления, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Управляющая компания "Арбат", товариществ собственников жилья "Нижегородское", "Ангелов 6", "Загорье-1", жилищно-строительных кооперативов "Космос-4", "Цветник", "Москвич-2" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 1 оспариваемого постановления, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, прокуратура города Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Оспариваемым постановлением от 14 июля 2015 г. N 435-ПП в целях совершенствования системы расчетов между управляющими и ресурсоснабжающими организациями за поставленную в многоквартирный дом тепловую энергию для нужд отопления Правительство Москвы внесло изменение в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 21 июня 1994 г. N 500, от 28 июля 1998 г. N 566, от 12 января 1999 г. N 16, от 20 апреля 1999 г. N 331, от 23 декабря 2003 г. N 1062-ПП, от 13 июня 2006 г. N 381-ПП, от 25 июля 2006 г. N 538-ПП, от 29 ноября 2011 г. N 571-ПП), а именно раздел "Нормативы потребления коммунальных услуг для населения" приложения 4 к постановлению дополнен примечанием в следующей редакции: "Объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года." (пункт 1).
Пунктом 2 оспариваемого постановления установлено, что если оплата за отопление населением производилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м), то объем тепловой энергии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня вступления в силу данного постановления, определенный с учетом иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7.
Постановление Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП опубликовано 15 июля 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также 21 июля 2015 г. в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 40.
Обращаясь в суд первой инстанции с заявленными требованиями, административные истцы указали, что пунктом 1 постановления от 14 июля 2015 г. N 435-ПП введен коэффициент 12/7, который фактически изменяет объем тепловой энергии с 0,016 Гкал на кв. м в месяц до 0,0274 Гкал на кв. м в месяц, что ведет к увеличению размера потребленной тепловой энергии и фактически изменяет величину норматива, установленную постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий". Пунктом 2 постановления от 14 июля 2015 г. N 435-ПП названному нормативному правовому акту придается обратная сила, предыдущий период, на который распространяется возможность применения нормативного правового акта, не ограничен каким-либо временным сроком, не определен порядок применения данного пункта.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 1 постановления от 14 июля 2015 г. N 435-ПП, суд первой инстанции сделал вывод о том, что применение коэффициента 12/7 соответствует законодательству и позволит обеспечить перечисление ресурсоснабжающей организации всех денежных средств, собранных населением. Суд первой инстанции исходил из того, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется населением равномерно каждый месяц календарного года из расчета норматива потребления 0,016 Гкал на кв.м в месяц, расчет за поставленные коммунальные ресурсы (отопление) осуществляется между управляющими и ресурсоснабжающими организациями только в отопительный период: в течение 7 месяцев. Применение указанного норматива в течение только отопительного периода приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии.
Признавая недействующим пункт 2 оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из правовой неопределенности данной нормы.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными данным постановлением (подпункт "а" пункта 1).
Согласно пункту 1 названных Правил в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.
Формула расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению содержится в подпункте "а" пункта 2 данных Правил и содержит множитель N^T - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Пунктом 18 приложения N 2 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определена формула расчета указанного норматива, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (общей площади жилых домов) и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 18 приложения N 2" имеется в виду "пункт 18 приложения N 1"
Таким образом, в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг плата за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании норматива потребления коммунальной услуги с учетом только отопительного периода.
Из постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2012 г. N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" следует, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Пунктами 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление.
Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений утвержден постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 и составляет 0,016 Гкал на 1 кв.м. Указанный норматив установлен в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, то есть предназначен для случаев оплаты тепловой энергии в течение 12 месяцев, а не отопительного периода. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату коммунальных услуг в отопительный сезон.
Оспариваемым постановлением Правительства Москвы постановление от 11 января 1994 г. N 41 дополнено примечанием, согласно которому объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.
Таким образом, постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП, в отличие от Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, регулируется тот случай, когда норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений рассчитан не на отопительный период, а на весь календарный год, в связи с чем объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется с учетом коэффициента 12/7, а не 7/12.
Названное примечание не направлено на пересмотр значения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и не изменяет его величину. Внесенные в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 изменения определяют объем поставленного коммунального ресурса в отопительный период и распространяются на ресурсоснабжающие организации и исполнителей коммунальных услуг (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющую организацию),
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, проверяя оспариваемый акт, должен выяснять, являются ли его предписания определенными. Если оспариваемый акт вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Судебная коллегия установила, что пункт 2 постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП не устанавливает сроков пересмотра объема тепловой энергии, условий и оснований принятия решения о пересмотре, в том числе в этой норме отсутствует указание на то, какой орган будет принимать решение, в ведении какого должностного лица будет находиться указанное полномочие, каким образом оно будет реализовано.
Поскольку оспариваемая норма носит неопределенный характер и вызывает неоднозначное толкование, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в этой части.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 17 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Арбат", товариществ собственников жилья "Нижегородское", "Загорье-1", "Ангелов 6", жилищно-строительных кооперативов "Космос-4", "Цветник", "Москвич-2", - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2016 г. N 5-АПГ16-19
Текст определения официально опубликован не был