Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Рифинг" (далее - Заявитель) на действия ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение полного комплекса работ включая работы по сохранению объектов культурного наследия по объекту "Строительство депозитарно-реставрационного и выставочного центра (г. Москва, Малый Знаменский пер., д. 8, строение 9, Колымажный пер., д. 4, строение 2, д. 6, строение 1)" (номер извещения 0373100115116000005) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 16.03.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 881 297 696,77 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.04.2016;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 28.04.2016.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса с ограниченным участием, объектом закупки является строительство новых объектов капитального строительства, которые не могут являться объектами культурного наследия.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, проектно-сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью Конкурсной документации, объектом закупки является строительство депозитарно-реставрационного и выставочного центра (Москва, Малый Знаменский пер., д. 8, строение 9, Колымажный пер., д. 4, строение 2, д. 6, строение 1), а также работ по сохранению объектов культурного наследия (Москва, ул. Волхонка, д. 8, стр. 7, 9, 10, 11).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с техническим заданием Конкурсной документации, проектно-сметной документацией объектом закупки являются работы по новому строительству. Вместе с тем, в зону влияния объекта строительства входят объекты культурного наследия, для которых необходимо осуществить мероприятия по защите, в части ремонта оснований и фундаментов указанных объектов культурного значения на общую сумму 9 924 870,62 рублей.
Таким образом, по мнению представителей Заказчика, учитывая, что при выполнении работ по строительству необходимо осуществлять работы по сохранению объектов культурного наследия, указанная закупка может осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Принимая во внимание, что объектом закупки являются работы по строительству новых объектов капитального строительства не являющихся объектами культурного наследия, а так же учитывая, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрены случаи, при которых закупки по строительству объектов капитального строительства, не являющихся особо опасными и технически сложными объектами капитального строительства, осуществляются путем проведения конкурса с ограниченным участием, Комиссия приходит к выводу о том, что включение в один объект закупки работ по сохранению объектов культурного наследия, попадающих в зону влияния основного объекта капитального строительства, не является основанием для проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса с ограниченным участием, не соответствуют части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок, в том числе установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. При этом значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В соответствии с пунктом 3 приложения к Правилам оценки заявок в случае проведения реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации, при условии включения работ по реконструкции и ремонту в один предмет контракта (один лот) с реставрацией таких объектов, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов устанавливаются следующие предельные величины значимости критериев оценки:
- минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов): 40;
- максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов): 60.
Комиссией установлено, что в Конкурсной документации установлены следующие предельные величины значимости критериев оценки:
"1) "цена контракта" - 40%, коэффициент значимости - 0,4;
2) "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" - 50%, коэффициент значимости - 0,5;
2) "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 10%, коэффициент значимости - 0,1".
Учитывая, что по результатам закупки заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, не предусматривающих ни проведение реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ни работ по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации Комиссия приходит к выводу, о том что порядок оценки заявок не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку закупаемые работы не относятся к случаям установленным в пункте 3 приложения к Правилам оценки заявок, в связи с чем предельные величины значимости критериев оценки в Конкурсной документации установлены ненадлежащим образом.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с локальными сметами N 02-01-44 на технологические решения по оснащению технологическим оборудованием и мебелью фондохранилища, N 02-01-43 "Оборудование общая технология, кафе", N 02-01-45 на технологические решения по оснащению технологическим оборудованием и мебелью помещений, являющимися неотъемлемой частью Конкурсной документации, установлены требования к поставке товаров (оборудования), в том числе, мебель офисная и специализированная, бытовая техника, офисная техника, технологическое оборудование и т.д.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что строительство объекта осуществляется "под ключ" и при сдаче объекта в эксплуатацию товары и оборудование также должны быть с поставлены и установлены.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу и поставке после окончания строительства объекта.
Кроме того, в пункте 4 статьи 3 раздела 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Вместе с тем, указанное свидетельство не требуется для осуществления поставки оборудования.
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки товаров, оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Рифинг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчик нарушения части 5 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 05.04.2016 N К-439/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2016 г. N К-439/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был